На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИТРО


Этот раздел повествует о том, как Итро, тесть Моше, приходит в походный стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением от рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро принимает еврейскую веру. Видя, что Моше не может в одиночку справиться с множеством судебных дел, исков и ходатайств, Итро предлагает ему назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить лишь самые важные и трудные случаи. Моше следует совету тестя.
Сыны Израиля приходят к горе Синай. Б-г предлагает им Тору. На третий день под раскаты грома, молнии и оглушительные звуки шофара Творец обращается "голосом" с вершины дымящейся горы. Евреи слышат Десять Речений.
1. Я — твой Б-г (вера в Творца).
2. Не будет у тебя других богов.
3. Не упоминай без нужды Имя Б-га.
4. Помни и освящай Шаббат.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради (человека).
9. Не лжесвидетельствуй о своем ближнем.
10. Не возжелай того, что тебе не принадлежит.
Получив первые два речения, евреи жалуются, что не могут выдержать прямого контакта с Б-гом, и просят Моше стать их посредником — передавать дальнейшие слова Творца, обращенные к ним.

* * *
Дарование Торы у горы Синай стало главным событием в мировой истории. Это был первый и единственный случай, когда Б-г "лично представился" целому народу и установил с ним прямую связь. Не поддаются описанию величие и грандиозность всей церемонии, когда "загремели громы, и засверкали молнии, и облако густое окутало гору, и рог затрубил очень громко (...) и сильно тряслась вся гора, и звук шофара становился все сильнее" (19:16, 18, 19).
Дарованию Торы предшествовала тщательная трехдневная подготовка, когда евреям было велено облачиться в чистые одежды, воздерживаться от супружеской близости, огородить Синай и не переступать за барьер, чтобы не погибнуть. Моше-рабейну ежедневно восходил на вершину и возвращался к народу с инструкциями от Всевышнего.
Синайское откровение глубоко отпечаталось в коллективном сознании не только евреев, но и всего человечества. Необычные явления природы, как и чудеса, сопровождавшие Исход, видели все. Мидраш рассказывает, что народы мира испугались; они подумали, что грядет новый Всемирный потоп, и отправили своих представителей к известному политическому деятелю и прорицателю Биламу, тому самому, который впоследствии безуспешно пытался проклясть евреев (см. раздел "Балак" в книге "Бемидбар"). Билам ответил: "Ашем оз ле-амо итен — Б-г дает мощь (Тору) Своему народу". И посланники ответили: "Ашем еварех эт шло ба-шалом — Да благословит Б-г Свой народ миром".
Это событие не только потрясло, но и неузнаваемо изменило мир. Сыны Израиля стали Ам сгула, особым, приближенным к Б-гу народом. Возник нерасторжимый союз: Творец — Израиль — Тора. Целая нация установила близкие отношения с Творцом Вселенной и получила возможность постоянно поддерживать эту связь с помощью двух мощных средств — пророчества и молитвы. Приняв Тору, мы навсегда связали свою судьбу с Б-жественной волей, приняли новое мировоззрение, новый образ жизни, отличные от жизни и взглядов других народов. Отныне наша коллективная судьба стала целиком зависеть от Б-га. Каждый из нас сам отвечает за свою связь с Творцом, может укрепить или, наоборот, ослабить ее, но эта связь неразрывна.
Особый статус евреев дарован нам навсегда и подтвержден самой историей, бесчисленными провалившимися попытками уничтожить нас путем физического или духовного геноцида. Наша судьба по-прежнему в руках Всевышнего. От нас требуется лишь одно: хранить верность Синайскому договору, крепить нашу связь с Творцом. И тогда Он укрепит Свою связь с нами — благословит нас миром и процветанием. Таково значение почетного титула — Ам сгула.

* * *
Попросите нерелигиозного человека перечислить десять заповедей-речений — всего-то десять! Он назовет от силы четыре — пять: "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй"...
Почему-то принято считать, что речь идет о моральном кодексе. На самом деле межчеловеческие отношения определяются лишь шестью последними речениями, а первые четыре относятся исключительно к обязанностям человека перед Б-гом, причем не каждого человека, а еврея. На это указывают формулировки первой и четвертой заповедей: "Я — Г-сподь Б-г, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства" (из Египта вышли, как известно, только евреи) и "Помни день Шаббата, чтобы освятить его..." (не сказано "помни день пятничный" или "день воскресный"). Отсюда видно, что Десять Речений (Асерет а-Диброт) — это исключительная собственность еврейского народа. Другим народам Тора дала семь законов сыновей Ноаха в качестве фундамента общественной морали.
Кстати, цифра семь фигурирует и в Асерет а-Диброт. Б-г заповедует евреям освящать седьмой день недели, Шаббат: "Захор эт йом а-Шаббат лекадшо — Помни день Шаббата, чтобы освящать его". Этот стих — седьмой по счету в тексте Десяти Речений, и начинается он с буквы "зайн", седьмой в еврейском алфавите. Далее Тора перечисляет семь категорий людей и животных, которые должны отдыхать в Шаббат: "ты, сын твой, дочь твоя, раб твой, рабыня твоя, скот твой и пришелец твой, который во вратах твоих" (в последнем случае имеется в виду нееврей, живущий среди евреев и принявший к исполнению семь законов сыновей Ноаха: еврею нельзя пользоваться его трудом в Шаббат). Соответственно, в субботней "Минхе", послеполуденной молитве, упоминаются семь "покоев": "покой в любви и добровольном служении (Б-гу), покой в истине и вере, покой в мире и беззаботности, безмятежности, тишине и безопасности, покой совершенный".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.