На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

64. Заповедь, запрещающая назначать на пост судьи недостойного человека

Сказано в Торе: "Не делайте предпочтения (кому-либо) в суде" ("Дварим" 1:17). Как объясняется в "Сифри", эти слова адресованы ответственному за назначение судей.
При избрании судьи нельзя отдавать предпочтение кому-либо, говоря о таких его качествах, как сила, красота, обладание знанием в разных областях — если эти знания не связаны с Торой и страхом перед Всевышним.
Назначаемый судья должен быть б-гобоязненным знатоком Торы и ненавидящим подкуп и взятки человеком, который способен владеть своими желаниями и умеет защитить слабого перед сильным. Таковы качества, которыми должен обладать судья. Поэтому тот, кто назначает судью, исходя из других принципов, нарушает этот запрет. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

65. Заповедь, запрещающая судье выслушивать доводы одной стороны при отсутствии другой стороны

Сказано в Торе: "Не поднимай ложного слуха" ("Шмот" 23:1).
Под словом "поднимать" здесь понимается "разносить" ложный слух. Выслушивание одной стороны при отсутствии другой — частный случай содействия распространению ложного слуха. Кроме этого запрета, касающегося судей, есть запрет, касающийся пришедшего в суд. Пока в суд не пришла другая сторона, его судебному противнику по разбираемому делу запрещено давать показания судье, потому что слова Торы в приведенном стихе — "ло тиса" ("не принимай", "не разноси"), — относящиеся к судье, можно прочесть как "ло таси" — "не вынуждай судью принимать".
В приведенную заповедь входят два дополнительных запрета: на злословие (говорить и слушать) и дачу ложных показаний в суде.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда судьи и все стороны в каждом судебном деле, мужчины и женщины.

66. Заповедь, запрещающая судье быть снисходительным к бедняку во время судебного разбирательства

Сказано в Торе: "Нищему не потворствуй в его тяжбе" ("Шмот" 23:3). И еще сказано: "Не будь снисходительным к нищему" ("Ваикра" 19:15).
Судье запрещено говорить: "Передо мной бедный человек, надо позаботиться о его существовании. Чтобы не лишать его средств к существованию, решу-ка я это дело в его пользу".
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

67. Заповедь, запрещающая судье превратно судить человека из-за того, что он грешник

Сказано в Торе: "Не суди превратно твоего неимущего в его тяжбе" ("Шмот" 23:6). Под словом "неимущий" здесь понимается тот, за кем мало соблюдаемых заповедей, т. е. грешник. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

68. Заповедь, запрещающая судье превратно судить гера и сироту

Сказано в Торе: "Не суди превратно пришельца и сироту" ("Дварим" 24:17).
Судья, принявший несправедливое решение относительно гера или сироты, нарушает кроме приведенного еще и запрет: "Не творите неправды в суде" ("Ваикра" 19:15; см. следующую заповедь). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

69. Заповедь, запрещающая вершить несправедливый суд

Сказано: "Не творите неправды в суде" ("Ваикра" 19:15).
Запрещено признавать виновного невиновным, а невиновного виновным. Также запрещено затягивать вынесение приговора, после того как судье стало ясно, на чьей стороне правда. Поэтому, если судья продолжает подробно исследовать очевидные вещи, причиняя страдание одной из сторон, тем самым он нарушает этот запрет.

70. Заповедь, запрещающая выделять при судебном разбирательстве человека высокого звания

Сказано в Торе: "Не угождай уважаемому (великому)" ("Ваикра" 19:15).
Эти слова означают, что если перед судьей предстали два человека, один из которых велик в глазах общества, а другой мал, то судья не может относиться с особой благосклонностью к уважаемому, выделяя его перед вторым.
Заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

71. Заповедь, запрещающая судье брать взятку

Сказано в Торе: "Взятку не бери" ("Шмот" 23:8).
Судье запрещено брать взятку, даже если он, несмотря на взятку, намерен вынести справедливый приговор. Взявший взятку обязан ее вернуть. Даже словесная взятка — например, лесть — запрещена.
Дающий взятку нарушает запрет: "Перед слепым не ставь препятствия" ("Ваикра" 19:14, см. 76-ю запрещающую заповедь).
Судья может взять плату только за потерю времени, если прервал свою основную работу для данного судебного разбирательства. Причем плату за простой в работе он берет в виде двух равных долей с каждой из сторон.

72. Заповедь, запрещающая судье бояться подсудимого

Сказано в Торе: "Никого не бойтесь" ("Дварим" 1:17).
Даже если подсудимый обладает могуществом, судье не следует бояться, что тот может причинить ему зло. Пока судья не выяснил, на чьей стороне в данном деле правда, он может отказаться от суда, сказав: "Я не готов разбирать ваше дело". Но с момента, когда он, выслушав заявления обеих сторон, понял, кто из них прав, ему уже нельзя уклониться от вынесения приговора из боязни, что один из судящихся может причинить ему вред.
Запрет нарушает и ученик судьи, который, присутствуя при разбирательстве дела между бедным и богатым, нашел доводы в пользу бедного против богатого и не приводит их.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

73. Заповедь, запрещающая выносить приговор, основанный на словах единственного свидетеля

Сказано в Торе: "Не выступит один свидетель против кого-либо в чьей-либо вине" ("Дварим" 19:15).
Запрещено приговаривать человека к наказанию по делу, которое опирается на показания одного свидетеля. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

74. Заповедь, запрещающая суду принимать показания близкого родственника

Сказано в Торе: "Да не будут умерщвлены отцы за детей" ("Дварим" 24:16).
Другими словами, на основании показаний детей не судят отцов. Закон касается и других близких родственников.

75. Заповедь, запрещающая суду принимать показания грешника

Сказано в Торе: "Не протягивай свою руку с нечестивым, чтобы быть свидетелем (на стороне) неправды" ("Шмот" 23:1).
Если правомочный свидетель знает, что второй свидетель злодей, а судьи не знают этого, то на основании данного запрета правомочному свидетелю запрещено давать вместе со злодеем даже правдивые показания. Аналогично: тому, кто знает, что второй свидетель собирается дать ложные показания, запрещено давать показания вместе с ним.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.