На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ


(Продолжение. Начало в № 551.)

"Компьютерная радиация" — это миф общественного сознания. А вот внимательное вглядывание в искусственное изображение действительно не соответствует природе зрения человека. Но что ж делать-то? И кино, и телевизионные, и компьютерные изображения светятся, мерцают и состоят из грубых точек.

Разрешающая способность, или минимальный размер "зерна", из которого состоит изображение, определяет его четкость. Чем мельче точки, чем этих точек больше, чем гуще они расположены, тем лучше для зрения, тем ближе к естественному состоянию человеческих глаз. Если кто-то читал книги о художниках древности, то вспомнит, что это был физически тяжелый труд — растирать краски в ступке. Зачем? А чтобы зерна пигмента на хосте были мельче — тогда картина красивее. В картинах старых художников размер зерна пигмента 0,03 — 0,04 мм. Фотоизображение тоже состоит из зерен. У посредственной любительской фотографии, сделанной на самой обычной недорогой фотобумаге размер зерна 0,1 мм, а у профессиональной — вдвое и еще меньше. У хороших мониторов "телевизионного" типа — с кинескопами — размер зерна 0,24 — 0,25 мм. В очень дорогих — 0,2 мм. У плоских мониторов больше — 0,3 мм. Зато они меньше мерцают.
Мерцание. Кино-, теле-, компьютерные изображения быстро мигают — мерцают, что и является неестественным, биологически непривычным и неполезным. Мерцают они по трем разным поводам, и эти мерцания накладываются друг на друга. Во-первых, просто из-за смены сюжета. То есть олень на экране секунду назад был здесь, а сейчас — там… понятно, да? Этот вид мерцаний и в живой природе есть. Во-вторых, из-за смены кадров: один гаснет, между ними маленькая, незаметная сознанию пауза, а другой появляется (на самом деле все чуть сложнее, но без упрощений не объяснить). Это — все мы знаем — в кино, и в телевидении, и на мониторе тоже. В-третьих, на телевизионном кинескопе с гораздо большей скоростью мерцает каждая точка: принципиальное отличие от кино в том, что электронный луч засвечивает точки по очереди, но очень-очень быстро, примерно каждые 50 наносекунд, то
есть одну двадцатимиллионную долю секунды. Потом точки "медленно" гаснут, ожидая новой засветки. Влияет ли вредно на зрение вот эта последняя составляющая мерцания — вопрос темный. Есть разные научные школы… Не будем их ворошить. У плоских LCD-мониторов этого быстрого мерцания нет вообще. У плазменных оно имеет другой характер и по-научному мерцанием не называется. Но все равно оно неестественное.
Насчет смены кадров мнения ученых более единодушны. Как в кино, 24 в секунду, или по обычному ТВ, 50 полукадров в секунду, — этого маловато для пристального, внимательного наблюдения за мелкими деталями изображения. Все-таки в телефильме мы не пытаемся прочесть книгу, которую читает герой.
Частота обновления компьютерного монитора, грубо говоря, аналогична частоте кадров в кино и телевидении. У компьютерных мониторов эти параметры уже давно превышают телевизионные в несколько раз. Даже проекты и экспериментальные программы вещания так называемого "телевидения высокой четкости" по качеству изображения отстают от компьютеров. Несмотря на то, что практика работы с компьютером требует большего внимания к экрану, чем просмотр телефильма (и то — смотря какого), возможности улучшения качества изображения уже исчерпаны. Не технические возможности — они-то неисчерпаемы, мы еще дождемся и объемных изображений, — а возможности навешивания нам с вами лапши на уши по поводу вредности мониторов с частотой обновления в 85 герц: доплатите еще 50 баксов и купите себе 90. Десять лет назад "вредная" цифра была 60, сейчас в продаже есть дешевые мониторы на 100 смен кадров в секунду. Дальнейшее увеличение настолько никто не замечает, что его и перестали увеличивать, хотя технически это возможно. Следующее поколение (читай — удорожание) мониторов пошло по линии размеров экрана и всего "ящика" — плоские мониторы. Что касается размеров экрана, то, как и в большинстве случаев жизни, если у вас большой, то это лучше, чем маленький. От всего этого увеличивается комфорт. Поскольку среди нашего населения появилось некоторое количество людей, которым отсутствие комфорта вредно для здоровья, то нет никаких оснований считать рекламу больших плоских мониторов недобросовестной. Цена плоских мониторов пока превышает цену обычных, но, как всегда, в компьютерной и другой новой бытовой технике есть тенденция к уменьшению цены с увеличением массовости выпуска.
Однако пока мое мнение (не из исследований, а из личной практики) такое: с обычным кинескопным монитором стоимостью 100 у. е. глаза устают меньше, чем с плоским стоимостью 200 у. е. Чтобы сравнять качество при том же размере экрана, нужно купить плоский монитор за 500 у. е. Но эта ситуация очень быстро меняется. Плоские мониторы становятся дешевле и лучше.

Михаил КОРДОНСКИЙ.

(Продолжение следует.)

Тексты колонки \"Интернет для детей и родителей\" адресованы читателям бумажной версии газеты \"Тиква\" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.