На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

46. Заповедь, запрещающая проклинать отца или мать

Сказано в Торе: "Проклинающий своего отца или свою мать да будет умерщвлен" ("Шмот" 21:17). Имеется в виду проклинающий с использованием имени Всевышнего. Такой человек приговаривается к казни через побитие камнями (скила) — даже если он проклял своих родителей после их смерти. Произнесший проклятие с употреблением иносказательного имени Всевышнего наказывается ударами (малкот).
Запрещено заклинать отца клятвой, которая содержит проклятие.
Сыну также запрещено исполнять функции посланца суда, если суд вынес решение отлучить отца от общины.
Запрещено позорить родителей, потому что тот, кто позорит или бесчестит отца или мать, даже иносказательно, проклят Всевышним, как сказано: "Проклят злословящий своего отца и свою мать" ("Дварим" 27:16).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

47. Заповедь, запрещающая обманывать друг друга при торговых сделках

Сказано в Торе: "Когда будете продавать что-нибудь своему ближнему или покупать что-нибудь у своего ближнего, не обманывайте друг друга" ("Ваикра" 25:14).
Независимо от того, обманул еврей своего ближнего намеренно или завысил цену по незнанию, он обязан компенсировать ущерб. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

48. Заповедь, запрещающая обижать ближнего словами

Сказано в Торе: "Не обижайте друг друга" ("Ваикра" 25:17).
Запрещено говорить тому, кто ра
скаялся (тому, кто вернулся на пути Торы): "Вспомни свои прежние дела". Нельзя говорить детям гера (нееврея, перешедшего в иудаизм): "Вспомни дела своих предков". Не следует задавать мудреные вопросы тому, кто не владеет мудростью, с целью огорчить его. И т. д.
Нельзя никоим образом наносить людям вред словами.

49. 50. Заповедь, запрещающая унижать того, кто перешел в еврейство

Сказано в Торе: "Пришельца (гера) не притесняй" ("Шмот" 22:20).

Заповедь, запрещающая обманывать того, кто перешел в еврейство, нанося ему имущественный ущерб

Сказано в Торе: "Не угнетай его" (там же 22:20).
Гером (пришельцем) называют прозелита, т. е. того, кто перешел в еврейство. Оба запрета являются дополнением к запретам, которые касаются остальных евреев.
Эти две заповеди евреи — как мужчины, так и женщины — обязаны соблюдать везде и всегда.

51. Заповедь, запрещающая притеснять вдову или сироту

Сказано в Торе: "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте" ("Шмот" 22:21).
Даже к богатой вдове и обеспеченным сиротам или к вдовой царице и принцам-сиротам необходимо относиться с уважением. Запрещено причинять им страдание или боль жестоким словом. Необходимо заботиться об их собственности больше, чем о своей. Тот, кто вызывает их гнев, или причиняет им страдание, или, не дай Б-г, бьет их, или проклинает, нарушает приведенный запрет, за что будет наказан Самим Всевышним, как сказано в Торе: "Возгорится Мой гнев, и убью вас мечом. Ваши жены станут вдовами, а ваши дети — сиротами" ("Шмот" 22:23).
Независимо от того, остался ребенок без отца или без матери, он называется сиротой до тех пор, пока не вырастет и не сможет, как все взрослые люди, заботиться о себе сам.
Разрешено наказывать сирот, как и прочих детей, во время обучения Торе или ремеслу, чтобы наставить их на правильный путь. Но при этом следует относиться к ним с повышенной осторожностью, заботясь о них, воспитывая терпеливо, с добротой и состраданием.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

52. Заповедь, запрещающая требовать возврата долга, если известно, что должнику нечем расплатиться

Сказано в Торе: "Не будь его притеснителем" ("Шмот" 22:24). Кредитору запрещено встречаться с должником с целью напомнить тому о необходимости вернуть долг, чтобы не смущать его, если кредитор знает, что тому нечем заплатить.
Однако подобно тому, как кредитор не может требовать возврата у неимущего должника, так и должник не может задерживать выплату долга, если у него есть деньги, говоря: "Приходи в другой раз". Этот запрет следует из сказанного в "Мишлей" (3:28): "Не говори своему ближнему: иди (отсюда) и приходи снова, а завтра я тебе дам (твою плату), если (плата) есть при тебе".
Запрещено брать деньги в долг и тратить их без надобности, если потом не будет возможности отдать их: человек, поступающий таким образом, называется злодеем; ибо сказано: "Злодей берет взаймы и не платит, а праведник оказывает милость и отдает" ("Теилим" 37:21). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

53. Заповедь, запрещающая участвовать в передаче ссуды под проценты

Сказано в Торе: "Не налагайте на него лихвы" ("Шмот" 22:24).
Запрещено не только давать деньги под проценты (см. следующий запрет), но даже участвовать в оформлении такой ссуды в качестве поручителя или свидетеля (что следует из слов "не налагайте" — во множественном числе). Сам кредитор нарушает этот запрет именно потому, что он — один из участников передачи ссуды под проценты. (Кредитор, ко всему прочему, нарушает еще и запрет давать деньги под проценты еврею; см. 54-ю запрещающую заповедь.)
Посредник, сведший кредитора и должника и помогающий оформить ссуду, нарушает запрет: "Перед слепым не ставь препятствия" ("Ваикра" 19:14; см. 76-ю запрещающую заповедь.) Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

54. Заповедь, запрещающая давать еврею под проценты деньги, пищу и другие вещи

Сказано в Торе: "Свои деньги не давай ему в рост (нешех) и под проценты (марбит) не давай ему свою пищу" ("Ваикра" 25:37).
Слова "нешех" ("выгода") и "марбит" ("проценты") означают одно и то же, но Тора делает между ними различие, чтобы обвинить кредитора в нарушении сразу двух запретов. Кроме прочего, кредитор нарушает также запрет (см. 53-ю запрещающую заповедь): "Не налагай на него лихвы" ("Шмот" 22:24); а также запрет: "Не бери с него лихвы и роста" ("Ваикра" 25:36). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

55. Заповедь, запрещающая брать в долг у еврея под проценты

Сказано в Торе: "Не вымогай роста (не бери под проценты) у своего брата" ("Дварим" 23:20).
Берущий в долг под проценты нарушает также запрет: "Перед слепым не ставь препятствия" ("Ваикра" 19:14; см. 76-ю запрещающую заповедь.) Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

56. Заповедь, запрещающая не давать деньги в долг еврею из опасения, что шмита (седьмой год) упразднит долг

Сказано в Торе: "Остерегайся, чтоб не было в твоем сердце злого умысла (подлости), заставляющего думать: "Приближается седьмой год, год прощения долгов", — и разозлится твое око на твоего нищего брата, и не дашь ему" ("Дварим" 15:9). Поступать так — великий грех. Сама Тора называет его низким и подлым.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде мужчины и женщины. В период действия закона о йовэле она является постановлением Торы, а в наше время — указанием мудрецов. Рабейну Йона писал: "Тем более нельзя так поступать (отказывая в ссуде) в то время, когда кредитор ничего не теряет; тот, кто, ожесточив сердце, не дает в долг, умножает свой грех".

57. Заповедь, запрещающая требовать уплаты долга по прошествии седьмого года

Сказано в Торе: "Не взыскивай со своего ближнего и со своего брата, ибо провозглашена шмита (прощение долгов) ради Всевышнего" ("Дварим" 15:2).
Запрет относится ко времени, когда действует закон о йовэле. В наше время закон прощения долгов осуществляется по указанию мудрецов. Поэтому тот, кто нарушает этот запрет, тем самым нарушает постановление мудрецов.

58. Заповедь, запрещающая брать в залог предметы, используемые для приготовления пищи

Сказано в Торе: "Не возьмет в залог ни нижний жернов, ни верхний жернов — ибо душу он берет в залог" ("Дварим" 24:6).
Запрет нарушается кредитором в обоих случаях: дал он ссуду под заложенный предмет или взял этот предмет сам (или через суд) после предоставления ссуды. Взятый в нарушение приведенной заповеди предмет надо вернуть. Если предмет, взятый в качестве залога, пропал или сгорел, кредитор теряет возможность исправить нарушение данного запрета.
Взятие в залог каждого предмета (например, нижнего или верхнего жернова) считается отдельным нарушением. Даже если эти предметы, подобно нижнему и верхнему жерновам, служат для выполнения одной работы, наказание за каждый из них следует отдельно. Аналогично в случае с любыми двумя хозяйственными предметами: даже если они служат одной цели, нарушение засчитывается отдельно за каждый предмет. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

59. Заповедь, запрещающая забирать залог у должника силой

Сказано в Торе: "Не входи в его дом, чтобы взять у него залог" ("Дварим" 24:10).
Кредитор имеет право брать у должника заложенный предмет только через суд. Но даже представителю суда, пришедшему взять залог, запрещено входить в дом; он должен оставаться снаружи, поскольку сказано: "На улице стой" ("Дварим" 24:11). Должник должен сам войти в свой дом и вынести залог, ибо сказано: "Но тот, кому ссужаешь, вынесет тебе свой залог на улицу" (там же). Однако у поручителя должника разрешается силой взять залог и с этой целью войти к нему в дом, поскольку сказано: "Возьми его одежду, так как он поручился за чужого" ("Мишлей" 27:13).
Если кому-то причитается от другого вознаграждение, будь то плата за труд или за наем его животного, инструментов или дома, то разрешено брать залог без вмешательства суда. Можно войти в дом такого должника и взять какой-нибудь предмет в залог оплаты. Но если должник перевел причитающуюся ему плату в заем (как бы взял в долг), то делать это запрещено.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

60. Заповедь, запрещающая брать в залог одежду вдовы

Сказано в Торе: "Не бери в залог одежду вдовы" ("Дварим" 24:17). Запрет не зависит от того, богата вдова или бедна, берется залог в процессе займа, после займа или через суд. У того, кто взял залог у вдовы, залог отбирают даже против его воли.
Если кредитор, взявший залог у вдовы в нарушение запрета, потерял этот залог раньше, чем успел его вернуть, то кредитор уже никак не может исправить свой грех, поскольку не имеет возможности исполнить свой долг и вернуть взятый в залог предмет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

61. Заповедь, запрещающая удерживать залог, если в нем нуждается владелец

Сказано в Торе: "Не ложись (спать) с его залогом" ("Дварим" 24:12).
Запрещено ложиться спать, пока чужой залог находится у тебя (см. 63-ю повелительную заповедь). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

62. Заповедь, запрещающая ожесточать свое сердце, отказывая в помощи бедняку-еврею

Сказано в Торе: "Не ожесточай своего сердца и не сжимай своей руки перед твоим нищим братом" ("Дварим" 15:7, см. 38-ю повелительную заповедь).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

63. Заповедь, запрещающая проклинать судью

Сказано в Торе: "Судей не проклинай" ("Шмот" 22:27).
Того, кто проклинает судью одним из имен Всевышнего, присуждают к двойному наказанию малкот (к ударам): за нарушение приведенного запрета и за нарушение запрета проклинать любого другого еврея (см. 45-ю запрещающую заповедь).
Приведенная строка Торы также предостерегает против б-гохульства. Тот, кто б-гохульствует, используя иносказательное имя Всевышнего, нарушает запрет. Но о наказании того, кто хулит Б-га, используя имя Всевышнего, сказано: "Поносящий имя Всевышнего да будет умерщвлен — камнями забросает его вся община" ("Ваикра" 24:16).
Такой человек называется мегадеф (оскорбитель) даже в том случае, если он моментально (тох кдей дибур) взял свои слова обратно. В наше время, когда еврейский суд не приговаривает к казни, б-гохульника отлучают от общины, и другим евреям надо держаться от него подальше. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.