На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

33. Заповедь, запрещающая похищать еврея

Сказано в Торе: "Не кради" ("Шмот" 20:13).
Мудрецы учили (см. трактат "Санхедрин" 86а), что эти слова являются предостережением для похитителя евреев.
Продавший в рабство похищенного еврея нарушает еще одну запрещающую заповедь, о которой сказано в Торе: "Нельзя их продавать, как продают рабов" ("Ваикра" 25:42).
Похитивший еврея карается смертью только в том случае, если он сначала возьмет похищенного в свой дом, а затем, использовав в своих целях (как раба), продаст другим. Однако не подлежит наказанию смертью тот, кто продает похищенного его отцу или брату.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины
и женщины.

34. Заповедь, запрещающая красть имущество

Сказано в Торе: "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга" ("Ваикра" 19:11).
Запрет касается любого имущества стоимостью от прута (самой мелкой монеты) и выше — независимо от того, у кого украден предмет: у взрослого или малолетнего, еврея или нееврея.
Укравший обязан в любом случае возместить ущерб. По закону Торы запрещено красть что бы то ни было, даже предмет стоимостью меньше прута. Запрещено красть даже в шутку, а также с намерением вернуть или с намерением заплатить за украденное. Запрещено покупать любой предмет, о котором с уверенностью можно сказать, что он украден.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

35. Заповедь, запрещающая грабить своего ближнего

Сказано в Торе: "Не грабь" ("Ваикра" 19:13).
Запрет относится к любому имуществу стоимостью от прута и выше. Но запрещено брать силой любой предмет, даже имеющий меньшую стоимость. Силой отнявший любую вещь стоимостью хотя бы прута подобен отнявшему жизнь.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

36. Заповедь, запрещающая лгать в денежных спорах

Сказано в Торе: "Не лгите" ("Ваикра" 19:11).
Здесь дано предупреждение относительно лживого поведения в денежных спорах, когда речь идет о суммах от прута и выше. Темой спора может быть залог, долг, украденная вещь, неуплата за работу или не возвращенная владельцу находка. Если, будучи привлеченным к суду на предмет материальных претензий, человек лживо отрицает свою вину и отказывается от платежа, то тем самым он нарушает приведенный запрет и не может в дальнейшем выступать в суде свидетелем по другим делам.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

37. Заповедь, запрещающая обирать ближнего

Сказано в Торе: "Не обирай своего ближнего" ("Ваикра" 19:13).
Запрет нарушается тем, кто удерживает у себя чужое имущество, попавшее к нему с согласия владельца (например, не возвращает занятую сумму денег или не вручает плату за работу, выполненную работником (в данном случае чужим имуществом является проделанная работа)), и не возвращает его владельцу, используя свое положение или силу.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

38. Заповедь, запрещающая задерживать зарплату наемному работнику

Сказано в Торе: "Не задерживай у себя до утра заработка наемного работника" ("Ваикра" 19:13). И еще сказано: "Чтобы не зашло при нем солнце" ("Дварим" 24:15).
Нанятый на день работник имеет право получить свой заработок в любое время в течение всей ночи, ибо сказано: "До утра". Если работник нанят на ночь, то он имеет право на получение заработка в любое время в течение всего дня, ибо сказано: "Чтобы не зашло при нем солнце". Человек, нанятый на конкретное дневное время, имеет право требовать заработок в течение всего дня. Человек, нанятый на конкретное ночное время, может требовать заработок в течение всей ночи.
Если мастер нанят для починки предмета, работодатель не нарушает запрета, не расплачиваясь за работу до тех пор, пока предмет находится у мастера, даже если мастер и сообщил хозяину, что уже закончил работу. Но если мастер не требует платы, то заказчик также не совершает греха. Впрочем, даже в случае, когда мастер потребовал плату, но у работодателя не было денег либо он отправил мастера к другому человеку, взявшему на себя обязательство заплатить с согласия работника, работодатель невиновен.
Задерживающий оплату наемному работнику сверх установленного срока нарушает не только этот запрет, но и 66-ю повелительную заповедь, которая гласит: "В тот же день отдай его плату" ("Дварим" 24:15). Если оплата не производится в установленный срок, причем работодатель продолжает ее задерживать и дальше, то тем самым он нарушает запрет: "Не говори своему ближнему: "Иди (отсюда) и приходи снова, завтра дам тебе (твою плату)", — если (плата) есть при тебе" ("Мишлей" 3:28). Сказанное касается наемного работника, а также случая аренды домашнего животного или орудий труда. Нарушитель преступает две заповеди, выраженные в одном стихе Торы: "В тот же день отдай его плату, чтобы не зашло при нем солнце", — а также запрет: "Не задерживай у себя (...) до утра".
Тот, кто бесчестно задерживает плату наемного работника, тем самым как бы отнимает у него жизнь, нарушая не только все вышеизложенные запреты и 66-ю повелительную заповедь, но также запреты 37 и 35: "Не обирай своего ближнего" и "Не грабь" ("Ваикра" 19:13).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

39. Заповедь, запрещающая ложно свидетельствовать

Сказано в Торе: "Не отзывайся ложным свидетельством о своем ближнем" ("Шмот" 20:13).
Дающий свидетельские показания со слов других людей, пусть они несомненно надежны, тоже нарушает этот запрет. Тот, кто нанимает лжесвидетелей или скрывается от показаний, не может быть наказан судом людей, но получит наказание по решению небесного суда.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда; она распространяется на всех, кто имеет право давать показания.

40. Заповедь, запрещающая домогаться чужого имущества

Сказано в Торе: "Не домогайся" ("Шмот" 20:14).
Домогаться — означает прилагать усилия для осуществления своего желания; например, посылать людей к своему ближнему, чтобы те помогли уговорить того отдать ему желаемую вещь. Даже если домогающийся дает за эту вещь большую плату, он все равно нарушает приведенный запрет.
Такое происходит, например, когда зять вынуждает тестя до свадьбы отдать ему тот или иной предмет, не упомянутый в документе об условиях брака (тнаим). Даже если тесть и выполнит требование зятя, последний все равно считается нарушившим запрет "не домогайся".
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

41. Заповедь, запрещающая разжигать в сердце желание по отношению к чужому имуществу

Сказано в Торе: "Не желай" ("Дварим" 5:18).
Этот запрет отличается от запрета "не домогайся" (см. предыдущую заповедь) тем, что человек нарушает запрет Торы не действиями, а мысленно — когда начинает размышлять на тему: как можно получить предмет своих желаний, принадлежащий другому человеку. (Считается, что желание рождается в сердце.)
Если человек позволил желанию разгореться в своем сердце, а затем приступил к уговорам владельца предмета своей страсти, например, посылая к нему друзей для уговоров, то тем самым он также нарушает запрет "не домогайся".
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

42. Заповедь, запрещающая обделять свою жену пищей, одеждой и супружеской близостью

Сказано в Торе: "Не лишай ее пищи, одежды и супружеской близости" ("Шмот" 21:10).
Запрет нарушает тот, кто отказывает своей жене в одной из этих вещей с намерением расстроить ее или причинить боль. По указанию мудрецов кроме перечисленного муж имеет перед женой еще семь обязательств: 1) в случае развода он должен обеспечить жену суммой, оговоренной в брачном договоре (ктуба); он также должен позаботиться, чтобы эта сумма была выплачена жене, если он умрет при ее жизни; 2) он обязан лечить жену, если та заболеет; 3) он обязан выкупить ее, если она попадет в плен; 4) похоронить ее в случае ее кончины; 5) предоставить ей право оставаться в его доме после своей кончины все время, пока она не выйдет замуж, имея содержание за счет средств, оставшихся после него; 6) ее дочери после его смерти должны содержаться на его средства вплоть до обручения;
7) ее сыновья также имеют право претендовать на долю, оговоренную в ктубе их матери, и наследовать оговоренную сумму до того, как они и все остальные сыновья умершего (например, от другой матери) приступят к делению отцовского наследства.
С другой стороны, по постановлению мудрецов муж имеет право: 1) на плоды ремесла своей жены в обмен на обязательство обеспечить ей пропитание; 2) на прибыль от ее имущества в течение ее жизни в обмен на обязательство вызволить ее из плена в случае необходимости.
Также — во избежание ссор в семье — муж получает право на все, что жена найдет из не принадлежащего другим людям; он наследует имущество жены в обмен на обязательство похоронить ее в случае кончины.
Любой мужчина также обязан содержать своих маленьких сыновей и дочерей.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

43. Заповедь, запрещающая бить еврея

Заповедь следует из сказанного в Торе: "Сорок ударов можно дать ему, не более" ("Дварим" 25:3). Стих говорит о наказании ударами по решению суда. Отсюда мы учим, что запрещено бить еврея иначе, чем по решению суда.
Запрет на побои еврея следует из принципа "каль-вахомер" ("тем более"): когда кто-либо — по закону Торы — приговаривается через суд к ударам (малкот), то запрещено превышать установленное судом количество ударов; тем более запрещено бить любого еврея (подобно запрету превышать число ударов, установленных судом).
Ударивший еврея и причинивший ему у
щерб на сумму менее прута (мелкая монета) наказывается малкот, ударами. Если ущерб выражается в сумме, равной прута или больше (т. е. ударивший нанес удар, за который обязан заплатить сумму, равную прута или больше), то ударивший не наказывается малкот, поскольку присуждается к выплате (за одно нарушение в данном случае нет двух наказаний); но он все равно нарушает указанный запрет.
И даже если человек просто поднял руку на другого — он называется злодеем. Однако тот, кто бьет во время учебы (например, учитель) или с целью воспитания (например, отец), греха не совершает (см. 51-ю запрещающую заповедь).

44. Заповедь, запрещающая бить отца или мать

Сказано в Торе: "Ударивший своего отца или свою мать да будет умерщвлен" ("Шмот" 21:15). Предостережение, относящееся к этому запрету, содержится в словах "не добавляй", которые входят в формулировку предыдущей, 43-й, запрещающей заповеди.
Тот, кто при свидетелях нанес рану своему отцу или матери, причем появилась кровь, приговаривается судом к казни через удушение (хенек) — если преступник был предупрежден о запрете.
Ударивший своего отца так, что тот оглох, также заслуживает смерти — несмотря на то, что на месте удара нет крови: потому что внутри уха наверняка произошло кровоизлияние.
Если в результате удара, нанесенного отцу сыном, кровь не появилась (а также нет синяка, свидетельствующего о внутреннем кровоизлиянии), то сын подлежит наказанию, как за удар любого другого еврея (см. предыдущий запрет). Ударивший своего отца или мать после их смерти наказанию не подлежит.
Запрещено пускать кровь (в медицинских целях) своему отцу или матери (и тем более — оперировать их). Но если в данном месте нет другого врача, сын обязан сделать все необходимое, чтобы помочь своим родителям.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

45. Заповедь, запрещающая проклинать кошерного еврея (под кошерным имеется в виду еврей, не совершивший никаких преступлений)

Сказано в Торе: "Не проклинай глухого" ("Ваикра" 19:14).
Слово "глухой" подчеркивает, что проклинающий совершает грех даже в том случае, когда проклинаемый не слышит проклятий и не расстраивается из-за них.
Проклинающий себя самого также нарушает этот запрет.
Следует подчеркнуть, что произносящий проклятие нарушает запрет только тогда, когда упоминает одно из имен Всевышнего, даже иносказательное, или одно из имен, которым Всевышнего, да будет Он благословен, называют неевреи.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.