На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ГИБЕЛЬ И СПАСЕНИЕ


(Продолжение. Начало в № 550.)

3. ВЫЗОВ ВЕЛИКИМ

Скрытая причина

Из всего, что составляет мироздание, самое главное — духовность. Духовное всегда скрыто за материальным, окутано злом, спрятано за тьмой дат, статистики, логики. Задача человека на Земле — сорвать земную оболочку, которая не дает лучам духовности согреть его душу. Тора говорит: "Это Мое Имя навеки, и это Мое Название из рода в род" ("Шмот", 3:15). Талмуд поясняет, что по-еврейски слово "навеки" пишется так же, как слово "скрытый". Отсюда мудрецы выводят: Имя Г-спода нельзя произносить так, как оно написано. То есть запрещается произносить священное четырехбуквенное Имя Б-га.
Б-г скрыт за многими завесами окружающего нас мира. Обычно заболевший человек пытается сначала найти хорошую больницу, обеспечить себя хорошим лечением — и лишь затем вспоминает о тфиллин и жертвует деньги бедным, ища Б-жественного милосердия. Но и то, и другое — составные части лечения.
Тора (в контексте другой темы) заповедует нам: "И должен вылечить его совершенно" ("Шмот", 21:19). Мудрецы истолковывают эти слова как Б-жественное предписание использовать все средства, чтобы помочь больному вылечиться. Если у больного высокая температура, врач пропишет ему лекарства, обтирания и компрессы. Если перебои в сердце — он использует массаж и электрошок. Но лишь когда минует прямая опасность, начинается главная работа врача. Он должен выяснить: какая болезнь вызвала изнурительную лихорадку, почему нарушился ритм сердца? Искушенный в лечении тела, он, вполне понятно, ищет материальные причины. С нахождением этих причин и определением способа лечения миссия врача заканчивается. Ему остается лишь подшить историю болезни в папку.
Тора побуждает нас заглянуть глубже. Медикаменты лечат симптомы болезни, но не саму болезнь. Однако болезнь — лишь материальный симптом некоего духовного нарушения.
Всем знакомая наука история анализирует завоевание Иерусалима Навухаднецаром и разрушение Второго Храма с точки зрения геополитических явлений той эпохи. Пророк Иеремия обладает более проницательным взглядом: "На что следует сетовать живущему? На свои грехи. Изучим и исследуем наши пути и возвратимся к Г-споду. Вознесем сердце и руки к Б-гу в небесах: "Мы согрешили и восстали; Ты не простил нам" ("Эйха", 3:39-42).
Г-сподь управляет судьбами в соответствии с деяниями. Вот почему мудрецы всегда говорили: "Если беда обрушивается на человека, пусть исследует он свои дела". Люди просвещенные с презрением относятся к верующим, которые ищут высшую причину событий, где бы эти события ни произошли — в личной жизни или в жизни народов. Атеист красноречиво изложит вам причины основных исторических событий, а также их последствия. К несчастью, ученые исследователи лучше всего предсказывают те события, которые уже произошли. Конечно, они не гнушаются и прогнозами на будущее, причем могут привести искусные логические обоснования, которые впечатляют, хотя и полны противоречий. Лучший способ разоблачить хвастливые рассуждения таких ученых мужей — прочесть их предсказания через год после того, как они были написаны.

Самая глубокая вера

Истинная причина событий скрыта от нас. В Талмуде сказано: "Не змея убивает, а грех". Конечно, человеку, созданному из плоти и крови, знающему лишь простую взаимосвязь причин и следствий материального мира, неимоверно трудно понять, что не яд змеи, которая его укусила, а яд греха — причина его боли, страданий и смерти. Но именно этого требует от нас вера в Б-га. Ведь известно, что не молоток вбивает гвоздь, а плотник. Кто с этим будет спорить? Точно так же мы должны понять, что причина нашей болезни — не микробы, а наказание, идущее от Б-га. Истину нелегко принять разумом, сделать ее основой своей жизни. Но эта трудность является проявлением Б-жественного замысла, по которому Его Имя, Его направляющая рука всегда скрыты от нас. Увидеть Его присутствие, постичь Его волю — и есть задача, возложенная на смертного человека.
Трудно найти работу более тяжелую, чем работа земледельца. Почему же, спрашивается в одной из книг, мудрецы Талмуда сравнивают веру в Б-га именно с трудом земледельца, а не с другой, менее тяжкой работой. Оказывается, наши мудрецы имеют в виду не просто веру, а самую глубокую веру, подобную той, которую испытывает попавший на необитаемый остров, то есть в ситуацию, когда у него нет другого выхода. Человек, зарабатывающий свой хлеб случайной работой, может верить в Б-га, надеясь, что Он не оставит его. Но Б-г хочет от нас большего. Земледелец трудится от восхода до заката, гнет спину под палящим солнцем, беспрестанно вступает в борьбу со стихией, чтобы получить свой хлеб. У него нет выбора, он знает, что все зависит от земли, то есть, в конечном счете, от Всевышнего. Наконец, урожай собран. Возблагодарит ли он тогда Б-га и скажет ли, забыв о тяжких трудах, что только от Б-га исходит его благо? Лишь вера оправдывает существование человека, ибо она означает, что он постиг скрытую за многими завесами истину: всякое благо исходит от Б-га.

Совершенство — неизменная цель

От того, насколько глубоко человек понимает эту истину и насколько он соизмеряет с ней свои поступки, зависит очень многое. Ведь человек — существо, созданное для того, чтобы тянуться к Творцу, поэтому ему суждено либо совершенство, либо поражение. Это объясняется тем, что человек состоит из двух противоположных элементов: души, чистой и открытой для знания, и тела, тяготеющего к земному, к нечистоте. Каждый из этих элементов требует своего: тело требует наслаждений, душа — знания. Душа и тело борются между собой, и если побеждает душа, она, устремляясь к возвышенному, возвышает и самого человека. Такой человек достигает в будущем совершенства. Но тому, кто позволит своему телу одержать верх над душой, суждено пасть, и тело увлечет за собой душу. Такой человек недостоин совершенства, ему будет отказано в нем. Но даже он имеет возможность подавить в себе тягу к земному, воздать должное разуму и душе, исправить свои пути и достичь совершенства.
Человек был создан для того, чтобы достичь самой высокой цели, в этом — смысл Творения, всегда остающийся неизменным. Б-г требует от нас стремления к абсолютному совершенству; быть просто лучше окружающих недостаточно. Ибо окружение может пасть очень низко. На каком уровне будет тот, кто чуть-чуть выше остальных? Конечно, тот, кому удалось победить все соблазны и хоть на сколько-нибудь подняться над своей средой, безусловно, заслуживает поощрения, и справедливый, милосердный Г-сподь вознаградит его. Но такое возможно лишь для отдельного человека. Общая цель, поставленная перед всем человечеством, никогда не будет заменена более легкой только потому, что сменяющие друг друга поколения становятся все менее достойными тех высот, для которых предназначен человек. Наш век стал свидетелем крушения моральных норм, причем настолько полного, что не иметь моральных устоев теперь считается "достоинством", а тех, кто встает на защиту извечных норм поведения, презрительно называют "моралистами". Однако моральные нормы, содержащиеся в Торе, подобно физическим законам природы, остались неизменными. К счастью, их невозможно отменить в угоду меняющимся нравам общества.

Умей подняться снова

Стоило Адаму, первому человеку, потерпеть поражение в борьбе с желанием плоти и согрешить в первый день своего существования, как тут же пала и его душа. Она как бы стала недостойной прежних духовных вершин.
Стоило согрешить народу Израиля, который поклонился Золотому тельцу, и стоило ему вновь согрешить, вняв речам посланных в землю Ханаана, как он тут же оказался вдали от вершин духа, от тех вершин, которые Г-сподь предназначил миру и которых евреи уже почти достигли.
Но цель остается неизменной. Упав, человек должен подняться и вновь продолжить искания. Спустившись на ступеньку по духовной лестнице, он должен вернуться на ту, где был раньше, и вновь продолжить путь — все выше к своей цели.
Со времен Адама, Авраама, Иеремии прошло много времени. Но природа человека до сих пор остается все той же, у каждого из нас есть тело и душа, и каждый из нас в одиночку борется с безжалостным врагом — с самим собой, то есть с тем, кто пытается заставить нас пасть еще ниже. Бороться и победить в этой борьбе, подчинить нашу материальную природу своей душе — в наших силах, хотя иногда в это трудно поверить. Более того, мы можем превратить свое тело в слугу и помощника души, тем самым возвысив и тело. "Наш отец Яаков не умер", — сказано в трактате "Таанит". Почему? Потому что он достиг той степени совершенства, когда желания тела не противоречат желаниям души. Мы полны томительного страха перед смертью лишь потому, что смерть предполагает конец существования души в ее материальной оболочке. Чем более мы уверены в этом, тем сильнее страх. Психологически такой страх вполне мотивирован: чем сильнее жажда материальных благ, тем труднее человеку оставить жизнь ради высшей цели, которая ожидает его. С другой стороны, чем более духовна его земная жизнь, тем меньше его стремление продлить жизнь тела, источника плотских желаний. Яаков достиг высшей ступени совершенства. Оставить земную жизнь для него значило не больше, чем для нас расстаться с нашей одеждой. Его душа лишь сбросила свое земное одеяние, свое тело — и продолжала жить, как и раньше. Смерть как состояние души не существовала для Яакова, а значит, он не умирал.
Человеку дано подняться до небывалых высот, и он может быть уверен в том, что стоит ему сделать первый шаг по этому нелегкому пути, как у него не будет недостатка в Б-жественной помощи. Но каждый новый проступок, совершаемый людьми, отдаляет их от этой цели. Возможно ли вообще пройти весь путь до конца? Конечно, возможно. Народ Израиля прошел путь от египетского рабства до вершины Синая за 49 дней. У горстки людей, возвратившихся в землю Израиля из вавилонского изгнания, не было ни пророков, ни Храма, равного Первому Храму, который был полон чудес и который был осенен Б-жественным Присутствием. Но им удалось подойти к новым высотам в раскрытии Устной Торы, полученной на Синае, они дали нам Мишну и Талмуд — древо знания, питавшее еврейский народ в его изгнании.
В сердце человека есть место и злому началу... Сатане нет дела до язычников, он испытывает народ Израиля. Мудрец Абайе говорит, что более всего злое начало испытывает мужей Торы (пытаясь заставить их согрешить).
Казалось бы, народы с неразвитыми нравственными устоями скорее готовы к греху, и силы Сатаны должны быть направлены именно на них. Истина, однако, состоит в обратном. Главные силы зла направлены на народ Израиля, а внутри этого народа — на мужей Торы, для них приготовлены самые острые стрелы. Почему так? Потому что посредственность не опасна. Сфера деятельности человека средних способностей относительно узка по сравнению с той, что доступна выдающейся личности. Конечно, процесс роста человека в сильной степени зависит от того, насколько полно он использует способности, которыми наделен. Всем известно также, что часто преуспевают вовсе не те, кто подавал надежды, так что заранее сказать, кто добьется многого, нельзя. Тем не менее, возможности заурядного и даже незаурядного человека несравнимы с возможностями гения. Поэтому именно на выдающихся людей и на выдающиеся народы, в частности — на народ Израиля, который наделен духовным величием в большей степени, чем другие, нацелены силы зла. Сатана не может спокойно взирать на новые ростки добра. Безвредные и ординарные типы не представляют угрозы для него, его пугают люди выдающиеся, необычные, потому что в них заложена способность медленно, но неуклонно подниматься к вершинам человеческого совершенства.

Река слез

В дни своей юности народ Израиля всеми силами своей души стремился к духовному совершенству, и накопленные тогда духовные ценности продолжали питать его на протяжении всей дальнейшей истории.
"Так сказал Г-сподь: "Я помню о милости, когда ты была юной, о любви твоей, когда ты, невеста, шла за Мною в пустыню, в землю незаселенную. Израиль — святыня Г-спода" ("Иеремия", 2:2-3).
Это пророчество сказано накануне разрушения Храма. Иеремия обращался к евреям, уже вступившим на путь гибели. И все же в его речах звучат теплые слова о народе, который избрал Г-сподь. Пророк говорит о преданности народа Израиля Г-споду в те дни, когда народ был еще юн, о его любви к Б-гу, которую можно уподобить любви невесты к жениху. При этом он ссылается на время, еще не омраченное всенародным грехом, время получения Закона на горе Синай. Евреи уже поднялись в безусловной вере в Г-спода, когда море расступилось перед ними, но еще не поклонились Золотому тельцу.
Отсюда мы видим, что для каждого человека действует то же правило: важно уже в юности заложить прочную основу своей жизни. Дни юности еврейского народа навечно отмечены благочестием, преданностью и любовью к Г-споду, причем сила этой любви так велика, что и через тысячу лет, взирая на самые страшные грехи Израиля, Г-сподь вспоминал о прежней его преданности. То же самое и отдельный человек: стремясь к чистоте и преданности в дни своей молодости, он создает основу будущей жизни столь прочную, что даже в дни его падения в зрелые годы Г-сподь может вспомнить о нем и простить.

Силы зла направлены против великих...
Однако именно потому, что народ Израиля достиг высокой ступени величия, Сатана направил против него свои усилия.
"Сказал я: "Вы — ангелы, сыны Всевышнего, но умрете, как люди" ("Теилим", 82: 6-7).
Когда народ Израиля принял Тору, он стал подобен ангелам, которые выше смертных. Если бы этот народ оставался совершенным, никакое зло не могло бы его коснуться: совершенство по своей сути несовместимо со злом — величайшим несовершенством. Народ Израиля стал подобен ангелам, он был на пути к совершенству, поэтому, если бы все сложилось хорошо, он бы вошел в Святую Землю и построил в ней Храм. Вечное царство Б-жие установилось бы на Земле, и все народы признали бы, что Г-сподь — Царь Вселенной, что Б-г един и Имя Его едино. Но в том-то и дело, что евреи были несовершенны. И потому грех и несовершенство стали их уделом.
Они настолько превосходили все другие народы, что Сатана не мог не направить против них силы зла. Именно потому, что они смогли взойти так высоко, они пали так низко.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.