На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВАЭРА


В нынешней главе Торы продолжен суровый ответ Всевышнего отчаявшемуся Моше: "И говорил Б-г Моше, и сказал ему: "Я Г-сподь. Я являлся (ваэра) Аврааму, Ицхаку и Яакову Б-гом Всемогущим, а именем Моим (...) не открылся им" ("Шмот", 6-2).
Слова "Всемогущий" и "Г-сподь" употребляются при переводе на русский лишь в качестве условных обозначений Имен Всевышнего. Третья из Десяти заповедей гласит: "Не произноси Имени Г-спода Б-га твоего напрасно". Поэтому евреям запрещено произносить какое-либо из Имен Всевышнего не в молитве.
В нынешней главе Всевышний предстает перед Моше Своим главным Именем, состоящим их четырех букв. Это имя разрешалось произносить лишь первосвященникам и только в Храме. Обычно вместо имени Всевышнего произносят слово "ашем" ("шем" — "имя", "а" — артикль).
Каждое из Имен Всевышнего выражает особую форму отношений между Творцом и Его творением. Вот что говорит Мидраш в комментарии к словам предыдущей главы, "Шмот", где Моше спрашивает Всевышнего, что он должен будет ответить, если его спросят Имя Б-га, пославшего его освободить евреев. На это Всевышний ответил, что Он зовется по Его деяниям.
И далее Мидраш перечисляет некоторые из Имен Всевышнего, указывая, с какими действиями Творца они связаны.
Ранее, обращаясь к Аврааму, Ицхаку и Яакову, Всевышний называл себя одним именем. Теперь Он называет себя четырехбуквенным именем и проявляется как Судья, который освобождает избранный Им народ и наказывает его поработителей. Мы видим и другую Его сторону. Всевышний предстает величайшим чудотворцем, поражающим египетских колдунов великими казнями.
Г-сподь сообщает Моше, отчаявшемуся после первой неудачи в осуществлении своей миссии, что сейчас Он начнет проявлять Б-жественную силу явно, чего раньше, во времена праотцов, не было.
Далее рассказывается о десяти казнях. Когда Всемогущий велел Моше и Аарону сказать фараону, чтобы тот отпустил сынов Израиля, Он предупредил: "Я ожесточу сердце фараона, а потом умножу Мои знамения и чудеса в Египте". Это не означало, что фараон не сможет раскаяться, потому что Всевышний ожесточил его сердце. Слова имели такой смысл: "Я дам ему возможность раскаяться во время первых пяти казней, но если и после них он будет упорствовать в своих грехах, Я уберу Мою Руку Помощи, которая всегда рядом с теми, кто раскаивается".
Ожесточение сердца фараона не было делом Всевышнего. Это было следствием бесчисленных грехов фараона. Человек свободен выбирать направление жизни. Однако по мере того, как он продвигается в выбранном направлении, вернуться становится все труднее.
Фараон отказывался отпустить евреев. Б-г сказал Моше: "Предупреди его, и если он не послушается Меня, то Я наведу на него и на его народ страшную Казнь".
План покарать фараона не имел ничего общего с войнами людей. Когда хотят поразить врага, готовят нападение тайно, чтобы застать противника врасплох. Б-г же послал перед первой Казнью Моше, чтобы предостеречь фараона. Всемогущий оставил фараону возможность раскаяться, чтобы Казнь стала ненужной.
Фараон не внял предостережениям. Тогда египтяне увидели, что Нил сверкает красным цветом. Жидкость в реке была похожа на кровь. Вся рыба погибла (Казнь, обрушившаяся на Египет, была в известном смысле страшнее, чем Потоп, во время которого рыба осталась жива). В кровь превратились и подземные, колодезные воды. Казалось, весь Египет был пропитан кровью. Нил — источник всех жизненных сил и возможностей Египта, предмет поклонения — стал символом смерти и страданий.
Затем из вод, пробираясь через тростниковые заросли на берегах реки, поднимаются и заполняют страну бесчисленные полчища лягушек. От них нет спасения, они проникают повсюду, и египтяне с отвращением выбрасывают пищу, в которой во множестве плавают скользкие лягушки. В своих домах люди не могут ни сесть, ни лечь, ибо повсюду копошатся отвратительные гады.
После второй Казни фараон позвал Моше и Аарона и сказал: "Молитесь Б-гу, чтобы Он убрал лягушек из Египта, тогда я отпущу народ ваш".
Моше исполнил эту просьбу, но фараон увидел, что все стало хорошо, и отяготил сердце свое. Тогда началась третья Казнь — вши. Мелкая пыль и песок, покрывавшие улицы египетских городов и деревень, оживают под ногами, прах земной начинает шевелиться и вдруг поднимается тучей мелких насекомых, безжалостно атакующих человека, обволакивая его тело густым, живым, жалящим облаком.
Четвертое, пришедшее на смену третьему, бедствие еще страшнее: оно угрожает египтянам быть разорванными хищными зверьми, которые заполонили всю страну.
Полчища хищников исчезли так же неожиданно, как и появились, но бедствия на этом не прекратились: начался поголовный падеж скота, пятая Казнь, мор.
Шестая Казнь обрушилась на египтян, на каждого человека: кожа покрылась язвами. Это не было похоже ни на одну болезнь, которыми египтяне страдали раньше. Симптомы напоминали проказу, но это было хуже проказы.
Затем Небеса, помогая Моше, обрушили на египтян сокрушительный град, от которого не было спасения, который не таял и внутри которого блестели языки пламени. Огонь не растапливал лед, а лед не тушил огонь.
После каждой Казни фараон призывал Моше и просил его молить Б-га об удалении беды, обещая отпустить израильских рабов.
Но как только беда проходила, фараон отказывался выполнять обещания.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.