На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

15. Заповедь, запрещающая есть и пить из пожертвований идолу

Сказано в Торе: "Остерегайся союза с жителем той земли, в которую войдешь (...) Чтобы не заключил ты союза с жителями той земли, которые будут развратно следовать за своими богами и приносить жертвы своим богам, а то позовут тебя — и станешь есть от их жертв" ("Шмот" 34:12, 15).
Запрет касается не только еды, но и вина, которое возливают для идолов. Запрещается извлекать какую-либо выгоду из жертвоприношений идолу и из вина для возлияния в его честь. Съевший или выпивший что-либо из подношения идолу подлежит наказанию малкот. Извлечение выгоды из некошерного вина (т. е. из вина, сделанного неевреем, но не предназначенного для идолопоклонства) запрещено по указанию мудрецов; выпившего ревиит (86 мл) такого вина за неповиновение наказывают макот мардут.
Запрещено извлекать какую-либо пользу из кошерного вина (сделанного евреем), если до него намеренно дотронулся нееврей. Запрещается есть на пиру у нееврея, который тот устраивает по случаю свадьбы сына или дочери, даже если еврей ест на этом пиру пищу, принесенную с собой из дома, и его слуга стоит и прислуживает ему.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

16. Заповедь, запрещающая обращаться к идолам

Сказано в Торе: "Не обращайтесь к идолам" ("Ваикра" 19:4).
Запрещено обращаться к идолам словесно, мысленно или даже взглядом. Запрещено также читать книги об идолопоклонстве или расспрашивать идолопоклонников об их служении, поскольку в результате расспросов еврей может начать размышлять на эту тему. Наказание за обращение к идолу любым способом, включающим действие, — малкот.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

17. Заповедь, запрещающая использовать материал, из которого сделаны идол и его украшения

Сказано в Торе: "Не пытайся взять себе серебро и золото, которое на них" ("Дварим" 7:25).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

18. Заповедь, запрещающая получать выгоду от идолопоклонства, пожертвований на него, его атрибутов и всего, что делается для него

Сказано в Торе: "Не вноси мерзости в свой дом" ("Дварим" 7:26). И еще сказано: "Да не прилипнет к твоей руке ничего из того, что надо истребить" (там же 13:18).
Если человек получает выгоду одним из указанных выше способов, он нарушает оба запрета. Впрочем, разрешается использовать объект идолопоклонства, не сотворенный человеческими руками, например, холм или дерево, первоначально посаженное для плодоношения, а не для идолопоклонства, или домашнее животное, с которым не сделали действия для служения идолу, но запрещено использовать все, что находится на этих объектах культа (например, на холме или дереве).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

19. Заповедь, запрещающая вступать в брак с неевреями

Сказано в Торе: "Не роднись с ними" ("Дварим" 7:3).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

20. Заповедь, запрещающая щадить идолопоклонников

Сказано в Торе: "Не заключай с ними союза и не щади их" ("Дварим" 7:2). Тому, кто видит, как идолопоклонник тонет, запрещено спасать его (речь идет об идолопоклоннике, а не о том нееврее, который соблюдает Семь законов, установленных для потомков Ноаха). Если идолопоклонник болен, запрещено лечить его. Однако из страха перед неевреями и чтобы не вызывать с их стороны вражды к евреям, можно оказывать им медицинскую помощь — но только за деньги.
Запрещено лишать идолопоклонника жизни собственными руками (сталкивать его в яму и т. п.), если он не воюет с нами.
Нельзя делать ему подарки или восхвалять, а также хвалить его деяния.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

21. Заповедь, запрещающая следовать нееврейским обычаям

Сказано в Торе: "Согласно их уставам не ходите" ("Ваикра" 18:3).
Запрещено подражать неевреям в традиционной для них одежде. Запрещено отращивать длинные волосы (уподобляясь неевреям). Нельзя также сбривать волосы по бокам (в области висков), оставляя их в середине головы. Нельзя сбривать волосы сверху, от уха до уха, оставляя длинные пряди сзади. Сделавший так наказывается малкот.
Однако еврею, приближенному к правящим нееврейским кругам и вынужденному носить принятое в их среде платье, разрешено одеваться, как одеваются они.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

22. Заповедь, запрещающая слушать того, кто пророчествует от имени идола

Сказано в Торе: "Не слушай слов этого пророка" ("Дварим" 13:4).
Запрещено вступать в дискуссию с пророчествующим от имени идола или требовать от него знамения или чуда. Если же он явил знамение или чудо, то нельзя обращать на это чудо никакого внимания. Думающий, что такое знамение может быть истинным, нарушает данный запрет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

23. Заповедь, запрещающая склонять любого еврея к идолопоклонству

Сказано в Торе: "Если будет уговаривать тебя твой брат (...) говоря тайно: пойдем, будем служить иным божествам" ("Дварим" 13:7). И дальше сказано: "Закидай его камнями, чтобы умер (...) А весь Израиль услышит и убоится. И не станут более делать такого зла в своей среде" (там же 13:11-12).
Склоняющий другого еврея к идолопоклонству приговаривается к побитию камнями — скила, даже если они оба (склоняющий и склоняемый) не поклонялись идолам, а только за то, что он уговаривал другого поклоняться — и тот слушал. Причем неважно, уговаривал одного или многих. Его грех настолько серьезен, что нет никакой необходимости предварительно предупреждать подстрекателя о грозящем ему наказании.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

24. Заповедь, запрещающая тому, кого склоняют к идолопоклонству, любить того, кто его склоняет

Сказано в Торе: "Не соглашайся с ним" ("Дварим" 13:9).

25. Заповедь, запрещающая отказываться от ненависти к тому, кто склоняет к идолопоклонству

Сказано в Торе: "И не слушай его" ("Дварим" 13:9).

26. Заповедь, запрещающая спасать того, кто склоняет к идолопоклонству, от смертельной опасности

Сказано в Торе: "Да не пощадит его твой глаз" ("Дварим" 13:9).

27. Заповедь, запрещающая пророчествовать от имени идола

Сказано в Торе: "Имени других богов не упоминайте" ("Шмот" 23:13).
Наказание за нарушение запрета — смерть через удушение. То же наказание полагается даже в том случае, когда сказанное от имени идола соответствует закону Торы; например, пророчествующий от имени идола объявляет "нечистым" (либо "чистым") то, что "нечисто" (или "чисто") по закону Торы.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

28. Заповедь, запрещающая делать надрезы и царапины на теле в честь идола или в знак скорби по умершему

Сказано в Торе: "Не делайте на себе надрезов" ("Дварим" 14:1).
Царапающий себя в знак скорби по умершему нарушает запрет — независимо от того, делает он это рукой или каким-нибудь предметом.
Делающий себе надрезы или царапающий себя в честь идола каким-либо предметом наказывается малкот; царапающий себя рукой — не несет наказания.
Эта заповедь (в Торе написано: "аль титгодеду" — "не делайте себе надрезов") включает в себя также запрет на создание в одном городе обособленных одна от другой групп (агудот, группы — слово, родственное вышеприведенному); т. е. запрещено создавать в одном городе два (или больше) еврейских суда, придерживающихся разных обычаев.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

29. Заповедь, запрещающая клясться попусту

Сказано в Торе: "Не произноси имени Всевышнего, твоего Б-га, попусту" ("Шмот" 20:7).
Пустые клятвы бывают четырех видов: 1) клятва, отрицающая то, что очевидно; например, утверждение, будто конкретный мужчина — женщина, а данный камень — на самом деле золото; 2) клятва, утверждающая то, что очевидно само по себе; например, заявление, будто данный камень — камень, а не дерево; 3) клятва с обещанием нарушить закон Торы; 4) клятва как обязательство выполнить что-либо невыполнимое, например, не спать три дня подряд или не есть в течение долгого времени.
Наказание для сознательно дающего одну из подобных клятв — малкот; но если клятва была дана неумышленно, наказания не следует.
Запрет нарушает также тот, кто без надобности произносит благодарственную молитву или имя Всевышнего.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

30. Заповедь, запрещающая давать ложные клятвы в денежных спорах

Сказано в Торе: "Не лгите и не обманывайте друг друга" ("Ваикра" 19:11).
Предположим, кто-то из евреев судится со своим ближним по поводу какой-либо ценности (за исключением земли или документов) стоимостью от прута (самой мелкой монеты) и выше. Если бы ответчик признал иск, то он бы должен был оплатить его (кроме штрафа) и для доказательства правоты ложно клянется; или истец призывает ответчика под клятвой признать иск, а тот ложно отрицает его. В этом случае ответчик подлежит наказанию, даже если он не сказал "амен". В подобной ситуации, которая называется швуат пикадон (клятва о залоге), ответчик обязан заплатить первоначальную сумму иска, прибавив к ней ее четверть в качестве штрафа.
Тот, кто нарушает данный запрет, тем самым нарушает еще одно запрещение Торы: "Не клянитесь Моим именем во лжи" ("Ваикра" 19:12).
Второй запрет относится к швуат битуй (см. следующую заповедь).
Если еврей, отвергая иск своего ближнего по поводу земельной собственности или документов, дает в доказательство своей правоты ложную клятву, то, хотя он не подлежит наказанию за швуат пикадон, тем не менее, наказывается за швуат битуй, поскольку дал ложную клятву.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

31. Заповедь, запрещающая давать ложную клятву

Сказано в Торе: "Не клянитесь Моим именем во лжи" ("Ваикра" 19:12).
Ложная клятва с использованием имени Всевышнего называется швуат битуй. Человек подлежит наказанию, если дает клятву относительно событий, которые могли произойти в прошлом или могут случиться в будущем, например, говоря: "я ел", или "я бросил камень в море", или "такой-то говорил с таким-то", или "я не ел", или "я не бросил камень в море", или "такой-то не говорил с таким-то"; или говоря: "я буду есть", или "я не буду есть", или "я брошу гальку или камень в море", или "я не брошу". Дающий клятву относительно одного из подобных заявлений нарушает приведенный запрет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

32. Заповедь, запрещающая убийство

Сказано в Торе: "Не убивай" ("Шмот" 20:13).
Умышленно убивший человека должен быть казнен (через отсечение головы мечом — саиф). Если человек убил другого человека не своими руками, но явился причиной его смерти, то он не подлежит казни по приговору суда, но будет наказан смертью по приговору Небес.
Убивший еврея — уничтожил целый мир.
Ускоряющий кончину умирающего — словно сам проливает кровь.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.