На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЛЕГЕНДАРНАЯ БЕРТА


Эта девочка из рабочей еврейской семьи с детства мечтала о море. Можно только представить, как тяжело было девушке поступить в морской техникум и быть штурманом "в юбке". В 1928 году она поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. В 1931-м окончила техникум со званием штурмана дальнего плавания. С 1 февраля 1932 года работала на судах ЧМП в должности третьего, второго помощника капитана.

В октябре 1938-го пароход "Катаяма", принадлежавший ЧМП, на котором Берта Яковлевна Рапопорт плавала старпомом, шел с грузом пшеницы из Мариуполя на Ливерпуль. Вот как описывает дальнейшие события Аркадий Хасин, автор очерка "Породненная с морем":
"Ночью недалеко от Мальты пароход был внезапно освещен прожектором... В те годы Средиземное море патрулировали военные корабли испанских фашистов. С приближающегося военного корабля просигналили: "Немедленно остановитесь. В случае неповиновения будете расстреляны". Капитан вынужден был застопорить ход. На борт парохода поднялся офицер в сопровождении вооруженных солдат.
Берта проснулась от непонятных криков и тяжелого топота ног. Она выбежала из каюты. На палубе офицер допрашивал капитана. Тот спокойно отвечал, что пароход идет в Англию с пшеницей в трюмах. И попросил старпома принести документы.
Когда Б. Рапопорт в форменном кителе с золотыми нашивками на рукавах снова появилась на палубе и подала документы, франкист от удивления раскрыл рот: "Кто эта женщина?" "Старший помощник", — ответил капитан".
В порту Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На судне кроме Берты Рапопорт остались пятеро моряков. Прощаясь, капитан передал ей свои полномочия.
"На следующее утро, — пишет А. Хасин, — по команде Берты Яковлевны на кормовом флагштоке был поднят государственный флаг СССР. Вскоре к боту парохода подъехала легковая машина, и вышедший из нее чернобородый потребовал, чтобы флаг был немедленно спущен. Когда франкист увидел, что моряки не двигаются с места, он поднялся на палубу с намерением сорвать флаг. Но Берта Яковлевна решительно заявила: "Пока мы остаемся на борту, Вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода — территория моей Родины". Чернобородый отступил. Но вечером на причале появился уже знакомый морякам крытый грузовик. Мужчин отправили в концентрационный лагерь, а для Берты Рапопорт сделали исключение — отвезли в женскую тюрьму".
Восемь месяцев провела она в застенках испанских фашистов. В июне 1939 года по ходатайству советского правительства в числе других членов экипажа парохода "Катаяма" Б. Рапопорт была освобождена.
Во время войны она работала старпомом на пассажирском теплоходе "Молдавия" — вывозила женщин, стариков и детей из осажденной Одессы. Затем была откомандирована на Каспий и назначена капитаном теплохода "Туркменистан".
В сентябре 1944 года Б. Рапопорт назначают старшим инспектором конторы капитана Одесского порта, а с 1948 года — сменным диспетчером портофлота. Она вошла в трудовую историю морского предприятия квалифицированным эксплуатационником. Недаром была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
После войны судьба ее круто изменилась: ее уволили из пароходства. В те годы увольняли не только евреев, но и поляков, греков, болгар, которые родились и выросли в Одессе...
В сентябре 1962 года Берту Яковлевну представили к награждению значком "Почетному работнику морского флота", но награждение, по-видимому, не состоялось; напротив вопроса "находился ли на временно оккупированной территории или в плену" стоит кем-то поставленный жирный восклицательный знак. Так "откликнулся" ее плен во время испанских событий с экипажем парохода "Катаяма".
…В портофлоте есть моряки, которые работали с ней. Один из них — В. Копанев, сменный помощник капитана — сменный механик ПС-368, который работает в портофлоте без малого полвека, вспоминает:
— Она отличалась поистине мужским характером — волевым, уверенным... Курила "Беломор", могла сказать крепкое словцо. И как специалист ни в чем не уступала мужчинам. В коллективе к ней относились с большим уважением. Прекрасно зная всю портовую структуру, характер работы, она без-ошибочно направляла буксир нужной мощности на тот или иной участок. Берта Яковлевна Рапопорт была общительной и нередко рассказывала морские истории из собственной практики...
В своем очерке "Породненная с морем" А. Хасин, лично знавший Берту Яковлевну, тоже вспоминает, с каким уважением отзывались о ней моряки портофлота. Это было восхищение женщиной, выбравшей поистине мужскую профессию и оставшейся верной ей до конца.
…Сотрудники музея порта им Ф. де Волана разыскали дочь Берты Яковлевны — Жанну Ивановну Иванюк. Бывший врач-педиатр, сейчас она на пенсии, часто болеет. Ее сын Алексей, известный реставратор, живет в Израиле. Жанна Ивановна любезно предоставила фотографии из семейного альбома, записки режиссера Р. Гольдина, второго помощника режиссера Соломенцева, которые в 1966 году снимали фильм "В одной семье", героиней которого была Берта Рапопорт.
В записке Р. Гольдина есть несколько слов об этом фильме: "Дорогая Берта Яковлевна. Смотрел Вас на экране. Получилось интересно. Хочется сделать фильм о Вашем (нашем) времени, о романтиках 30-х годов...".
Очень жаль, что нам сейчас нельзя его посмотреть. Говорят, что фильм "В одной семье" хранится где-то в архивах Московской ордена Красной Звезды киностудии научно-популярных фильмов. Удалось ли его авторам раскрыть образ этой удивительной женщины, имя которой, к сожалению, неизвестно сегодняшним портовикам? Какой там предстает Берта Яковлевна Рапопорт, для которой море было не просто стихией? Оно стало ее призванием, делом всей ее жизни.

P. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что скульптор Алексей Копьев изготовил барельеф Б. Рапопорт, который будет установлен на одном из зданий, где когда-то находилось управление портофлота. Скульптор увековечил единственную на Черном море женщину-капитана, не взяв за это денег.

Татьяна ОВРУЦКАЯ.
Газета "Моряк".

Материалы предоставлены музеем Одесского порта им. Ф. де Волана.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.