На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


4. Заповедь, запрещающая есть хамец в Песах

Сказано в Торе: "Не будете есть хамец (квасное)" ("Шмот" 13:3).
Запрещено также извлекать из него какую-либо пользу. Намеренно съевший во время Песаха кезаит ("с маслину") хамеца получает наказание карэт; съевший непреднамеренно должен принести в Храм особую жертву — хатат.
Не имеет значения, каким способом еврей употребляет в пищу хамец — в твердом виде или жидком. Еврей, съевший умышленно хамец в объеме меньше, чем кезаит, наказывается наказанием макот мардут.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

5. Заповедь, запрещающая есть в Песах пищу, к которой примешан хамец

Сказано в Торе: "Ничего квасного не ешьте" ("Шмот" 12:20).
Запрет касается любого вида пищи, в которую входит хамец, независимо от того, с чем хамец смешан (с таким же видом, из которого сделан сам, или с любым другим видом). Если в смеси продуктов находится хамец объемом кезаит ("с маслину"), в смеси, составляющей по объему прас (по одному мнению, равный объему трех яиц, по другому — четырех), то запрет нарушен. Однако за такое нарушение не следует наказание карэт. Если в смеси находится хамец в меньшем, чем кезаит, объеме, то съевший ее заслуживает макот мардут — за неповиновение.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

6. Заповедь, запрещающая делать какую-либо работу в субботу

Сказано в Торе: "Не делай никакой работы" ("Шмот" 20:10). Подразумевается суббота.
Наши мудрецы определяют 39 основных видов работы, запрещенных в субботу (см. трактат "Шаббат" 73а). Умышленно делающий любую из основных работ или любую из работ, производных от основных, заслуживает по приговору суда наказания скила (побитие камнями до смерти). Нарушающий этот запрет намеренно — но без предварительного предупреждения со стороны свидетелей нарушения — получает наказание карэт. Сделавший запрещенную работу по ошибке обязан принести в Храм искупительное жертвоприношение хатат. В случае, когда работа была сделана по ошибке, разница между основными видами работ и их производными заключается только в количестве животных, необходимых для жертвоприношения.
Наказанием за преднамеренное совершение некоторых видов работ, называемых "швут" и установленных нашими мудрецами как "ограда" для субботы, является макот мардут.
Запрет работать в субботу распространяется также и на использование животных (ослов, волов и пр.).
Мудрецы запретили просить нееврея сделать для нас работу в субботу; такая работа также называется "швут". Субботу можно нарушать только в одном случае — если существует угроза для жизни еврея.
По своей важности соблюдение субботы приравнивается к исполнению всех заповедей,
т. к. суббота — символ союза между Всевышним и еврейским народом. Тот, кто нарушает субботу намеренно и на глазах многих, как бы исключает себя из состава еврейского народа. Пророк восхваляет соблюдающих субботу: "Счастлив человек, выполняющий (законы субботы), и сын человеческий, поступающий так, соблюдающий субботу, не оскверняя ее" ("Йешая" 56:2).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

7. Заповедь, запрещающая выходить за пределы поселения в субботу

Сказано в Торе: "Никто не выйдет из своего места в седьмой день" ("Шмот" 16:29).
По закону Торы запрещено выходить из города в субботу дальше, чем на 12 миль (около 11 — 11,5 км, по одному мнению, и 14 км — по другому); такова была длина лагеря, который ставили в пустыне евреи, вышедшие из Египта. Нарушившему запрет даже на один шаг полагается малкот.
Нельзя выходить за пределы города дальше, чем на расстояние в 2000 ама (одна ама равна 50 — 60 см), в противном случае еврей должен быть наказан макот мардут за ослушание. Таково мнение некоторых мудрецов (Риф и Рамбам). Однако есть такие, кто полагает: даже если кто-то пройдет несколько парса (одна парса — около 4 км), нарушит тем самым только установление мудрецов, но не запрет Торы. В границах города (имеется в виду граница вокруг города, которая представляет собой прямоугольник со сторонами, удаленными на 2000 ама от самых крайних точек города) разрешается ходить везде, даже если город очень велик.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

8. Заповедь, запрещающая даже мысленно предполагать, будто существуют другие боги, кроме Всевышнего

Сказано в Торе: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня" ("Шмот" 20:3).
Тот, кто, не дай Б-г, допускает мысль, будто есть какой-либо другой бог, кроме Всевышнего, либо некий Его "напарник", или полагает, будто есть некая польза в идолопоклонстве, отрицает основополагающий принцип о едином Б-ге.
Нельзя произносить слова, смысл которых заключается в отрицании существования Б-га или в признании идолопоклонства; такие слова равноценны отрицанию всей Торы, т. к. тем самым отвергается ее основополагающий принцип. И мы должны быть готовы отдать свои жизни и имущество, если надо будет выступить в защиту основополагающего принципа нашей веры. Ибо в таком случае существует обязанность принять смерть (если необходимо), но не нарушить основного принципа.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда, каждую секунду, постоянно мужчины и женщины.

9. Заповедь, запрещающая изготовление идолов для поклонения.

Сказано в Торе: "Не делай себе кумира и никакого изображения — из того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде под землей. Не поклоняйся им и не служи им" ("Шмот" 20:4 — 5).
Того, кто нарушил этот запрет, сделав идола самостоятельно или приказав другому человеку изготовить идола для него, следует подвергнуть наказанию малкот. Однако того, кто сам сделал для себя идола, наказывают малкот в двойном размере (за нарушение не только этой заповеди, но и следующей), поскольку сказано в Торе: "И литых богов себе не делайте" ("Ваикра" 19:4). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

10. Заповедь, запрещающая изготавливать идолов для того, чтобы им поклонялись другие люди, даже если они язычники

Сказано в Торе: "И литых богов себе не делайте" ("Ваикра" 19:4). Того, кто нарушает этот запрет, делая идола, следует подвергнуть наказанию малкот. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

11. Заповедь, запрещающая падать ниц перед идолом

Сказано в Торе: "Не падай ниц перед ними и не служи им" ("Шмот" 20:5).
Тот, кто падает ниц перед идолом, даже если такое действие не является принятым способом поклонения данному идолу, заслуживает смертного наказания скила, поскольку падение ниц — это форма служения благословенному Б-гу в Храме.
Сделавший это намеренно, без предварительного предупреждения, заслуживает наказания карэт. Нарушивший непреднамеренно обязан принести искупительную жертву хатат.
Также заслуживает наказания тот, кто зарежет для идола скот в жертву, либо совершит крапление кровью или воскурение перед ним, либо совершит возливание вина (даже если все эти действия не являются принятой формой поклонения данному идолу), потому что все эти действия представляют собой элементы служения Всевышнему в Храме. Еврей обязан принять смерть, но не совершить такого преступления.
Если кто-то, оказавшись перед идолом, рассыпал монеты и хочет их поднять или загнал в ногу занозу и хочет ее извлечь, он не имеет права наклониться, поскольку со стороны может показаться, будто он кланяется и падает ниц перед идолом.
В таких случаях надо повернуться к идолу спиной или отойти в сторону.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

12. Заповедь, запрещающая поклоняться идолу традиционным для данного идола способом

Сказано в Торе: "И не служи им" ("Шмот" 20:5).
Наказание за нарушение запрета — скила, даже если служение совершается самым странным и непристойным способом. Были, например, такие идолы — Пэор и Маркулис, почитая которых, язычники перед первым справляли нужду, а во второго бросали придорожные камни. Обнажающий наготу перед Маркулисом не нарушает заповеди, поскольку не совершает акта принятого для этого идола поклонения, а напротив, демонстрирует свое презрение к нему.
Если запретное действие совершено без предварительного предупреждения свидетелей, то наказание — карэт. В случае непреднамеренного поклонения нужно принести жертву в Храм — хатат.
Тот, кто обнимает и целует идола, либо подметает перед ним землю, либо демонстрирует почитание другим образом (не принятым по отношению к данному идолу, но воспринимаемым со стороны как уважение к нему), тоже нарушает запрет, однако, не подвергается наказанию малкот (поскольку нарушил общий запрет, включающий в себя несколько пунктов).
Если вода струится из скульптуры возле идола, то запрещено пить ее, т. к. со стороны может показаться, будто еврей целует идола.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

13. Заповедь, запрещающая клясться именем идола

Сказано в Торе: "Имени других богов не упоминайте" ("Шмот" 23:13).
Запрещено давать обет именем других богов либо вынуждать нееврея клясться именем его бога. Запрещается даже просто упоминать имя идола, например, сказав товарищу: "Подожди меня около такого-то идола", — и т. п. Разрешается произносить только те имена идолов, что приведены в книгах Танаха (например, Пэор, Бель, Нево и пр.). Запрещается также провоцировать других на то, чтобы они дали обет или поклялись именем идола.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

14. Заповедь, запрещающая склонять население еврейского города к поклонению идолу

Сказано в Торе: "Имени других богов не упоминайте, да не будет оно услышано из ваших уст" ("Шмот" 23:13).
Того, кто убеждает одного человека поклоняться идолу, называют подстрекателем (месит). Убеждающего в этом многих людей называют человеком, который сбивает с пути (мадиах).
Наказание в обоих случаях — скила, даже если грешник не служил идолу сам, а только убеждал других служить идолу — и они это сделали!
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.