На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ВСТРЕЧА ЯАКОВА И ЭСАВА
Яаков разделил свой передвижной лагерь на несколько частей: в начале шли Била и Зилпа с их сыновьями, за ними — Лея с ее сыновьями, а сзади всех — Рахель с Йосефом, они замыкали шествие.
Яаков вышел впереди всего лагеря, решив в случае нападения со стороны Эсава стать его первой жертвой.
Как только Яаков увидел приближающегося Эсава, он побежал навстречу и, приблизившись, поклонился семь раз. На самом деле он поклонился не Эсаву, а Шехине, то есть склонился перед волей Всевышнего, сознавая, что это Ашем поставил его в такое тяжелое положение.
Комментатор пишет: "Благодаря величию, проявленному Яаковом в этой унизительной ситуации, изгнание совершенно не повлияло на еврейские души. Всякий раз, когда еврей кланялся врагу, на самом деле он склонялся перед волей Ашема и всегда об этом помнил. Сторонники ассимиляции и авторы светских произведений, высмеивающие "покорных евреев", отвергали такую позицию, считая, что евреи очень зависят от мнения окружающего мира и должны стараться максимально быть похожими "на всех нормальных людей". Вопрос о наших отношениях с окружающими нас народами — это одна из самых больших проблем в изгнании".
Встречу Эсава и Яакова Мидраш описывает так. "Вместо того чтобы пустить в Яакова стрелу, — так подумал Эсав, — лучше подпущу-ка его поближе и вцеплюсь в него зубами". Яаков подошел, они обнялись, и... Эсав действительно вцепился зубами в шею брата. Однако опять произошло чудо — и шея Яакова стала твердой, как мрамор. В этой истории есть намек на будущее: как Эсаву не удалось убить Яакова, так и в будущем потомки Яакова будут защищены от ударов язычников.
Увидев большую семью Яакова, его слуг и огромные стада скота, Эсав сказал:
— Я думал, что тебя волнует только будущий мир, аолам аба! Но вижу, что ты неравнодушен и к этому миру, по крайней мере, в области богатства!
— Все это дал мне Ашем, ибо я нуждаюсь в богатствах мира сего, чтобы употребить их на служение Ашему, — кротко ответил Яаков.
В это время жены и дети Яакова подошли поближе, чтобы поклониться Эсаву. Эсав увидел всех, кроме Рахели, ибо Йосеф встал перед ней во весь рост, чтобы Эсав ее не увидел. "Кто знает, что на уме у этого нечестивца, — подумал Йосеф. — Я не дам ему смотреть на мать и не хочу, чтобы она его видела. Она беременна, и, не дай Б-г, от неожиданного испуга будут какие-нибудь неприятности".
Впоследствии между Аманом и Мордехаем, сыном Биньямина, которым была тогда беременна Рахель, произойдет такой разговор:
— Почему ты отказываешься поклониться мне? — спросит Аман. — Ведь твой праотец поклонился отцу моего отца, Эсаву.
— Ты ошибаешься, — ответит ему Мордехай. — Биньямин не мог поклониться Эсаву, ибо в то время он еще не родился.
После "братских объятий" Эсав решил задать Яакову несколько вопросов.
— Скажи мне, чье войско я встретил по дороге?
— Как, разве они тебе ничего не сказали? Это были мои люди, — ответил Яаков.
— Твои люди?! Но они просто-напросто избили меня! Они шли на меня отряд за отрядом. В каждом отряде кто-то спрашивал меня, как мое имя, а услышав его, остальные принимались меня бить. И так повторялось от отряда к отряду. Если я умолял их пощадить меня и кричал им: "Что вы делаете? Я внук Авраама!" — они не реагировали. Если я вопил, что я сын Ицхака, то и тут не было никакой реакции. Когда же я им говорил, что я брат Яакова, они прекращали избиение. Поверь, это было очень тяжело и унизительно: только после того как я им говорил, что мой брат Яаков вернулся после двадцатилетнего отсутствия и я иду ему навстречу с миром, они отпускали меня и говорили: "Так ты брат нашего друга Яакова? Что ж ты молчал? Ради него мы отпускаем тебя!"
Яаков понял, что то были ангелы, которых послал Ашем, чтобы припугнуть Эсава.
— А чьи стада проходили мимо меня? — спросил Эсав.
— Это мои стада, и я прошу тебя принять их в подарок, — ответил Яаков.
— Спасибо, но у меня всего достаточно, оставь свое богатство при себе.
Эти слова Эсава — не что иное, как признание того, что Яаков может с полным правом оставить себе благословение Ицхака.
— Прошу тебя, прими мой подарок, — настаивал Яаков. — Я считаю нашу встречу важным событием, не менее важным, чем встреча с ангелом, которого я одолел.
Целью этих слов было польстить нечестивому Эсаву, чтобы держать его в хорошем расположении духа, но одновременно и напомнить ему о победе над его ангелом.
Эсав предложил Яакову:
— Отправимся дальше вместе!
— Нет, — ответил Яаков. — Со мной маленькие дети, женщины, стада молодняка. Мы двигаемся очень медленно, и будет лучше, если ты отправишься в Сеир впереди меня, а я приду туда несколько позже.
Яаков так никогда и не двинулся в Сеир к Эсаву в гости, он остался вместо этого в городе Суккот. Тем не менее, он не лгал: он намекнул Эсаву, что они встретятся на горе Сеир в будущем, во времена Машиаха, когда Эсав предстанет перед судом за свои злодеяния.
Эсав предложил Яакову почетное сопровождение из своих сторонников, но Яаков решил отказаться.
— Зачем тебе оказывать мне такие почести? — спросил он. — Да обрету я милость в твоих глазах: не старайся отплатить мне за подарок, который я тебе послал. Прими его в знак моего расположения.
Всякий раз, когда наши мудрецы шли на переговоры с римскими правителями, они изучали раздел "Ваишлах", где описана встреча Яакова с Эсавом и из которого мы можем раз и навсегда выучить, как нужно вести себя, разговаривая с язычниками.
Однажды р. Янай отправился к римскому двору. Завершив все свои дела, он стал собираться в обратную дорогу. Римляне предложили ему конвой солдат на обратный путь. Он согласился, забыв, что в аналогичной ситуации Яаков отказался от компании сторонников Эсава. По дороге солдаты набросились на него, и ему пришлось откупаться от них дорогой ценой.
После встречи с Яаковом Эсава покинули все 400 его воинов. В землю Сеир он вернулся один, ибо все увидели величие Яакова. То, что Эсав вернулся домой, не причинив Яакову никакого вреда, было настоящим чудом, однако, оно совершенно не означало, что Эсав примирился с Яаковом. На самом деле мысли о мести не давали ему покоя, и он просто выжидал удобного момента. И вот через некоторое время, когда Яаков оплакивал умершую Лею, Эсав решил нанести ему смертельный удар.

ИСТОРИЯ ДИНЫ
В жизни Яакова было много испытаний. Только что закончилась борьба с Лаваном и Эсавом — и вот новое испытание: на этот раз беда постигла его дочь Дину.
Давайте подумаем: почему Ашем позволил, чтобы единственная дочь Яакова была опозорена? Почему он не защитил ее, как защитил Сару во дворцах фараона и Авимелеха?
Таково было наказание Яакову. По пути к дому Лавана Яаков обещал Ашему, что будет отдавать Ему десятую часть своих доходов, но своего обещания не выполнил. Известно, что тот, кто откладывает выполнение своих обещаний, подвергает рассмотрению Неба все свои прошлые поступки. Итак, Яаков не отделял десятой части от своих доходов, и Ашем обратился к его прошлому, чтобы обвинить его в том, что он утаил Дину от Эсава. Ашем сказал: "Ты отказался отдать свою дочь твоему обрезанному брату. Теперь ее возьмет необрезанный!" Ведь Дина, будучи большой праведницей, могла бы помочь Эсаву раскаяться. Таким образом, Яаков наказан за два греха.
Что произошло? Когда Яаков с семьей остановился в Шхеме, правитель города Шхем бар Хамор вывел на улицы города девушек, чтобы они с песнями и танцами приветствовали прибытие знатного гостя. Дине, тогда еще маленькой девочке, было трудно усидеть дома. Она незаметно выскользнула из шатра, чтобы посмотреть на представление, в то время когда ее отец и братья занимались изучением Торы в бейт-амидраше.
(Рабейну Авраам, сын Рамбама, замечает в своих пояснениях к Торе: "Вся эта печальная история приключилась из-за того, что они пренебрегли охраной Дины". Таков наглядный урок для всех соблюдающих Тору: своих женщин надо постоянно охранять.)
Кроме того, рассказ о Дине включен в Тору, чтобы привлечь наше внимание к тому, что женщина должна быть осмотрительна, когда она показывается на людях. Не следует подвергать соблазну даже праведников, а о неправедниках и говорить нечего — такие ситуации должны быть просто исключены.
Перед тем как приступить к Творению женщины, Ашем решал вопрос: из какой части тела Адама ее вылепить? Он постановил:
— не сотворю ее из его головы, иначе она будет высокомерна;
— не сотворю ее из его глаз, иначе она будет любопытна;
— не сотворю ее из его уст, иначе она будет болтлива;
— не сотворю ее из его ушей, иначе она будет подслушивать;
— не сотворю ее из его ног, иначе она будет склонна к заигрыванию;
— сотворю Я ее из сокрытой части тела — из ребра. Она должна быть скромной!
И что же женщины?
Они высокомерны. О них с негодованием сказал пророк ("Йешаяу" 3:16): "Дочери Циона надменны и ходят, подняв шею".
Они болтливы. "Мало тебе было забрать моего мужа, ты хочешь еще забрать и дудаим моего сына (растения, найденные Реувеном)?" — сказала Лея Рахели ("Берешит" 30:15).
Они могут взять чужое. Рахель похитила идолов у своего отца (31:19).
Они подслушивают, ибо сказано (18:10): "А Сара подслушала в шатре".
Они склонны к заигрыванию с мужчинами, ибо сказано про Лею (30:16): "Вышла Лея ему навстречу"; и про Дину (34:1): "И вышла Дина...".
Что же получается? Все женщины, о проступках которых мы только что говорили, — праматери нашего народа, большие праведницы. Могут ли к ним вообще быть применимы такие эпитеты, как "нечистые на руку", "заигрывающие" и т. д.? И ведь проступки, за которые они были осуждены, были вызваны серьезными причинами! Тем не менее, наши мудрецы усмотрели в их действиях ничтожные огрехи и уже за это осудили их по самым строгим критериям Торы.
Увидев Дину, Шхем похитил ее и, приведя в дом, стал уговаривать остаться у него. "Чтобы приобрести в Шхеме небольшой участок земли, твоему отцу пришлось потратить огромную сумму денег, — сказал он ей. — Я — правитель этого города. Если ты останешься со мной, я дам тебе в подарок весь город с его полями и виноградниками!"
Как только сыновья Яакова услышали о том, что случилось с Диной, они послали своих слуг, чтобы те потребовали вернуть ее домой. Однако Шхем и его люди прогнали их прочь.
Впрочем, Шхем очень быстро начал раскаиваться в том, что взял Дину силой. Он стал умолять отца встретиться с Яаковом, чтобы убедить его в том, что он любит девушку и хочет на ней жениться.
Хамор отправился к Яакову. "Мой сын хочет взять в жены твою дочь, — сказал он. — Прошу тебя, отдай ее. Мы заплатим тебе любую цену, которую ты потребуешь. Давай объединим наши народы: вы станете жениться на наших дочерях, а мы будем жениться на ваших".
Но сыновья Яакова сказали: "Этот гнусный поступок — насилие — запрещен даже по их законам". И тогда Шимон и Леви объявили: "Вместо того чтобы люди стали говорить: над еврейской девушкой надругались, - пусть они скажут: идолопоклонников перерезали за то, что они силой взяли дочь Яакова, еврейскую девушку".
Приняв такое решение, Шимон и Леви выдвинули условие: "Пусть отец Шхема знает, что мы отдаем своих дочерей только за обрезанных. Если все мужчины Шхема будут обрезаны, мы согласимся выдать за них своих дочерей и брать у них их дочерей. Но если вы не обрежетесь, мы силой заберем Дину и уйдем!"
Решение Шимона и Леви сурово расправиться с жителями Шхема было вполне законным. Шхем заслужил смерти за то, что похитил Дину, а его соучастники — за то, что знали о его преступлении, но не осудили его, тем самым нарушив один из семи законов Ноаха — обязанность вершить правосудие над преступниками.
(Один из комментаторов предлагает другое объяснение того, почему жители Шхема заслуживали такого серьезного наказания. Дело в том, что сыновья Яакова заключили с ними договор, по которому все жители города должны были, помимо обрезания, отказаться также от идолопоклонства и уничтожить всех идолов. Они сделали вид, что подчинились этому требованию, но на самом деле продолжали поклоняться идолам тайно. Этим они навлекли на себя наказание за нарушение одного из семи законов для потомков Ноаха. Именно поэтому сыновья Яакова и оставили у себя нескольких идолов, чтобы предоставить их в качестве обвинения, если оно потребуется.)

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.