На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВАЕХИ


Глава "Ваехи" — заключительная, двенадцатая глава первой книги Торы, книги "Берешит". В ней перед нами проходят последние годы жизни Яакова и подробно описаны его последние дни.

Когда Яаков со своими сыновьями, их женами, внуками, стадами и всем имуществом переселился в Египет, ему было 130 лет. Недельная глава "Ваехи" ("И жил") начинается так: "И жил Яаков в Египте семнадцать лет" ("Берешит", 47 — 28). Эти семнадцать лет были единственным периодом в жизни Яакова, когда он наслаждался покоем и благополучием. До этого жизнь его была полна тревог и испытаний. Тора говорит о семнадцати годах в Египте как о "годах жизни". Яакову посчастливилось увидеть Йосефа в роли владыки, а всех своих сыновей — праведниками, следовавшими путями своего отца. Этими семнадцатью годами жизни Б-г вознаградил Яакова за годы скорби по Йосефу.
Перед смертью Яаков послал за Йосефом и попросил не хоронить его в Египте. При этом он взял с Йосефа клятву, что тело перенесут в Землю Обетованную и погребут там, в пещере Махпела, вместе с отцами. Когда Йосеф обратится с просьбой к фараону похоронить отца в Земле Обетованной, он скажет, что дал клятвенное обещание отцу, и это будет понятно египтянам. И скажет фараон: "Иди и похорони отца твоего, как ты клялся ему".
К заболевшему отцу пришел Йосеф с двумя сыновьями: Менаше и Эфраимом. Яаков благословил внуков.
Благословение, которое получили Эфраим и Менаше, произносят отцы, когда благословляют своих сыновей. Накануне субботы отец кладет руку на голову своим сыновьям и благословляет каждого словами Яакова: "Да сделает тебя Всевышний, как Эфраима и как Менаше". Эфраим и Менаше были первыми евреями, которые родились, выросли и получили образование в изгнании, оставшись при этом верными заповедям Торы. Они были преданы вере отца и не променяли ее ни на карьеру, ни на богатство.
Призвал Яаков сыновей своих, которые отсутствовали, когда он давал благословение Эфраиму и Менаше, чтобы рассказать, что случится в "конце дней". Эру "конца дней" называют "дни Машиаха".
Один из тринадцати принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом, гласит: "Я верю полной верой в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я каждый день жду его прихода". А вот как заканчивает Рамбам свои рассуждения об эпохе Машиаха:
"Не для того жаждали еврейские мудрецы и пророки дней Машиаха, чтобы править всем миром, не для того, чтобы властвовать над иноплеменниками, не для того, чтобы возвеличивали их народы, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, но — чтобы быть свободными для Торы и мудрости...
И в то время не будет ни голода, ни войны, ни зависимости, ни соперничества. Влага будет в изобилии, а все яства доступны, как прах земной. И не будет мир занят ничем иным, кроме познания Всевышнего. И поэтому будут евреи великими мудрецами, знающими сокрытое. И постигнут Творца, насколько это возможно человеку".
Собрал Яаков всех сыновей, чтобы дать им благословение перед смертью.
Шимон и Леви уничтожили жителей Шхема, не сдержали своего слова. Благословляя Шимона и Леви, Яаков проклинает их гнев, ибо гнев этот слишком лют, и их преступление, ибо преступление это слишком жестоко.
На все времена проклинается любое проявление силы, идущее вразрез со справедливостью и моралью, даже если эта сила направлена на достижение всеобщего блага. Многие государства и народы усвоили принцип, что любое действие является законным, если оно служит интересам государства. Коварство и насилие, которые подвергались бы осуждению и наказанию, если бы к ним прибегали с целью личной выгоды, награждаются лаврами и почестями, когда их используют для того, что называется благом государства. Утверждение, что принципы морали применимы только в личных отношениях, а в политике и дипломатии признаются единственно интересы нации, неверно. Последняя воля и завет Яакова нам — проклятия актам насилия и коварству, даже если они совершаются ради самых законных интересов нации. На все времена устанавливается: при достижении всеобщего блага не только цели, но и средства, которыми эти цели достигаются, должны быть чистыми.
В благословениях Яакова Йосефу раскрываются большая любовь и нежность к этому сыну. В Йосефе соединяется все лучшее и благородное, что есть в других сыновьях. Он идеальный сын, настоящий брат и прекраснейший помощник. Он замечательный правитель. У него пророческий дар и понимание реальной жизни. В его характере проявляются черты, свойственные многим: мечта, стремление к справедливости и миру. Подобно Йосефу, его народ на протяжении веков пребывал в изгнании. Как и Йосеф, люди преобразуют окружающее их общество, пользуясь особым благословением (даже в других странах).
Дальше рассказывается о похоронах Яакова и смерти Йосефа.
Словами о смерти Йосефа в Египте заканчиваются эта недельная глава и книга "Берешит". В синагоге при завершении чтения части свитка, соответствующей одной из пяти книг Торы, все присутствующие громко произносят: "Хазак, хазак, венитхазак" — "Будь силен, будь силен, и укрепимся". Это призыв к самим себе исполнять все те законы, которые записаны в Торе, и не отступать от моральных принципов, установленных Торой.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.