На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

БЕЗ ОДЕССЫ ВЫСОЦКИЙ НЕВОЗМОЖЕН…


Трудно переоценить роль сотрудничества Владимира Высоцкого — актера, певца и поэта — с Одесской киностудией. Без всякого сомнения, фильмы с его участием, созданные нашими кинематографистами, во многом способствовали росту популярности этого удивительного артиста. Если у вас возникла хотя бы тень сомнения в справедливости данного утверждения, рекомендую ознакомиться с великолепно изданной книгой Галины Лазаревой и Владимира Миненко "Владимир Высоцкий" из серии "Имена Одесской киностудии". В ней на сугубо документальной основе доказывается, что ранние небольшие роли, в которых Высоцкому не удалось ни полностью раскрыться, ни получить признание, не идут ни в какое сравнение с ролями в фильмах "Вертикаль", "Короткие встречи", "Опасные гастроли", "Место встречи изменить нельзя", а создавались эти фильмы именно в Одессе. Нигде, кроме нее, они бы создаваться и не могли. Станислав Говорухин и Кира Муратова практически одновременно открыли феномен Высоцкого и пригласили его на роли альпиниста и геолога, даже грим пришлось делать похожий!
Воспоминания режиссеров, администраторов, гримеров, представленные в книге прямой речью, позволяют понять: артист был неудобной, нежелательной фигурой для советских киноначальников, и приходилось прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы кинопробы с его участием были утверждены… Так, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что на роль Жоржа Бенгальского в "Опасных гастролях" ему пришлось пробовать по настоянию Госкино еще и Каморного, Шалевича, Громадского, и все эти замечательные актеры постарались нарочно допустить "киксу", чтобы утвердили все-таки Высоцкого.
Фотографии со съемочных площадок, зарисовки постановочных проектов, кадры из фильмов, тексты песен Высоцкого к кинолентам, докладные записки, свидетельства очевидцев, телеграммы, статьи кинокритиков и письма зрителей делают книгу неоценимым документом эпохи. Особенно — письма зрителей! Сейчас трудно представить себе столь чистую и незамутненную душу, способную писать известному артисту на адрес киностудии с просьбой выслать свое фото и подробно написать о детских годах и творческих планах… А вот реплика тогдашних студентов Севастопольского приборостроительного института: "Уважаемые товарищи! Хорошую сделали вы картину "Опасные гастроли". Только очень неудачен у вас выбор на главного героя — Высоцкий. У него же физиономия бандита! Как можно было выбирать на такую роль его? Неужели бы не нашлось артиста? Да целый ряд и обаятельных, и певучих, и плясучих! Например, Андрей Миронов, да и др.". И далее: "Хочется все содержание выкинуть из фильма и оставить только одно — ревю. Оно восхитительно. Его можно смотреть бесконечно…". И такие отзывы зрителей перекликались с рецензиями критиков, что не мешало фильмам с участием Высоцкого становиться лидерами кинопроката.
Книга, выпущенная издательством "Астропринт" двухтысячным тиражом, будет разослана во многие библиотеки мира. Печально, однако, через несколько дней после презентации издания, состоявшейся в Золотом зале Литературного музея, умер от продолжительной болезни один из авторов, Владимир Миненко, чьей заслугой является впечатляющий дизайн книги. Хотелось бы, чтобы нашелся достойный продолжатель его дела, чтобы серия "Имена Одесской киностудии" пополнялась новыми томами.

Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.