На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЛЕВ ПИНСКЕР И СБОРНИК «СИОН»


В октябре 2006 года в Одессе состоялась V международная научная конференция "Одесса и еврейская цивилизация", посвященная 185-летию со дня рождения Льва Пинскера. По различным причинам мне не удалось принять в ней участие. Но, обладая информацией о материалах, связанных с жизнью и деятельностью Л. Пинскера, о которых не говорилось на конференции, я решил познакомить с ними читателей "Тиквы". Полагаю, это расширит наши знания о "выдающемся публицисте и благородном деятеле".
Вопрос первый: где родился Л. Пинскер? Известно, что общественный деятель и глава Палестинского комитета Иехуда Лейб (Лев Семенович) Пинскер родился в 1821 году. Некоторые авторы статей о нем утверждают, что событие сие произошло в Одессе.
Эти сообщения не могу принять на веру — хотелось бы получить документальное подтверждение. И вот почему. В первом выпуске "Еврейского палестинского сборника "Сион", вышедшем в 1892 году в Санкт-Петербурге сразу после смерти Л. Пинскера, последовавшей 9 декабря 1891 года, опубликован некролог. Он подписан издателем сборника, помощником присяжного поверенного В. Берманом, который был лично хорошо знаком с Л. Пинскером и неоднократно с ним встречался. Цитирую строки из некролога: "Пинскер был сыном известного еврейского ученого и писателя Симхи Пинскера. Он родился 24 декабря 1821 года в г. Томашев Волынской губ. на австрийской границе, обучался в одесском Ришельевском лицее и Московском университете". Кому больше верить?..
В Одесском раввинате списки о рождении евреев в Одессе велись с 1835 года, и, естественно, в них записи о рождении Пинскера быть не могло. Осталось проверить списки учащихся в Ришельевском лицее, где могли быть сведения о месте рождения Льва Семеновича.
С помощью работника Государственного архива Одесской области Валентины Константиновны Сичкаренко (за что автор приносит ей сердечную благодарность) удалось установить, что в списках учащихся Ришельевского лицея за 1837-й и 1838 годы числился мещанин Леон Пинскер, причем в первом списке значится Леон, а во втором — Лев. В 1837-м ему было 16 лет, и занимался он в пятом классе лицея хорошо. До лицея он получил хорошее домашнее обучение и воспитание. Самое любопытное: в списках первоначально были слова "одесский мещанин", затем "одесский" аккуратно зачеркнуто. В то же время против фамилий других лицеистов слово "одесский" присутствует. То, что Пинскер назван просто мещанином, не одесским, ставит под сомнение его одесское происхождение. Кстати, в 6-м томе Еврейской энциклопедии, изданной в Иерусалиме в десяти томах, также указано, что Пинскер родился в городе Тамашполь Волынской губернии. Посему я склоняюсь больше к этому варианту.
В книге регистрации смертей евреев за 1891 год есть запись, сделанная 12 декабря: о том, что доктор Лев Пинскер скончался 9 декабря того же года. Причина смерти — аневризма аорты…
Итак, Лев Семенович Пинскер родился не в Одессе, хотя отец его Симха Шейвелов Пинскер был одесским мещанином. Принадлежность к сословию одесских мещан не обозначает места рождения. Любой приезжий, проживший в Одессе определенный срок, при выполнении формальных условий мог быть зачислен в сословие одесских мещан. Отец Льва Пинскера — ученый-археолог Симха Шейвелов — родился в 1793 году. В 1859-м он вместе с семьей был исключен из числа одесских мещан и возведен в ранг Личных Почетных граждан города. В список Почетных граждан были внесены также его мать Геня Рахель 76 (?) лет, жена (второй брак) Шейндлин (она же Шарлота) 35 лет и сыновья: от первого брака — Осип, от второго — Соломон (14 лет). В список, однако, не попал Лев Пинскер. Вполне возможно, что в 1859 году 38-летний Л. Пинскер не проживал в семье отца, а как врач не числился в мещанском сословии.
Вопрос второй — год деятельности Общества вспомоществования евреям в Палестине и участие Льва Пинскера в работе Общества. В вышеназванном сборнике "Сион" на 63 страницах напечатаны устав и подробная хроника всех заседаний комитета Общества за год деятельности (названы фамилии участников заседаний, рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения). Кстати, в начале сборника, после титула, на отдельной странице помещен следующий текст: "Посвящается светлой памяти д-ра Льва Семеновича Пинскера, автора "Autoeman-cipation", учредителя и первого председателя Общества вспомоществования евреям в Палестине".
9 февраля 1890 года министр внутренних дел утвердил "Устав Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине". Общество учреждалось с исключительно благотворительной целью поощрения поселившихся в Сирии и Палестине евреев к производительному (преимущественно земледельческому) труду. На практике, если судить по протоколам заседаний комитета Общества, помощь деньгами оказывалась только тем, кто поселился в Палестине, и только земледельцам. Ремесленникам в помощи отказывали. Почетным членом Общества мог стать любой, кто внесет единовременно не менее 1000 рублей или ежегодно не менее 100 рублей.
14 апреля 1890 года на улице Пушкинской, в зале Цаузмера, состоялось первое общее собрание учрежденного Общества, присутствовали 162 человека. В работе собрания приняли участие в основном одесситы, но были и приезжие из разных городов и местечек России. Перечислять всех не буду, но среди приезжих отмечу помощника присяжного поверенного из Санкт-Петербурга В.Л. Бермана, редактора и издателя "Еврейского палестинского сборника "Сион". На собрании был избран комитет Общества из пяти человек, в числе которых был Лев Семенович Пинскер (за него был подан 161 голос из 162 присутствующих). 16 апреля на первом заседании комитета председателем Общества единогласно был избран Л. Пинскер.
Сочувствие еврейского населения целям Общества вспомоществования евреям в Палестине проявилось в значительном приливе пожертвований. С 14 апреля 1890 года по 1 января 1891 года, т. е. за восемь с половиной месяцев, комитет получил 43055 рублей 99 копеек. В отчете приводятся все фамилии жертвователей и места их проживания, независимо от величины пожертвования. Деньги поступили из 168 городов и местечек. Можно отметить, что больше всего денег было собрано в Одессе — 9004 рубля 70 копеек (это более 20 процентов всей собранной суммы). Кишиневские евреи дали 725 рублей, евреи Санкт-Петербурга — 209 рублей, самая маленькая сумма — 10 рублей — поступила из Могилева на Днестре. 1650 рублей прислали даже из Парижа...
Всего за отчетный период комитет провел 51 заседание, из них в 1890 году — 35, в 1891-м — 16. На всех заседаниях председательствовал Лев Пинскер. Анализ протоколов заседаний комитета Общества вспомоществования евреям в Палестине позволяет отметить исключительно деловую обстановку при решении любых вопросов, строжайший учет поступающих денег и экономию при расходовании средств. Во избежание ошибок при распределении сумм помощи было создано Палестинское управление из трех человек, находившихся непосредственно в Палестине. Без представления документов Палестинским управлением вопрос о выделении помощи в Одессе не рассматривался, при этом управление не могло самостоятельно решать вопрос о помощи или перераспределении средств.
Главный вопрос, которым занимался комитет Общества в Одессе, — жизнь различных колоний в Палестине, их нужды и оказание конкретной помощи переселенцам. Деньги выдавались в зависимости от положения поселянина безвозвратно или в кредит. За возвратом сумм кредита строго следило Палестинское управление.
Приведу несколько примеров оказания денежной помощи (не указывая фамилий тех, кому оказывалась поддержка). Например, портнихе выделили 60 франков на покупку швейной машины, 150 франков на покупку лошади взамен павшей (в виде ссуды), 200 франков на починку крыши жилого дома, 60 франков вдове на починку телеги. Выделялись средства на покупку плуга, на лечение, постройку сарая, расширение земельных участков за счет покупки земли у арабов и т. п.
В заключение предлагаю фрагмент некролога, опубликованного в сборнике "Сион":
"Пишущему эти строки не раз приводилось встречаться с Пинскером, и впечатления этих личных бесед лучше всего объясняют источники того всеобщего доверия, которым он был окружен. С не то строгим, не то скорбным взглядом темных, но мягких глаз из-под густых насупившихся седых бровей, с подкупающею теплотою речи, всегда со словом примирения на устах — таким запечатлелся его образ в моей душе. Он редко изменял этому настроению тишины и мира; но бывало, что под влиянием одушевленных толков окружающей молодежи в этих глубоких глазах загоралась искра молодого огня, этот больной старец с юношеским огнем отвечал на эти толки живым словом сочувствия и одобрения. Всегда его тихая, временами как будто порывистая речь была полна содержания и внутренней силы, дышала спокойной верой и несокрушимой надеждой на конечное торжество тех мыслей, которыми жил этот благородный человек. Теперь, когда могила отняла его у нас, обаяние этой светлой личности еще глубже, еще интенсивнее. Живой, он был для нас руководитель и друг, горячо любящий слуга своего народа. Умершего мы, не обинуясь, включаем его в светлую плеяду "великих во Израиле". Могилы общественных деятелей — не место для плача и скорби, а место для поучения и примера. Благо тому, чья жизнь была так согрета любовью к своим братьям, как жизнь Пинскера, кто сумел наполнить жизнь таким высоким и светлым содержанием, как он, и чья могила так много и громко говорит и так долго будет говорить сердцу всякого еврея, как та могила, на которой написано: "Лев Пинскер".
В. Б.".

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.