На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КАК АРХЕОЛОГИ В ОДЕССЕ ГАВАНЬ ИСТРИАН НАШЛИ…


Более ста семидесяти лет среди ученых-антиковедов продолжались споры о том, как же назывались в древности те античные поселения, следы которых еще первостроители Одессы обнаружили в районе современного Приморского бульвара и на Жеваховой горе. К сожалению, при эпизодических исследованиях этих памятников не было найдено ни одной надписи, которая позволила бы уверенно решить вопрос с их названиями. Ключом к решению проблемы, казалось, мог послужить перипл (буквально: "описание берега", "лоция") римского историка Флавия Арриана. Где-то в районе современного Одесского залива он разместил Гавань Истриан и Гавань Асиаков. Историк лично проплыл на корабле лишь часть описанного пути, составив, тем не менее, отчет императору Адриану относительно всех берегов тогдашнего Понта Эвксинского.
В разное время различные ученые "тасовали" эти гавани, то и дело меняя их местами на карте Одесского залива. Основная причина возникшей путаницы состояла в том, что два писателя римского времени — Плиний и Помпоний Мела — сообщили о варварских племенах с похожими названиями, а именно — о племени истриан и племени асиаков, обитавших в прилегающих к заливу степях. Поэтому названия двух гаваней исследователи стали соотносить с этими племенами.
Итак, есть ли возможность разобраться в возникшей историографической путанице и достоверно определить, где именно располагались древние Гавани Истриан и Асиаков? Начнем по порядку…

АРРИАН — КОМПИЛЯТОР

…И начнем с того, что единственный древний автор, упомянувший о Гаванях Истриан и Асиаков в районе современного Одесского залива, сам никогда тут не был. Эти данные Флавий Арриан списал у своего предшественника — географа IV в. до н. э., некоего Эратосфена.
Древний географ писал, что к западу от Ольвии и устья Днепра находится "маленький, пустынный и безымянный остров". Затем идет поселение Одесс, после него — Скопелы. А следующим пунктом на побережье является Гавань Истриан. Источник определяет расстояние до нее в 90 стадиев. Далее следует Гавань Асиаков, до которой тоже 90 стадиев. И уж потом от Гавани Асиаков до местечка Никоний (левый берег Днестровского лимана) перипл указывает расстояние в 300 стадиев. После чего следует "судоходная река" Днестр, а за нею — Неоптолемово поселение, Кремниски, Антифилово поселение и устье Дуная.
Вот, собственно, и весь багаж письменных источников на эту тему. И все было бы хорошо, если бы в 1928 году в Лузановке, на левом берегу Куяльницкого лимана не было найдено третье поселение, ничуть не уступающее по размерам уже известным. Все три памятника датировались V — III в. в. до н. э., т. е. периодом, синхронным времени составления Эратосфеном своей лоции. После этой археологической находки по воле исследователей гавани и стали "блуждать" меж трех памятников. Так, некоторые из них помещали Гавань Истриан на южный берег залива (район Приморского бульвара), а Гавань Асиаков — на северный (Лузановка). Другие, наоборот, полагали, что Гавань Асиаков следует соотносить с Приморским бульваром, а Гавань Истриан — с Лузановкой. Третьи вообще усомнились в успехе попыток точно локализовать Гавани Истриан и Асиаков при таком жалком состоянии источников.

«ЗАГАДОЧНЫЕ» ИСТРИАНЕ И АСИАКИ

В качестве дополнительного аргумента в пользу своего варианта локализации приверженцы обеих гипотез приводили свидетельства античных авторов о племенах истриан и асиаков. По их мнению, первая из гаваней, судя по названию, принадлежала местному племени истриан, а вторая, как видно из ее названия, местному племени исиаков.
Но на самом деле римские авторы помещают племя истриан в Дунай-Днестровском междуречье, а племя асиаков (по Плинию — "Axiacus", по Меле — "Asiacus") — на территории между Днестром и Тилигулом. Совсем недавние исследования позволили определить, что истриане являются фракийским племенем, названным так по "месту проживания" — у реки Истр (Дунай). Что касается асиаков, то это племя скифское, названное так по реке Асиак (Тилигул). "Загадочные" истриане появляются в нашем регионе лишь с середины IV в. до н. э. и локализуются в дельте Дуная. Очень скоро они вступают в конфликт с кочевниками, который принято соотносить с известной войной скифов царя Атея с трибаллами. Эти-то трибаллы и являются упомянутым племенем истриан, названным просвещенными писателями древности "на речной манер".
Все это не позволяет хоть как-то соотносить факт основания Гавани Истриан с одноименным племенем. Раз уж на то пошло, то нынешний Одесский залив находился как раз в центре земель асиаков, если верить Плинию и Меле. Поэтому в научной литературе давно отстаивается мнение, что Гавань Истриан названа так, поскольку основана была жителями города Истрия, располагавшегося в устье Дуная. И никакого отношения к племени истриан-трибаллов она не имеет. Осталось только выяснить: где именно и с какими целями была основана дочерняя колония крупнейшего полиса Западного Причерноморья?

ГАВАНЬ ИСТРИАН И ГАВАНЬ АСИАКОВ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСТАТКАХ

О влиянии Истрии на территории, лежащие далеко на север от Дуная, археологи догадывались давно. Способствовали этому главным образом монетные находки. Замечено, что так называемые "монетки-истрийки" (бронзовые) и знаменитые истрийские серебряные драхмы с двуликим Янусом на аверсе активно использовались населением земель, простиравшихся вплоть до южного берега нынешнего Одесского залива.
Если говорить об участии Истрии в освоении Нижнего Поднестровья, то помимо монетных находок в качестве аргумента в пользу этой теории имеются и данные эпиграфики. Так, известно, что жители Тиры (на месте современного Белгород-Днестровского) в голодные времена обращались за помощью именно к Истрии, а не, скажем, к Ольвии, находившейся гораздо ближе.
Итак, ясно лишь то, что упомянутое в перипле поселение Гавань Истриан основано выходцами из Истрии. Связывать же с одноименной гаванью племя асиаков тоже рискованно.
За полтора века никаких новых фактов, которые внесли бы ясность, где именно располагались Гавань Истриан и Гавань Асиаков, не было обнаружено.
Но тут на помощь пришла археология.
В 1996 году на Приморском бульваре начались археологические раскопки под руководством профессора А.О. Добролюбского. Эти исследования в первый же сезон дали неожиданные результаты. Материалы раскопок говорили в пользу того, что на южном берегу залива находилось вовсе не маленькое поселение, как считалось прежде, а довольно крупный город, основанный как минимум на столетие раньше — в середине VI в. до н. э. Керамика из хозяйственных комплексов времен его основания оказалась преимущественно истрийского производства! Именно тогда было высказано предположение о том, что на месте Одессы находилась вторая Истрия. Как выяснилось, это предположение является не таким уж и гипотетичным.
Еще одно весьма неожиданное открытие экспедиции А.О. Добролюбского произошло летом 2006 года. Благодаря раскопкам на Жеваховой горе (первым в истории исследований этого древнегреческого памятника) удалось выяснить, что на плато находилось вовсе не греческое поселение, а грандиозный культовый комплекс — местный Олимп над Одесским заливом.
Это означало, что топоним "Гавань Истриан" следует соотносить с античным городом на плато Приморского бульвара. Лузановское поселение, судя по монетным и керамическим находкам, было основано жителями другого крупного государства — Ольвии. Произошло это в середине V в. до н. э., т. е. спустя столетие после основания колонии на территории нынешнего бульвара.
Такая гипотеза не противоречит ни сообщению Арриана, ни результатам археологических раскопок, ни концепции об экспансии Истрии на северо-запад. Упоминая о Гавани Истриан, древний перипл отметил крупнейшее поселение из всех, существовавших тогда на берегах залива. Оно было основано в самой удобной, с навигационной точки зрения, части бухты — у нынешнего мыса Ланжерон. Неслучайно уже в наше время именно тут были заложены город и порт.
Гавань Истриан являла собой единственный для Северо-Западного Причерноморья пример основания дочерней колонии местной, причерноморской метрополией. Хотя освоение более отдаленной от основного полиса территории через систему опорных пунктов имело место и в других регионах Черноморского бассейна. Подобным образом на азиатской стороне боспорскими тиранами была основана Киммериада. На южном берегу Понта такими колониями были Керасунт, Котиора и Трабезунт, подвластные Синопе и платившие ей дань. Следовательно, по линии Хаджибейского лимана в V веке проходила граница сфер влияния между двумя крупнейшими городами-государствами Северо-Западного Причерноморья — Ольвией и Истрией. Поселения на Приморском бульваре и в Лузановке играли роль приграничных форпостов двух враждующих соседних держав. Степень достоверности локализации Гавани Истриан и Гавани Асиаков (Иако) может определяться, прежде всего, археологическими реалиями, а также вычислениями расстояний по периплу. В свою очередь, достоверность этих вычислений упирается в проблему определения реального размера греческой меры длины — стадия. Диапазон мнений по этому поводу весьма широк. Исследователи определяют его длину самым различным образом: от 157-ми до 200 метров.
Разместив Гавань Истриан на Приморском бульваре, следующую за ней Гавань Асиаков следует искать за пределами Одесского залива на расстоянии 90 стадиев (18 — 20 км). Остается лишь "вычислить" подобный населенный пункт, взглянув на карту археологических памятников прибрежной полосы Северо-Западного Причерноморья. Таковым является большое античное поселение в устье нынешнего Сухого лимана. Это крупнейшее из четырех известных поселений на всей береговой полосе от устья Днестра до Одесского залива. Примечательно, что подобный вариант размещения топонима "Гавань Асиаков" предлагал еще И.А. Стемпковский в первой половине XIX в.
Итак, авторы античных периплов не ошибались, размещая Гавани Истриан и Асиаков друг за другом, на расстоянии 90 стадиев. Попытки локализовать оба топонима на побережье Одесского залива, аргументируя это влиянием сопредельных племен истриан и асиаков, безосновательны. Гето-фракийское племя истриан не могло принимать участие в основании Гавани Истриан VI в. до н. э., занимая земли, согласно античным источникам, в Нижнем Подунавье лишь двести лет спустя. Гавань Истриан являлась дочерней колонией Истрии и соотносится с остатками античного города VI — III в. в. до н. э. на Приморском бульваре в Одессе. Вероятно, в какое-то время это название могло распространяться на всю группу поселений побережья нынешнего Одесского залива либо же определять географическое название местности. Гавань Асиаков не имеет никакого отношения к скифскому племени асиаков и является искаженным названием Гавани Иако. Во всяком случае, локализация этого пункта на 18 км южнее Одесского залива, в устье современного Сухого лимана, не противоречит ни данным археологии, ни сообщениям древних лоций.

Андрей КРАСНОЖОН,
археолог, историк.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.