На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

34. Заповедь, повелевающая отдыхать от работы в первый день праздника Суккот

Сказано в Торе о празднике Суккот: "В первый день — священное собрание, никакой работы не делайте" ("Ваикра" 23:35). В этот день закон относительно работы такой же, что и для первого дня Песаха, описанный выше (см. 25-ю заповедь).
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

35. Заповедь, повелевающая жить в сукке семь дней праздника Суккот

Сказано о празднике Суккот в Торе: "В шалашах живите семь дней" ("Ваикра" 23:42).
На протяжении всех семи дней праздника нужно есть, пить и находиться в шалаше, называемом "сукка", — как днем, так и ночью. На все семь дней праздника дом, в котором живет еврей, становится для него временным жильем, а сукка — постоянным.
Запрещается совершать трапезу вне сукки. В первую ночь праздника необходимо съесть в сукке хотя бы кезаит хлеба. Все праздничные дни хлеб можно есть только в сукке, но фрукты разрешено есть также и вне ее. Мудрецы постановили, что ребенок, достигший сознательного возраста, тоже обязан соблюдать эту заповедь.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда — но только мужчины.

36. Заповедь, повелевающая возносить (поднимать) четыре вида растений в праздник Суккот

Сказано в Торе: "И возьмите себе в первый день (праздника Суккот) плод красивого дерева (этрога), пальмовые ветви, ветки густолиственного дерева и речную вербу" ("Ваикра" 23:40).
Имеются в виду один лулав — нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы; один этрог — плод цитрона (цитрусовое дерево); три ветки мирта — адас; две ветки речной ивы — арава. Нужно взять их в руки, расположив так, как они растут, и поднять (вознести) — тем самым будет исполнена указанная заповедь.
Эту заповедь можно исполнить в любое время дня. Наши мудрецы постановили исполнять ее не только в первый день праздника, но и в течение всех семи праздничных дней, кроме субботы. Причем они запретили исполнять эту заповедь в первый день Суккота, если он выпал на субботу, так как есть опасность, что кто-либо может пройти с этими растениями четыре шага в пределах "общего владения" и тем самым нарушить Шаббат.
Если хотя бы одного из четырех растений недостает или оно негодное либо краденое, то эту заповедь исполнить невозможно. В первый день праздника эту заповедь нельзя исполнить при помощи растений, взятых в долг, но в остальные дни это разрешено. Мудрецы постановили, что ребенок, достигший сознательного возраста и способный правильно поднимать растения, также обязан соблюдать эту заповедь.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде — но только мужчины.

37. Заповедь, повелевающая отдыхать от работы в день праздника Шмини-Ацерет

Сказано в Торе о празднике Шмини-Ацерет: "На восьмой день будет у вас священное собрание (...) никакой работы не делайте" ("Ваикра" 23:36).
Закон этого дня такой же, что и для первого дня Песаха (см. 25-ю заповедь).
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

38. Заповедь, повелевающая давать цдаку бедным евреям

Сказано в Торе: "Открой для него свою руку" ("Дварим" 15:8). Наши мудрецы объясняют, что заповедь "открыть руку" говорит о пожертвовании, цдаке. Мы обязаны давать цдаку неимущим столько раз, сколько они об этом нас просят (Сифри).
Еще сказано в Торе: "Поддержи его, будь он пришелец или поселенец (...) и он будет жить с тобой" ("Ваикра" 25:35). Под "пришельцем" здесь понимается человек, перешедший в еврейство, под "поселенцем" — тот, кто принял на себя соблюдение семи заповедей, завещанных всем потомкам Ноаха; мы должны помогать и такому человеку.
И еще сказано: "...чтобы жил твой брат с тобой" ("Ваикра" 25:36).
Нужно давать то, что необходимо нуждающемуся, то, чего у него нет и без чего он не может обойтись. Если у бедного нет одежды, нужно дать ему одежду; и так обо всех остальных необходимых ему вещах. Помощь оказывают, исходя из своих возможностей; причем эта заповедь возложена даже на бедного человека, даже на того, кто сам живет на подаяние: он тоже обязан давать цдаку другим бедным.
Предпочтение в порядке оказания помощи устанавливается таким образом: сначала любой бедный родственник (то есть родственник-бедняк имеет преимущество в получении твоей цдаки перед остальными бедняками), затем бедный сосед, затем бедняк твоего города. На это указывает сама Тора, когда говорит: "Ты должен раскрыть свою руку для твоего брата, твоего бедного и твоего нищего в твоей земле" ("Дварим" 15:11).
Человек, отказывающий в цдаке, когда ее просят у него и когда он может ее дать, совершает очень тяжелый проступок; такой человек зовется грешником и злодеем.
Мы обязаны соблюдать заповедь о цдаке тщательнее, чем все остальные заповеди, поскольку милосердие — отличительная черта еврейского народа, потомков Авраама. Власть еврейского царя в Эрец Исраэль может быть восстановлена и истинная вера может выстоять только через милосердие, как сказано: "Цион искупится правосудием, а его раскаявшиеся — праведностью" ("Йешая" 1:27). Еврейское происхождение немилосердного человека должно быть поставлено под сомнение, поскольку жестокость не свойственна евреям. Все евреи — братья, как сказано в Торе: "Вы — сыновья Всевышнему, Высшему Б-гу" ("Дварим" 14:1). Если даже у братьев нет жалости друг к другу, кто тогда пожалеет бедняка? К кому нищий может обратиться, умоляя о помощи, — неужели к язычникам, которые ненавидят и преследуют евреев? Его взор обращен только к своим собратьям!
Необходимо давать цдаку с приятным выражением лица, с радостью, а не с видом человека, тяжело расстающегося со своим имуществом. Милосердие никогда не приводило ни к чему плохому, никто не стал беднее, подав бедному, ибо сказано: "И милосердным станет мир" ("Йешая" 32:17). Необходимо успокоить и утешить бедного человека, нельзя попрекать его, кричать на него, поскольку его сердце и без того разбито. Горе тому, кто позорит бедняка!
Заслуга еврея, побуждающего других давать цдаку, превышает заслугу дающего. Б-г милосерден к тому, кто милосерден к другим людям. Сказано в Торе о Всевышнем: "Оказал тебе милость, помиловал тебя и размножил" ("Дварим" 13:18).
И еще один вид цдаки: вызволение из плена. Нет обязанности важнее, чем обязанность вызволить евреев из плена. Тот, кто уклоняется от исполнения этого долга, нарушает много повелительных и запрещающих заповедей.
Приведенную в этом разделе заповедь обязаны соблюдать всегда и везде как мужчины, так и женщины.

39. Заповедь, повелевающая исполнять обет или клятву

Сказано в Торе: "Изреченное твоими устами соблюдай и исполняй так, как обещал" ("Дварим" 23:24). И еще сказано: "Все, что вышло из его уст, должен он сделать" ("Бемидбар" 30:3).
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

40. Заповедь, повелевающая разбирать дела об освобождении от обетов и клятв

Сказано в Торе: "Если даст обет Всевышнему..." ("Бемидбар" 30:3).
Имеется в виду случай, когда тот, кто дал обет (обещание), сожалеет о нем и хочет его отменить. Такой человек идет к талмид-хахаму (мудрецу) или к трем простым евреям и говорит: "Я поклялся или дал такой-то обет, но сожалею об этом. Если бы я знал, что буду из-за этого страдать или что со мной произойдут такие-то неприятности, то я бы не давал этого обета (или этой клятвы)". После чего талмид-хахам либо три простых еврея спрашивают его: "Ты сожалеешь об этом?" И, услышав положительный ответ, говорят ему: "Разрешается тебе (поступить вопреки клятве или обету)", или "Прощается тебе", или "Позволяется тебе".
Эту заповедь обязаны соблюдать все евреи всегда и везде.

41. Заповедь, повелевающая почитать отца и мать

Сказано в Торе: "Чти своего отца и свою мать" ("Шмот" 20:12). В чем заключается почитание родителей? Сын должен обеспечивать отца едой и питьем, а также одеждой из отцовских денег (например, ходить в магазин). Если же у отца нет денег, а у сына они есть, Тора обязывает детей кормить отца за свой счет — по своей возможности. Еврей должен обслуживать родителей, как раб обслуживает своего господина. Еврей обязан почитать родителей и после их смерти (например, читать по ним кадиш и отмечать йорцайт).
Если сын стоит перед выбором, что исполнить — заповедь или просьбу отца (который, допустим, просит стакан воды), то он обязан выполнить просьбу отца, даже если заповедь тем временем "уйдет из его рук", — и все это при условии, что ту заповедь может исполнить другой человек. В противном случае он сам обязан исполнить заповедь — вопреки воле отца. Но если отец просит его поступить не по закону Торы или хотя бы нарушить указание мудрецов, то в этом случае сын обязан не слушать его, поскольку все мы должны выполнять волю Всевышнего.
В этой заповеди отец имеет предпочтение перед матерью: мать, будучи женой своего мужа, тоже обязана почитать его.
Еврей нарушает повелительную заповедь, когда не оказывает должного почтения отцу и матери (конечно, если не действует при этом с их ведома и согласия). Женщина обязана исполнять эту заповедь по отношению к своим родителям в том случае, если это не мешает ее мужу.
Указанную заповедь каждый еврей обязан соблюдать всегда и везде.

42. Заповедь, повелевающая испытывать страх перед отцом и матерью

Сказано в Торе: "Каждый бойтесь своей матери и своего отца" ("Ваикра" 19:3).
О каком страхе здесь говорится? Нельзя сидеть без разрешения отца на том месте за семейным столом, на котором обычно сидит он сам. Нельзя перечить ему. Нельзя называть его по имени — как при жизни, так и после смерти, а нужно обращаться, используя слово "отец".
Необходимо одинаково почитать и бояться как отца, так и мать. Тора приравнивает почитание и благоговейный страх перед родителями к почитанию и благоговейному страху перед Благословенным Б-гом. Не испытывая благоговейного страха перед родителями, еврей нарушает повелительную заповедь, если только не поступает так с их ведома, потому что отец вправе отказаться от почитания.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.