На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВАИШЛАХ


Вернувшись на родину, Яаков шлет к своему брату Эсаву ангелов-посланников. Те возвращаются и сообщают Яакову, что Эсав идет к нему навстречу с армией из четырехсот человек. Яаков принимает необходимые меры для отражения возможного нападения: делит своих людей на два лагеря, молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву. В ту же ночь Яаков остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Яаков побеждает, но получает вывих бедра. Ангел говорит Яакову, что отныне его второе имя - Исраэль, означающее, что он победил не только человека (Лавана), но и вышел победителем в поединке с посланником Всевышнего. Встреча Яакова и Эсава проходит мирно, но Яаков не доверяет брату и отклоняет его предложение о совместном проживании.
Спустя некоторое время Шхем, сын ханаанского вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять ее в жены, вместе с отцом предлагает Яакову "породниться" семьями. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но при условии, что Шхем и все мужчины его племени совершат обрезание. Условие принято. На третий день после обрезания братья Дины Шимон и Леви врываются в город и убивают все мужское население, ослабленное операцией, в наказание за причастность к похищению Дины. Яаков осуждает это, и Б-г велит ему отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник.
В это же время умирает Двора, кормилица Ривки, матери Яакова. Ее хоронят в Бейт-Эле. Б-г является Яакову, благословляет его и меняет его имя на Исраэль. По пути в Эфрат у Рахели начинаются схватки; она рожает Биньямина, двенадцатого из сыновей Яакова, и умирает. Ее хоронят на дороге в Бейт Лехем. Ицхак умирает в возрасте 180 лет, и сыновья Яаков и Эсав хоронят его в Хевроне. Раздел завершается перечнем потомков Эсава.

* * *
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды: продажу первородства и похищение отцовского благословения, - не сулила Яакову ничего хорошего. Наш праотец боялся, что ему не хватит заслуг для победы в поединке с Эсавом. Как человек религиозный, он знал, что исход любого дела определяется Всевышним, а не "объективным" соотношением сил.
Яакову казалось, что порочный брат превосходит его в заслугах. В отличие от Яакова, который 22 года находился на чужбине и 36 лет не виделся с отцом и матерью, Эсав жил в Эрец Исраэль и заботился о родителях. Ничего героического в этом не было: Эсаву просто незачем было выезжать из страны, святость которой его ничуть не интересовала, и отца, Ицхака, он почитал только ради личной выгоды, чтобы получить от него бесценные благословения, вернуть себе право первородства и взять двойную долю отцовского наследства, причитающуюся старшему сыну. Все внимание Эсав уделял отцу, а матерью, Ривкой, вообще пренебрегал.
И все же Яаков, истинный праведник, знал цену исполненным заповедям, особенно таким важным, как пребывание в Эрец Исраэль и почитание родителей. Эти заповеди, исполненные даже с эгоистическими намерениями, могли стать надежным щитом для любого человека, каким бы плохим он ни был.
Если мицва, исполненная бездумно или даже с неправильной мотивацией, способна принести победу над любым врагом, то что говорить тогда о заповедях, которые совершаются с правильными намерениями, сознательно? Награда за них поистине бесценна.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.