На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Ваеце


Очень любопытный недельный раздел. Насыщенный событиями, полный борьбы характеров и кульминационных сцен. Одного его хватило бы на десяток прекрасных тем для романов, на сотню захватывающих жанровых композиций для живописных полотен и на многие сотни лекций для жаждущей знаний аудитории. Чего стоят такие сюжеты как "Яаков и Рахель", "Рахель и Лея", "Яаков и Лаван". Берем любой эпизод и рассказываем - чтобы узнать, чего от людей, а значит, и от нас с вами, хочет Тора с ее призывами к праведности, правдивости и цельности. Список эпизодов мы приведем ниже, а пока обозначим несколько ярких тем, которые так и просятся, чтобы на них обратили внимание при чтении текста.
Уходя из дома к Лавану, Яаков просит Всевышнего, чтобы Тот его не покидал: "Если Создатель сохранит меня на этом пути..." Чего он боится? Наверное, врагов, - скажем мы, - опасности и прочих неприятных вещей. Верно, но вряд ли Яаков стал бы просить Всевышнего устранять эти опасности. Если он их заслуживает - они все равно придут. Яаков молит о другом - о помощи в той борьбе, которую ведет каждый из нас. Помощи в борьбе против своего плохого начала.
Яаков встречает пастухов и говорит им: "Братья, откуда вы?" Позвольте, какие они ему братья? Незнакомые скотоводы, скорее всего - отпетые идолопоклонники. Но Тора учит нас, потомков Яакова, что с людьми надо разговаривать вежливо и дружелюбно независимо от того, нравятся они нам или нет. "Сказал им: "Знаете ли вы Лавана?" Сказали: "Знаем". Сказал: "Все ли у него хорошо?" Прежде чем встретиться с человеком, разведайте, как у него идут дела, чтобы потом по незнанию не задеть. Хорошее правило, но почему-то не все из нас с ним знакомы.
"Сказал Лавану: "Что ты со мной сделал, разве не за Рахель я на тебя работал? Зачем ты меня обманул?" Вскрылся обман: после семи лет тяжкой работы Лаван обманул Яакова, "подсунув" Лею. Тому бы кричать надо на новоиспеченного тестя, требовать возмещения морального убытка. А он смиренно спрашивает: зачем обманул? Это важный урок: даже имея причину, не гневайтесь. Стойте за себя, не давайте хитрецам-лаванам обманывать себя, спокойно обсуждайте с ними условия сорванного договора, требуйте справедливости - но без крика, оскорблений и размахивания кулаками (а тем более - без драк)...
Таких тем, повторяем, десятки. Сегодня остановимся на одной из самых незаметных, но которая нет-нет да возникнет на уроке Торы, вызвав некоторое непонимание со стороны начинающих слушателей. Пока мы говорим о том, что надо стараться быть хорошим человеком, возражений нет. Но что для этого надо сделать? Если мне надо стать хорошим - значит, я недостаточно хорош. Вот с этим согласиться труднее. Однако, когда говорят, что мне надо пересмотреть многие взгляды на самого себя, я ощущаю внутренний протест. Что значит - пересмотреть? Уж не хотите ли вы моей коренной перестройки? Так можно потерять свое оригинальное лицо. Надеюсь, вы не желаете, чтобы я стал другой личностью, правда? А раз не желаете, то принимайте меня таким, какой я есть. Хорошее рассуждение, но оно проходит, когда разговор идет о других людях, а не обо мне самом. Других я должен принимать такими, какие они есть. Но самого себя мне надо постоянно подвергать беспощадной критике. Почему я таков, какой есть? Что меня таким сделало? Каково мое отношение к миру? Что в мире мое, а что не принадлежит мне, а значит, у меня нет никаких оснований считать это своим?..
Яаков сказал Всевышнему, что, если Тот сохранит его в пути, то он даст Ему десятую часть "от всего, что дашь мне". Странная просьба, удивляются слушатели. Мол, дай мне побольше, а я Тебе верну десятину. Сделка какая-то, да к тому же наивная до простоты. А ведь в корне этого непонимания лежит неправильный взгляд на самих себя. Никто не говорит, что Яаков просил у Всевышнего чего-то лишнего, чем нетрудно поделиться частично. Наш праотец, сказав "все, что дашь мне", имел в виду буквально все, что придет ему в руки! В том числе и то, что он сам заработает тяжким трудом. Все блага дает нам Творец мира, а нам ничего в этой реальности не принадлежит - ни по праву, ни как заработок, ни в силу других соображений. Такая мысль многих могла бы излечить от тщеславия и гибельных амбиций, ломающих характер и судьбу... Впрочем, легко в теории, да практика трудна.
Как всегда, в конце приводим "краткое методическое пособие" в помощь тем из читателей, кто, собирая вокруг себя по субботам еврейскую компанию, обсуждает вместе с друзьями содержание недельного раздела Торы, изучает наши законы и устраивает дискуссии на еврейские темы. Содержание. Яаков по дороге к Лавану: эпизод с "лестницей Яакова". Встреча Яакова с Рахелью, дочерью Лавана. Яаков в доме Лавана: женитьба на Лее и через некоторое время на Рахели. Четыре жены Яакова рожают ему в общей сложности одиннадцать сыновей и одну дочь, Дину. Против своего желания Яаков остается жить в доме Лавана; во всех делах его сопровождает удача; он становится богатым человеком. Яаков с семьей оставляют дом Лавана. Лаван преследует и догоняет Яакова. Договор между Яаковом и Лаваном. Яаков продолжает путь домой и прибывает в Маханаим. А теперь несколько вопросов для свободного обсуждения. 1. Устная Тора сообщает, что Рахель и Леа были близнецами и абсолютно походили одна на другую. Яаков был настолько влюблен в Рахель, что согласился работать за нее семь лет. Что нашел он в Рахели такого, чего не было в Лее? 2. Чего хотел Лаван от Яакова? Почему расстроился, когда узнал, что зять покинул его дом? Почему о Лаване пасхальная агада говорит, что он более злобный антисемит, нежели фараон? 3. (Для молодежи.) Леа соревновалась с Рахелью. Что важнее для матери семейства - любовь мужа или наличие детей?.. Кстати, о детях: как вы думаете, почему у евреев, соблюдающих заповеди, много детей? Счастливы ли они от этого? Сколько детей хотели бы иметь в будущем вы при самых благоприятных обстоятельствах? Знаете ли вы, что обстоятельства зависят от нас самих?

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.