На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ОДНА ИЗ СЕРИИ "ВСЯ ОДЕССА"


Книгу Алены Яворской "Забытые и знаменитые" я получил из рук автора. Небольшая книжечка карманного формата (приблизительно 14 x 10 см) объемом 230 страниц была прочитана на одном дыхании...
Четырнадцать небольших рассказов, очерков, эссе были опубликованы в разное время на страницах местных газет, журналов и альманахов. Заново отредактированные для книги и собранные под одной обложкой, они представляют отдельные истории из жизни писателей, поэтов, журналистов, художников и издателей начала прошлого века, ныне полузабытых, не состоявшихся по разным причинам в жестокие времена, и знаменитых, сумевших своим творчеством составить славу литературной Одессы.
Автор ничего не выдумывает в погоне за сенсацией, если что-то комментирует, то делает это весьма осторожно, деликатно, не навешивая ярлыки на события и личности, попутно указывая источники, на основании которых ведет повествование. Рассказы Алены Яворской базируются в основном на подлинных документах, хранящихся в Одесском литературном музее, сообщениях старых газет, воспоминаниях очевидцев, родственников ее героев, а также на материалах Государственного архива Одесской области. Естественно, документальные данные пропущены через сердце и душу автора.
Алена Леонидовна Яворская после окончания филологического факультета Одесского университета в 1984 году пришла на работу в Литературный музей, где прошла путь от научного сотрудника по литературе 1920-х годов до заместителя директора по научной работе. Она является автором многих публикаций, посвященных жизни и творчеству И. Бабеля, И. Ильфа, Е. Петрова, С. Гехта и других. Все ее работы публиковались в основном в периодической печати либо в сборниках, в которых участвовали несколько авторов. "Забытые и знаменитые", по сути, первая самостоятельная книга А. Яворской.
По словам автора, "книга эта - попытка напомнить об этих людях. Это не литературное исследование, не воссоздание их биографий, а желание напомнить обо всех - забытых и знаменитых...".
По-разному сложилась судьба деятелей культуры времен революции и гражданской войны, многие незаметно и тихо уходили из жизни, и лишь иногда в газетах могли промелькнуть краткие сообщения о завершении ими жизненного пути. Например, в иллюстрированном приложении к газете "Известия Одесского совета рабочих депутатов" № 35 напечатан небольшой некролог в связи с похоронами молодого поэта Семена Астрова, которые прошли на Втором кладбище "скромно: без венков и речей. Эта краткая заметка, быть может, напомнит о преждевременной смерти честного товарища и послужит слабой данью светлой памяти скромного поэта..." - заключает неизвестный автор И. Зл.
Что любопытного найдет читатель на страницах книги Алены Яворской? Жизнь ее героев сегодня достаточно изучена, но отдельные подробности, умело представленные автором, дополняют новым звучанием отошедшую в вечность жизнь забытых и знаменитых. Что же представила Алена Яворская на суд читателя?
Вначале - несколько рассказов о любви. "Влюбленный Валентин" - о юношеской любви Валентина Катаева к одной из четырех очаровательных сестер Алексинских - Ирине. Первая мировая война разлучила влюбленных. В 1915 году восемнадцатилетний Валентин, который был старше любимой Ирен на три года, уходит добровольцем на фронт. Они изредка встречаются, обмениваются стихами, в которых со временем появляются строки о начале разрыва: "Любовь ушла, мелькнув, как сказка", но "Твое сиреневое имя в душе, как тайну, берегу". Окончательно расстались они на стыке 1918 - 1919 г. г.
Второй рассказ "Влюбленный в Валентину" - о любви младшего брата Валентина Катаева, Евгения Петрова, к Валентине Грюнзайд, ставшей его женой. Своей единственной любимой он писал письма. Писал даже тогда, когда уезжал на несколько дней. Эти письма наполнены огромной нежной любовью, ласковыми словами, именами, понятными только влюбленным. С волнением читаю трогательные военные письма Евгения Петрова, где так много заботы о жене и сыне, находящихся в голодном тылу. Иногда ему удавалось отправлять с фронта оказией небольшие продуктовые посылочки. Многое, о чем он пишет, мне знакомо: голод, редкие посылки отца - с яичным порошком, банкой тушенки, мешочком сахара... С каким трудом все это собиралось, какими неведомыми путями следовало к семье, но зато какой праздник наступал, в особенности для детей, забывших, когда они наедались досыта!
Валентина не дождалась мужа с войны - он трагически погиб в авиационной катастрофе в 1942 году. С тех пор уже никогда она не получала таких теплых писем...
Еще одна красивая любовь, история печальная и трагическая, закончившаяся нелепым выстрелом. Пуля предназначалась Осипу, служившему в уголовном розыске, а попала в его брата, одесского еврейского мальчика, который прожил всего двадцать один год. Погибший молодой поэт выбрал себе псевдоним Анатолий Фиолетов (настоящее имя его - Натан Беньяминович Шор). Любовь "самого талантливого из молодых поэтов к самой очаровательной из одесских поэтесс" Зинаиде Шишовой - тема рассказа Алены Яворской "История любви и смерти поэта Анатолия Фиолетова". Он успел написать всего сорок шесть стихотворений, при жизни вышла единственная книга "Зеленые агаты. Поэзы". Последним его пристанищем стало Второе еврейское кладбище, где на свежем сыром могильном холме, задыхаясь от рыданий, с постаревшим лицом, распростершись, лежала Зинаида Шишова...
Интересны и другие рассказы, вошедшие в книгу. Их героями стали братья Бобовичи - Исидор (1895 - 1979), написавший воспоминания о становлении знаменитой южнорусской школы художников (эти воспоминания так никогда и не были опубликованы), и Борис (1896 - 1975) - разносторонний поэт, писатель и журналист. Медик Александр Моисеевич Кранцфельд, активно участвовавший в литературной жизни Одессы до начала 20-х годов прошлого столетия. Во время Великой Отечественной войны А. Кранцфельд был военным врачом с двумя "шпалами". В предгорьях Северного Кавказа попал в окружение, из которого выбраться не сумел. В августе 1942 года, чтобы не попасть в руки фашистов, покончил жизнь самоубийством...
У одесского бухгалтера Арье Файнзильберга было четверо сыновей. Старший, Александр, стал художником Сандро Фазини, второй сын, Михаил, не отстал от брата, его знали как художника МАФ. Илья стал известным писателем Ильфом. Лишь четвертый сын Вениамин был инженером, знавшим около двадцати языков. Талантливым детям бухгалтера Файнзильберга Алена Яворская посвятила два рассказа - "Братья Ф." и "Ах, Александр Сердцевич", причем второй - только о Сандро Фазини.
Каждый из братьев прошел свой жизненный путь - перед войной умер от туберкулеза Илья; Михаил, практически забытый, умер от голода в 1942 году в Ташкенте; в июле 1942-го (этот год оказался роковым для двух братьев) в Париже французская полиция арестовала Сандро Фазини с женой Азой Канторович и выдала их немцам - депортированные супруги погибли в Аушвице в 1944 году. Только Вениамину удалось пережить войну - младший из братьев умер в 1988-м.
Достоин внимания рассказ о дочери одесского типографа и издателя Моисея Шпенцера - Вере Инбер. А. Яворская рассказывает о ее счастливом, беззаботном детстве, неудачном замужестве, об успешных выступлениях перед одесской публикой с трогательными жеманными стихами и лекциями о парижских модах - т. е. о тех годах, которые наименее известны в биографии известной советской писательницы. Пережив ленинградскую блокаду, Вера Инбер написала поэму "Пулковский меридиан", которая принесла ей в 1946 году Государственную премию. Она не афишировала свое детство в богатой еврейской семье.
Ее мать, директриса женского училища Фаня Бронштейн, была двоюродной племянницей Льва Троцкого. За такое родство в известные годы можно было пострадать, и карьера советского писателя могла завершиться весьма печально.
Кого еще может встретить читатель на страницах увлекательной книги Алены Яворской? Поэта, сына Эдуарда Багрицкого, Всеволода, погибшего на фронте от осколка бомбы в двадцать лет; автора пьесы "Интервенция" Льва Славина, не дожившего два года до своего девяностолетия; поэта, переводчика, художника Аркадия Акимовича Штейнберга; прозаика Сергея Александровича Бондарина и его супругу Генриетту Савельевну Адлер; переводчика, поэта и писателя Семена Израилевича Липкина, которого автор книги "Забытые и знаменитые" посетила незадолго до его смерти. У каждого была своя судьба...
Книга вышла в издательстве "Optimum" в малой литературно-художественной серии "Вся Одесса", которую задумал и осуществил директор издательства Борис Эйдельман. Основана популярная серия в 2000 году. Книга Алены Яворской вышла под № 47, т. е. за шесть лет в серии издано около пятидесяти книг. Очень полезное дело осуществило издательство. Оно сумело найти, "поймать" свою тему. Его книги пришлись по вкусу одесситам, а в 2003 году издательство было удостоено престижной награды на международной книжной выставке-ярмарке "Зеленая волна" - диплома в номинации "Издательская серия". Главные герои серии - Одесса, одесситы и творчество авторов произведений о нашем городе. Одесса - бесконечная, неисчерпаемая тема. Сколько суждено жить городу, столько новые поколения авторов будут работать над вопросами истории, культуры и быта "жемчужины у моря". Об Одессе писали со дня рождения города. Писали местные профессиональные авторы и заезжие, путешественники. Их точные наблюдения, запечатлевшие мельчайшие подробности прошлого, используются в современных научных работах.
В серии "Вся Одесса" публикуются труды и тех, кто ушел в лучший мир, и современных авторов - историков, краеведов, исследователей старины. Упомяну самых известных авторов и названия их книг - это Александр Дерибас "Старая Одесса", Франц Деволан "Моя жизнь в России", Людвиг Дерибас "Из прошлого Одессы", Доротея Атлас "Друзья и недруги Одессы", Михаил Воронцов "Записки губернатора". Также в серии вышли "Очерки одесских краеведов XIX века "Одесская старина".
Из современных авторов отмечу Ростислава Александрова (ему принадлежат книга под № 1 "Исхоженные детством" и еще несколько книг серии), Андрея Добролюбского ("У колыбели Одессы"), Михаила Пойзнера ("Слушайте сюда"), Марка Соколянского ("Некролог при жизни"), Валентину Ковач ("Силуэты Одессы"). (В газетной статье не перечислить всех. Не хотелось бы, чтобы авторы, которых я не назвал, сердились на меня. Не могу судить о том, чего по разным причинам не читал.)
Интересны книги Марты Поповой "Секреты одесской кухни", "Кулинарная книга одесситок" и "Рецепты одесской кухни". Эти вопросы для женщин не праздные. Спросите старых хозяек: "Где лучше всего фаршируют рыбу?" Конечно, никто не мог приготовить этот рыбный деликатес лучше родной мамы. Рецепт сего блюда никто в тайне не держит, но повторить на практике его не всем удается. Бабушка супруги, большой специалист в приготовлении фаршированной рыбы, пользовалась такой одесской меркой, как "жменя". Попробуйте найти две одинаковые "жмени"! Поэтому блюдо получается столь непохожим по вкусу у разных хозяек...
Завершая свою рецензию на книгу Алены Яворской "Забытые и знаменитые", пожелаю автору новых находок для создания интересных книг о литературной Одессе, а издательству "Optimum" - сохранить авторитет у читателей, не терять работоспособности и главное - дальнейших успехов в издании полезных книг.

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.