На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

7. Заповедь, повелевающая молиться Б-гу каждый день

Сказано в Торе: "И служи Ему" ("Дварим" 6:13).
Наши мудрецы, благословенна их память, учат, что под этой службой подразумевается молитва (см. трактат "Таанит" 2а); как сказано в Торе: "Чтобы служить Ему всем вашим сердцем" ("Дварим" 11:13). Какая служба совершается "всем сердцем"? Молитва.
Суть заповеди заключается в том, чтобы еврей сначала воздал хвалу Всевышнему, после чего обратился к Нему со своими нуждами, а затем снова восхвалил и поблагодарил Б-га.
Молиться необходимо сосредоточенно, освободив свое сердце от посторонних мыслей, представляя себя стоящим перед Шехиной. Молитва не должна быть похожа на ношу, которую несет человек, с нетерпением ждущий того момента, когда можно будет ее сбросить. Нельзя молиться, будучи озабоченным и обеспокоенным.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда как мужчины, так и женщины.

8. Заповедь, повелевающая повязывать тфиллин на руку

Сказано в Торе: "Навяжи их, как знак, на свою руку" ("Дварим" 6:8).
Повязывать тфиллин необходимо на бицепс левой руки (левша повязывает на бицепс правой руки).

9. Заповедь, повелевающая возлагать тфиллин на голову

Сказано в Торе: "Да будут они украшением между твоими глазами" ("Дварим" 6:8).
Тфиллин нужно возлагать на то место темени, где у младенца находится родничок.
В тфиллин вложены четыре отрывка из Торы, написанные на пергаменте: "Шмот" 13:1 - 10 и 13:11 - 16, "Дварим" 6:4 - 9 и 11:13 - 21. В этих отрывках Торы говорится об обязанности каждого признать над собой верховную власть Всевышнего, помнить о чудесах и тех великих событиях, которые Всевышний совершил для наших предков, когда выводил их из Египта и приобщил нас к служению Ему. В коробочке тфиллин, которая возлагается на руку, все четыре отрывка лежат вместе. В коробочке, которую возлагают на голову, каждый отрывок находится в особом отделении.
Тот, кто не возлагает тфиллин, нарушает восемь повелительных заповедей (т. к. он не возложил на себя восемь отрывков из Торы, возложение каждого из которых является отдельной заповедью).
Исполнение заповеди тфиллин требует чистоты тела, т. е. следует остерегаться выделения газов в то время, когда возложены тфиллин.
Каждый, кто читает молитву "Шма, Исраэль" без тфиллин, подобен лжесвидетелю, так как он произносит молитву, в которой говорится о повелении Всевышнего носить тфиллин, но сам этого не делает. Тот, кто носит тфиллин на чистом теле, продлевает этим свою жизнь, ибо сказано: "(Когда) Всевышний на них - они будут жить" ("Йешаяу" 38:16), - т. е. если имя Всевышнего пребывает на них (в тфиллин), то они будут (долго) жить (см. трактат "Менахот" 44).
Все время, пока тфиллин находятся на теле человека, он обязан периодически прикасаться к ним, чтобы не забывать о них ни на секунду, т. к. их святость очень велика. И пока тфиллин находятся на руке и голове, он покорный и б-гобоязненный, не позволяет втягивать себя в праздную беседу и не допускает дурных мыслей. Напротив, сосредотачивается на словах правды.
Возлагать тфиллин обязаны только мужчины везде и каждый день, кроме суббот и праздников.

10. Заповедь, повелевающая делать цицит на углах одежды

Сказано в Торе: "И сделают себе цицит на краях своих одежд" ("Бемидбар" 15:38).
Имеется в виду одежда, которую носят днем и которая имеет, по меньшей мере, четыре угла и размер, достаточный, чтобы ею можно было с головой и значительной частью тела прикрыть маленького ребенка (способного без присмотра ходить по улицам); причем такая одежда сделана из шерсти или льна. По закону Торы она должна иметь цицит. Если же она изготовлена из других тканей, то цицит к ней надо привязывать только по постановлению наших мудрецов.
Одежда с цицит на углах называется талит.
Надевающий одежду (на которой есть четыре угла) без цицит нарушает повелительную заповедь. Ребенок, способный правильно надевать талит, обязан исполнять эту заповедь как постановление наших мудрецов.
Необходимо очень внимательно относиться к этой заповеди, т. к. ее исполнение Тора приравнивает по важности к исполнению всех остальных заповедей; как сказано: "Посмотрите на нее (на особую голубую нить, вделанную в цицит, как поступали в древности), и вспомните все заповеди Всевышнего, и исполните их" ("Бемидбар" 15:39).
Эта заповедь, которую надо исполнять везде, возложена только на мужчин.

11. Заповедь, повелевающая читать молитву "Шма, Исраэль" утром и вечером

Сказано в Торе: "И произноси их (эти слова)... когда ложишься и когда встаешь" ("Дварим" 6:7). Имеется в виду время сна и время пробуждения.
Молитва "Шма" содержит три отрывка из Торы: "Слушай, Израиль..." ("Дварим" 6:4 - 9), "И будет, если послушаетесь..." (там же 11:13 - 21), "И сказал Всевышний Моше" ("Бемидбар" 15:37 - 41). Первый отрывок содержит заповеди о вере в единственность Всевышнего и о любви к Нему, да будет Его имя благословенно, а также об изучении Торы - основы всего. Второй отрывок посвящен принятию всех остальных заповедей. В третьем, говорящем о заповеди цицит, есть упоминание обо всех заповедях Торы, а также наказ упоминать исход евреев из Египта; как сказано: "Чтобы ты помнил день своего исхода из земли Египта все дни своей жизни" ("Дварим" 16:3).
Эту заповедь обязаны исполнять везде и всегда только мужчины.

12. Заповедь, повелевающая прикреплять мезузу при входе в дом

Сказано в Торе: "И напиши их (эти слова) на косяках своего дома и на своих воротах" ("Дварим" 6:9).
Мезуза - это пергамент, на котором написаны два отрывка из Торы: "Слушай, Израиль..." ("Дварим" 6:4 - 9), "И будет, если послушаетесь..." (там же 11:13 - 21). Каждый раз при входе в дом или выходе из него, когда еврей видит мезузу, он должен стараться вспомнить написанные в ней слова о любви к единому Б-гу, пробудиться от погруженности в обыденность, осознать, что ничто не вечно, кроме познания Создателя, вернуться к осознанию истины и идти праведным путем.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

13. Заповедь, повелевающая произносить "Биркат-амазон", после того как ели хлеб

Сказано в Торе: "Поешь, насытишься и благословишь Всевышнего, твоего Б-га" ("Дварим" 8:10).
По закону Торы послеобеденную молитву ("Биркат-амазон") произносят, только насытившись. Но наши мудрецы установили, что эту молитву еврей должен говорить и в том случае, когда им съеден кусок хлеба объемом не меньше, чем кезаит ("с маслину").
Перед едой также нужно произносить благословение; это следует из принципа "каль-вахомер" ("тем более"): если сытый обязан произносить благословение, то тем более это должен сделать голодный (он испытывает большее чувство благодарности к Всевышнему).
Указанная заповедь Торы обязательна для мужчин всегда и везде. Что касается женщин, то существует сомнение - обязаны ли они произносить молитву "Биркат-амазон" по закону Торы или только по указанию мудрецов.

14. Заповедь, повелевающая изучать Тору самому и обучать Торе других

Сказано в Торе: "И повторяй их (эти слова) своим сыновьям" ("Дварим" 6:7).
Слова Торы должны звучать в устах еврея четко и ясно, он не должен запинаться, произнося их. Будь он беден или богат, молод или стар, даже если он обременен тяжелыми заботами или живет подаянием, еврей все равно обязан установить определенное время для изучения Торы и днем, и ночью; как сказано: "И размышляй о ней днем и ночью" ("Йеошуа" 1:8). Еврей обязан изучать Тору вплоть до последнего дня своей жизни, ибо сказано: "И чтобы не ушли они из твоего сердца во все дни твоей жизни" ("Дварим" 4:9).
На отце лежит обязанность обучать Торе своего сына, отдавая ему предпочтение перед другими. Еврей обязан также обучать Торе и своего внука, ибо сказано: "И поведай о них своим сыновьям и сыновьям своих сыновей" (там же).
Как только ребенок начинает говорить первые слова, отец должен начать обучать его Торе, повторяя с ним стих: "Тору (закон) заповедал нам Моше" ("Дварим" 33:4). Также он обязан нанять ему учителя. Несмотря на то, что женщина свободна от обязанности изучать Тору, она должна сделать все, чтобы ее дети не были невеждами. Изучение Торы равно по важности исполнению всех остальных заповедей, так как именно оно и приводит к успешному их исполнению.
Эта заповедь обязательна для соблюдения везде и всегда.

15. Заповедь, повелевающая каждому еврею написать для себя свиток Торы

Сказано в Торе: "Итак, напишите себе эту Песню" ("Дварим" 31:19). Имеется в виду особый гимн, исполненный Моше. Мудрецы разъясняют отрывок следующим образом: напишите (в смысле - перепишите) всю Тору, в которой есть эта Песня, потому что нельзя писать ее (Тору) по частям. Написавший свиток Торы собственноручно как бы получил ее на горе Синай. Если еврей не может написать свиток Торы сам, то он должен либо купить его для себя, либо нанять сойфера (специалиста по написанию свитка), который напишет свиток для него. И даже если у него есть свиток Торы, полученный от предков, он обязан написать свой собственный. При этом если человек выправит хотя бы одну ошибочную букву в Торе, это будет равнозначно тому, как если бы он написал целый свиток.
Благословенной памяти рабби Ашер бен Ехиэль (Рош) указал, что приведенное выше разъяснение относится к временам, когда каждый еврей сам переписывал свиток Торы и учился по нему. В наше время, когда свиток Торы пишут для синагоги и хранят его там же, чтобы читать по нему публично (во время молитв), каждый еврей, имеющий средства, обязан купить напечатанные Хумаш, Мишну, Талмуд и комментарии к ним, чтобы он и его дети могли
по ним учиться. Потому что заповедь написания свитка необходима для того, чтобы была возможность учить Тору. Что касается изучения Талмуда и прочих комментариев к Торе, то все это необходимо для получения правильных объяснений смысла заповедей и законов. Другими словами, написание свитка Торы или Талмуда - средство для изучения. Чтобы их изучать, еврей обязан переписать эти книги, а в наше время - приобрести.
Счастлив тот, кто в силах выполнить и то, и другое.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда только мужчины.

16. Заповедь, повелевающая держаться мудрецов Торы и их учеников

Сказано в Торе: "И прилепись к Нему" ("Дварим" 10:20).
Наши мудрецы, благословенна их память, разъясняют: "Тот, кто держится толкователей Торы, как бы прилепляется к Шехине" (трактат "Ктубот" 111б). Поэтому еврею следует стараться взять в жены дочь талмид-хахама (мудреца Торы), свою дочь выдать замуж за талмид-хахама, а кроме этого - стараться делить трапезу с талмид-хахамом, материально поддерживать мудрецов, относиться к ним с великим почтением, жадно впитывая мудрость их слов.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

17. Заповедь, повелевающая вставать перед пожилым человеком, а также приветствовать мудреца и вставать перед ним

Сказано в Торе: "Перед сединой вставай и уважай старца" ("Ваикра" 19:32).
Здесь употреблено два слова - "седина" и "старец". Слово "седина" подразумевает любого человека преклонного возраста, даже если он не является мудрецом. Перед пожилым человеком должен вставать и мудрец, если он молод, - но не обязательно вставать в полный рост, достаточно лишь привстать, продемонстрировав почтение. Под словом "старец" ("закэн") подразумевается человек, постигший мудрость Торы. Даже если мудрец еще молод, нужно встать перед ним в полный рост, когда он приблизится на расстояние двух метров, и стоять до тех пор, пока он не пройдет. В не меньшей степени каждый еврей обязан почитать своего учителя Торы, даже если большую часть своих знаний он получил не от него. Сам мудрец может быть нетребовательным к проявлению уважения к себе, но большой грех - относиться пренебрежительно к мудрецам Торы, бесчестить их или ненавидеть. Позорящий мудрецов не имеет доли в грядущем мире.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде как мужчины, так и женщины.

18. Заповедь, повелевающая испытывать благоговейный страх перед Храмом

Сказано в Торе: "Мой Храм благоговейно чтите" ("Ваикра" 19:30, 26:2).
Синагоги и ешивы, где изучают Тору, называются "малы-ми Храмами", как сказано: "Я стал для них малым Храмом" ("Йехезкель" 11:16). Пребывая в них, мы должны избегать неуместного веселья, легкомысленного поведения, а также праздных разговоров.
Внутри синагог и в залах ешив запрещено спать и заниматься посторонними делами. Их святость очень велика.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.