На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(Продолжение. Начало в № 490.)

Младшим современником Ибн-Гвироля был Бахия бен Йосеф ибн Пакуда из Сарагосы, автор одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой литературы. Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, названная "Ховот алевавот" ("Обязанности сердца"), эта книга — первое систематическое изложение еврейской этики. Как указывает само заглавие, ее цель — подчеркнуть важность духовного начала и внутренней наб-жности (в книге они названы "обязанностями сердца") как движущих сил всего поведения человека, религиозного и морального. В обязанности сердца входят среди прочего смирение, надежда на Б-га, благодарность Ему и, как венец всей человеческой деятельности, любовь к Б-гу. Знаменательно, что в "обязанности сердца" Бахия включает и занятия философией, естественными науками и прочими смежными дисциплинами. Все они, по его мнению, служат углублению чувства восхищения и благоговения, которое испытывает человек по отношению к Творцу и Его творению; все они, таким образом, усиливают способность человека исполнять свой долг перед Б-гом и ближними. Тем самым Бахия предстает перед нами как первый еврейский философ, для которого философское созерцание — не просто полезное полемическое орудие, но, по существу, внутренний религиозный долг и
Б-жественное предписание. Поэтому Бахия предваряет свою книгу философскими доказательствами бытия Б-га с изложением концепции Б-жественного единства, а также созерцательным исследованием Б-жьего Промысла, мудрости, благости и их проявлений в природе, человеке, а также в истории еврейского народа.
Несмотря на универсальный характер изложенной в ней этики, книга Бахии — произведение истинно еврейского духа. Она изобилует цитатами из Торы и талмудических источников. Правда, этическое учение Бахии окрашено аскетизмом. Однако аскетический идеал Бахии предназначается не для всех людей вообще, а для немногих избранных, которые должны служить примером, направляющим других к жизни, полной умеренности и воздержания.
Новый шаг в еврейском философско-религиозном мышлении был сделан поэтом и философом Иеудой Алеви из Толедо (ок. 1085 — 1140 г. г.). Если предшествующие философы стремились защитить иудаизм или религию в целом от нападок рационалистической философии, то Иеуда Алеви хотел показать преимущества иудейской веры над христианской и мусульманской религиями. С этой целью он написал "Кузари" — сочинение на арабском языке, имеющее подзаголовок: "Книга доводов и доказательств в защиту униженной религии". "Кузари" написана в форме диалога между еврейским мудрецом
и царем хазар (татарского племени, проживавшего на Волге), который вместе со своим народом принял в VIII веке иудаизм. Алеви был первым, кто разграничил требования философии и требования Откровения или, выражаясь его собственным языком, "Б-га Аристотеля и Б-га Авраама" ("Кузари", 4, 6). Наилучшее, что может дать философия, — это убедительные доказательства бытия Б-га, господствующего в мире и организующего мир. Но все это не достигает даже подножия веры, которая устанавливает тесную взаимосвязь между человеком и Б-гом. Личностная по своей природе, эта взаимосвязь может быть результатом лишь личного опыта, внутреннего просветления, откровения. Поэтому любое заявление индивида об осенившем его откровении внушает сомнения и подозрения в субъективизме, самообмане и самовнушении. Подобные подозрения отпадают, однако, по отношению к Откровению, свидетелем которого был весь народ. Такое Откровение даровано было Исраэлю на горе Синай. Синайское Откровение становится, таким образом, для Алеви единственной неприступной опорой, источником ведения Б-га и гарантией истинности веры.
Исраэль — в первую очередь, народ Откровения, народ Пророков. В этом состоит его избранничество. Оно — не отклонение от нормы, а лишь одно из многих проявлений процесса Б-жественной селекции. Действуя в природе, Б-жественный отбор образует отдельные основные царства: царство неживой природы, растений, животных и человека. Подобно делению в мире природы, внутри человеческого царства идет свой процесс деления, в ходе которого некоторые индивиды наделяются особой Б-жественной способностью — пророческим духом, который позволяет им вступать в общение с Самим Б-гом.
Б-жественная пророческая способность, которую Алеви называет "Иньян а-Элоки" ("Б-жественное дело"), была впервые вложена Б-гом в Адама, прямое создание Его рук, от которого она передавалась по наследству избранным личностям, пока цепочка не привела к сыновьям Яакова, от которых эту способность унаследовало все израильское общество.
Благодаря такой наследственной способности Исраэль был избран стать народом пророков, и каждый еврей хотя бы потенциально обладает этим даром и поэтому способен на величайшие религиозные достижения. Но на развитие этой способности, как и любого другого наследственного свойства, влияют питание и среда. Здесь и вступают в действие Тора и Святая Земля Исраэля. Алеви считает священными предписания Торы и особенно — ритуальные заповеди. Они служат как бы каналами, проводящими духовную энергию, излучаемую "Б-жественным началом", и способными направлять действие "Б-жьего дела" на благочестивого верующего. Таким образом, заповеди Торы обеспечивают методическое "питание", необходимое для развития Б-жественного дара, и способствуют появлению пророческого духа.
Подобно Торе, и Святая Земля, "воздух которой умудряет человека", обладает сакраментальным свойством, создающим соответствующее физическое окружение. Тесно связан с Торой и Святой Землей Святой язык, который благодаря своей специфической структуре и красоте является лучшим способом передачи пророческого духа.
Эти идеи производят впечатление сугубо националистических. Тем не менее, Иеуда Алеви был, по существу, человеком универсальных взглядов. Избрание Исраэля для него есть общечеловеческое Б-жье избранничество. "Исраэль, — заявляет он, — это сердце народов, играющее в мире ту же роль, что и сердце в человеческом организме" ("Кузари", 2, 36 и далее). Этот народ наиболее чувствителен к лишениям и страданиям мира и одновременно наделяет цивилизованное человечество своей нравственно-духовной жизненной силой. И другие народы, подобно Исраэлю, наделены пророческой способностью, но у них она на более низком уровне. В грядущем царстве Машиаха все племена достигнут той степени духовной жизни, которая сейчас дана Исраэлю, все они созреют и дадут плоды, корень которых — Исраэль.
Все эти возвышенные идеи выражает Иеуда Алеви, признанный величайшим поэтом послебиблейской эпохи, и в своих стихотворных произведениях, многие из которых вошли в синагогальное Б-гослужение. С особой же силой поэтический гений Алеви выразился в его великолепных песнопениях в честь Циона. Некоторые наиболее прославленные его песни, полные блеска и красоты, до сих пор распеваются в еврейских общинах всего мира в день Девятого Ава и неизменно потрясают сердца скорбящих. Любовь к Циону была единой и всепоглощающей страстью Алеви. Под ее влиянием поэт решился пуститься в далекий путь и, невзирая на опасности и лишения, достиг Иерушалаима, у стен которого, по преданию, он погиб. Когда Алеви нагнулся, целуя Святую Землю, арабский всадник пронесся на полном скаку через ворота и раздавил его насмерть.
Книга Алеви "Кузари" оказалась эффективным оружием для защиты веры Исраэля и доказательства ее превосходства над другими религиями, но все же она оставила без ответа нападки критической философии, которая подвергала сомнению ценность любых религиозных убеждений. Ответы, которые давали Саадья и другие философы, также не могли удовлетворить современников. Развитие естественнонаучных знаний среди арабов в XI веке привело к постепенному отходу от неоплатонизма с его спиритуализмом и обращению к натуралистическим воззрениям Аристотеля. Было принято без доказательства, что весь космический процесс подчиняется неизменным законам причины и следствия, нарушить которые не дано. Материя не была создана Б-гом и не проистекает из Него; Она вечна и несотворима. Этот взгляд не оставлял места вмешательству Б-га или Провидения в природу и историю, не говоря уже о чудесах. Такое мировоззрение не могло не произвести на сторонников теизма самого тревожного впечатления. Новое подтверждение еврейского религиозного учения было более, чем когда-либо, необходимо. Эту задачу взял на себя Авра-ам Ибн-Дауд из Толедо (ок. 1180 г.), автор книги "Эмуна рама" ("Возвышенная вера"), которая представляет собой первую попытку еврейской философии слить воедино иудаизм с учением Аристотеля. Убежденный в том, что учение Аристотеля — последнее слово в философии, точно так же, как Тора — в религии, Ибн-Дауд с самого начала заявляет, что между религией и философией не только нет противоречия, но что в действительности они учат одним и тем же истинам. В отличие от своих предшественников, в том числе — Саадьи и Бахии, которые связывают доказательство бытия Б-га с доктриной Творения, Ибн-Дауд заимствует у Аристотеля более прямой довод, который основан на понимании природы движения. Исходя из предпосылки, что движение (то есть изменение) лежит в основе всех природных явлений на Земле и на небе, Аристотель утверждал необходимость существования "первопричины движения", которая, оставаясь сама неподвижной, является причиной любых изменений. Однако, в то время как в системе Аристотеля этот довод приводил к признанию Б-га как первопричины движения, Ибн-Дауд прибегает к нему для того, чтобы доказать происхождение мира от Б-га. Верно то, что мир рождается из первичной материи, как учит Аристотель, но сама первичная материя — непосредственное создание Б-га. Ибн-Дауд использует также доказательство, основанное на идее необходимости бытия, выдвинутое арабскими философами Авиценной и Алфари. Тот факт, что бытие всех существ Вселенной всего лишь "возможно", требует наличия абсолютно "необходимого" существа, которое является одновременно причиной и условием бытия всех существ.
Попытка Ибн-Дауда интерпретировать иудаизм в терминах философии Аристотеля подготовила путь к более глубокой и ясной разработке темы, которую предпринял вскоре великий Маймонид в эпохальном труде "Путеводитель для заблудших".

Исидор ЭПШТЕЙН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.