На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТОЛДОТ


Пришел Эсав бен Ицхак с поля, где занимался охотой. Усталый пришел, голодный. Видит: младший брат варит пахучую похлебку. Подошел, втянул воздух ноздрями, сглотнул слюну, промычал, путая слова: дай мне поесть этого... ну красного этого... Слова забыл, голод закрыл пеленой глаза. Все бы отдал — такой аппетит навалился. Посмотрел на него брат, он же Яаков бен Ицхак, и ответил: продашь первородство — дам, не продашь — не дам. Эсаву надо было бы удивиться: о чем ты говоришь? Какая связь между тем, что я голоден, и моим первородством? Но не удивился, а только махнул рукой: я и так мертв; зачем оно мне, мое первородство?.. Тут же брат вцепился в него, словно клещами: поклянись! Тот поклялся. Написано: "И продал свое первородство Яакову. Дал Яаков Эсаву хлеба и чечевичной похлебки. Тот поел, попил, встал и пошел. Так пренебрег Эсав первородством".
Пара вопросов. Почему Эсав не удивился предложенной сделке? Похоже, он ожидал чего-то подобного. Будто Яаков уже давно вел разговоры об этом первородстве — и с этого бока заходил, и с другого. До сих пор Эсав стоял крепко. Теперь же поймал его Яаков — в самый острый момент опять вернулся к тому же. И добился-таки своего! Но раз разговоры эти велись давно, то зачем Яакову понадобилось это первородство?
Второй вопрос. Что это за смерть такая, на которую Эсав идет? "Вот я иду на смерть. Зачем мне первородство?" Сейчас ответим. Но сначала — реплика в адрес читателя: скажи, читатель, ты знаешь, о каком первородстве торгуются братья? Если это первенство рождений, то не первороден ли и ты у своих родителей? А если первороден, то что это тебе дает? И идешь ли ты из-за этого на смерть? И за сколько можешь уступить звание старшего брата? Отвечай: тарелка хорошего супа — приемлемая цена? Не скупись, больше никто не даст...
Первородство в случае сыновей Ицхака несколько отличалось от нашего. В те времена старший брат нес определенные обязанности, так сказать, духовного характера. В поздние эпохи его назвали бы священником. (Так было до появления на свет еврейского народа, все мужчины которого — священники в том смысле, что между ними и Создателем нет посредников, как у других племен, где общество делится на мирян и "служителей культа".) Для семьи Авраама и Ицхака первородство было наполнено добавочным смыслом — первому сыну в семье предполагалось вручить право на создание новой нации, которая в будущем получит Тору. Но сначала от этой миссии уклонился Ишмаэль, старший сын Авраама, а затем, как видим, Эсав, старший сын Ицхака.
Непригодность Ишмаэля для выполнения указанной функции была обнаружена сначала Саррой, женой Авраама. Непригодность Эсава и его принципиальную неготовность взять на себя обязанности по созданию народа-праведника была обнаружена тоже не его отцом, а матерью, Ривкой, которая чуть позже стала инициатором известного представления с переодеванием Яакова в Эсава (см. сцену благословения сыновей Ицхака).
Яаков, человек кроткий, простодушный и безгрешный (иш там), с самого начала был готов к тому, чтобы перенять эстафету у отца и деда. Эсав, охотник и человек поля — то есть необузданной свободы и страстей, когда разные ограничения морального плана кажутся неважными и периферийными выдумками скучных, не умеющих радоваться жизни людей, — так вот, Эсав этого самого первородства и всего, что с ним связано, чурался. Он тяготился им. Если нарушение многих заповедей карается смертью, то зачем мне нужно такое обязательство, когда уже сегодня я наделал столько дел, что по совокупности меня, без сомнения, присудят к нескольким смертям? Возьми хоть за суп, хоть бесплатно... Вот в чем смысл этого "иду на смерть".
И еще один важный момент. Человеку, живущему только материальной жизнью и не верящему в грядущий мир воздаяния, трудно примириться с обязанностью соблюдать какие-то ограничения, за которые именно там, в грядущем мире, он получит то, что положено. (Мы сказали "трудно", но не сказали "невозможно".) Эсав был принципиальным атеистом. Воззрения отца и деда на особую роль Создателя в нашем мире им не разделялись. Правда, в прямой конфликт с предками он не вступал. Но и делать что-то специально для того, чтобы получить гипотетический грядущий мир, он тоже, будучи честным человеком, не мог. (Все-таки он был сыном Ицхака, в семье которого не умели врать, — в отличие от семьи Лавана-арамейца.) Настоящий, убежденный атеист — а таких очень немного — каждый день "идет на смерть". Ибо его не оставляет мысль о будущей кончине, которая подчеркнет всю бессмысленность временного существования. А поэтому — наслаждайся пока не поздно, кушай "этого красного", стремись к власти и могуществу...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.