На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


Написано в конце раздела "Илхот Меила" (8:8) книги "Яд Ахазака", монументального свода еврейских законов, составленного Рамбамом (Маймонидом): "Изучая законы святой Торы, человек — в меру своих способностей — должен стараться понять их конечную цель. Всегда существует нечто, чему он, не понимая принципа, не может найти объяснение. Тем не менее, надо опасаться легкомысленного к этому отношения. Человеку не следует восставать против Всевышнего, иначе Всевышний восстанет против человека. Пусть его размышления о непонятном в Торе не будут подобны мыслям об обыденных, несвященных вещах. Посмотрите, насколько строга Тора к нарушению святости (меила). Даже дрова и камни, пыль и пепел становятся священными, как только над ними будут произнесены слова посвящения Владыке всего мира. И если человек станет относиться к ним, как к обыденным предметам, он тем самым нарушит их святость. Подобный грех, даже совершенный ненамеренно, нуждается в искуплении. И насколько все это строже в отношении заповедей, которые Всевышний, да будет Он благословен, установил нам! Поэтому человеку надо поостеречься отвергать их только потому, что он не понимает их значения. Подобно тому, как не следует заниматься измышлениями о благословенном Б-ге, так не следует и размышлять о Его заповедях, как о чем-то обыденном".
В Торе сказано: "Соблюдайте все Мои уставы (хуким) и все Мои законы (мишпатим). И исполняйте их" ("Ваикра" 19:37, 20:22). Мудрецы учили, что слова "соблюдать" и "исполнять" относятся как к уставам (хуким), так и к законам (мишпатим). Мы знаем, что под словом "исполнять" (в оригинале сказано — "делать") подразумевается, что заповеди должны осуществляться, исполняться, а под словом "соблюдать" (в оригинале сказано — "охранять") — что нужно следовать уставам (хуким), отдавая им должное, т. е. не считая их менее значимыми, чем законы (мишпатим). Также нам известно, что законы (мишпатим) — это заповеди, смысл которых и благо от исполнения которых в этом мире известны. Например, заповеди, запрещающие грабеж, кровопролитие, заповеди, повелевающие почитать отца и мать, и т. п. В то время как уставы (хуким) — это заповеди, смысл которых нам неизвестен. Причем мудрецы учили (Мидраш "Теилим" 9), что Всевышний сказал: "Я завещал вам хуким, и вы не вправе сомневаться в них". Влечение к дурному началу (йецер ара), присущее человеку, сбивает его с толку во всем, что касается хуким, да и другие народы мира отзываются о них пренебрежительно — например, о запрете есть свинину или мясное с молочным.
Сколько горя принесли царю Давиду идолопоклонники, которые презрительно отзывались о хуким! Однако, как они его ни преследовали, сколько ни бросали в его адрес несправедливые слова (в силу узости своего человеческого понимания), он с еще большей преданностью изучал Тору. Ибо сказано: "Возвели на меня ложь злодеи — а я всем сердцем соблюдаю Твои повеления" ("Теилим" 119:69). И далее сказано: "Все Твои заповеди — истина; несправедливо они преследовали меня — так помоги же мне!" ("Теилим" 119:86).
Исполняя хуким (уставы) и мишпатим (законы), праведные и достойные люди получают право на жизнь в Грядущем мире. Причем Тора ставит на первое место именно хуким, о которых сказано: "Соблюдайте Мои уставы (хуким) и Мои законы, через исполнение которых будет жить человек" ("Ваикра" 18:5).
В разделе "Илхот Тмура" (4:13) книги "Яд Ахазака" Рамбам пишет: "Большинство законов Торы является не чем иным, как советами, данными единственным Великим Советчиком, чтобы исправить и улучшить наше понимание и сделать наши деяния праведными и достойными".
Итак, в Танахе сказано: "Счастлив человек, боящийся Всевышнего и страстно любящий Его заповеди" ("Теилим" 112:1). Слова "боящийся Всевышнего" относятся к запрещающим заповедям Торы, в то время как слова "страстно любящий Его заповеди" относятся к заповедям повелительным. Смысл заключается в том, что человек должен стремиться к состоянию, при котором он не нарушает запрещающие и исполняет повелительные заповеди.
Мудрецы подчеркивают: написано "любящий Его заповеди", но не написано "любящий награду за исполнение заповедей". С первого взгляда такое замечание кажется непонятным. Действительно, давайте подумаем: известно, что наградой за соблюдение заповедей является наслаждение от созерцания в раю сияния Шехины (Б-жественного присутствия), хотя мы не в состоянии представить себе, насколько это наслаждение велико. Наши учителя, желая открыть нам необыкновенную значимость этого наслаждения, не дали адекватного критерия оценки, однако, обобщили его смысл в следующем высказывании: "Один час спокойного душевного удовлетворения в грядущем мире более значим, чем вся жизнь в этом мире" ("Авот" 4:17). Под выражением "вся жизнь в этом мире" понимается и жизнь царей со всеми благами, огромным богатством, а также любыми удовольствиями и радостью, которые только может представить себе человеческий ум. Так вот, все это — абсолютное ничто в сравнении с наслаждением от сияния Шехины!
Итак, каждый еврей, сведущий в Торе, с радостью хочет соблюдать — в пределах своих возможностей — ее заповеди. Однако, окинув взором все 248 повелительных заповедей нашей святой Торы, человек найдет там много заповедей, исполнить которые невозможно. Многие имеют силу в Эрец Исраэль, но не за ее пределами. Кроме того, существуют заповеди, обязательные к исполнению только во время существования Храма. Есть заповеди, касающиеся ритуальной святости и чистоты, а есть такие, что имели силу только при наличии еврейского суда — бейт-дина, члены которого получали особое посвящение (смиха), непрерывно передававшееся от учителя к ученику, начиная с Моше (много поколений тому назад такая передача прервалась). Короче говоря, трудно самостоятельно выбрать все те заповеди, которые возможно исполнять в настоящее время.
Здесь, в этой книге, мы с помощью Всевышнего и в соответствии с перечнем, составленным Рамбамом и многими ранними авторитетами (да будет благословенна их память), собрали все повелительные заповеди, которые еврей может исполнять в настоящее время, а также все запреты, т. е. то, от чего человеку сегодня следует воздерживаться.
В результате серьезной учебы, когда возникнет необходимость соблюдения одной из этих заповедей, вы не забудете ее исполнить. Мудрецы, толкуя стих "Вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их" ("Бемидбар" 15:39), говорили: запоминание ведет к исполнению.

ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ

1. Заповедь, повелевающая верить в то, что Б-г существует

Сказано в Торе: "Я, Всевышний, — твой Б-г" ("Шмот" 20:2).
Всевышний, да будет Он благословен, создал все сущее и все миры Своими силой и благим желанием. Он наблюдает за всем Творением. На этом держится наша вера, таков ее фундаментальный принцип. Тот, кто этот принцип не признает, тем самым отрицает самую суть нашей веры в единого Б-га, — и нет у него доли и права среди евреев. Поэтому мы должны быть готовы отдать за нашу веру свою жизнь и
все свое достояние. Главное — твердо укрепиться сердцем и душой в том, что упомянутый принцип — это правда и ничто иное быть правдой не может.
Заповедь веры в указанный принцип обязаны соблюдать всегда и постоянно все мужчины и женщины нашего народа.

2. Заповедь, повелевающая знать о единстве Благословенного Б-га и всецело верить в то, что Он един

Сказано в Торе: "Слушай (знай!), Израиль: Всевышний наш Б-г, Всевышний — един" ("Дварим" 6:4). После упомянутого выше принципа о вере в существование Б-га (первая заповедь), это — еще один основной принцип нашей веры. Необходимо всей душой верить в то, что Он совершенно и абсолютно един. Б-г не является физическим, материальным существом, поэтому никакие понятия, относящиеся к физическому миру, не могут быть применимы к Нему. Нет другого, подобного Ему. Нет Б-га, кроме Него.
Эту веру мы обязаны поддерживать в себе всегда и постоянно — как мужчины, так и женщины.

3. Заповедь, обязывающая любить Благословенного Б-га всем сердцем, душой и достоянием

Сказано в Торе: "И люби Всевышнего, твоего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим достоянием" ("Дварим" 6:5).
Как исполнить эту заповедь? Размышляя о Его деяниях, старайтесь по мере возможности постичь Его — и тогда ваше сердце возгорится любовью к Нему. Причем это будет именно та любовь, которой мы обязаны любить Его и на которой еврей должен сосредоточить все свои помыслы. Только через осознание и понимание Его как единого Б-га человек может любить Всевышнего, да будет Он благословен. Через знание приходит любовь: если знание невелико, то и любовь мала; если же оно велико, то велика и любовь. Поэтому еврей должен изучать знания, сообщающие о почете Творца.
Указанную заповедь мы обязаны соблюдать всегда и постоянно. Она также обязывает нас пробуждать в других желание служить Всевышнему, внушать им любовь к Нему, как делал это Авраам, наш отец, как сказано: "...и души, которые они приобрели в Харане" ("Берешит" 12:5). Поэтому Всевышний назвал его — "Авраам, Мой друг" ("Йешая" 41:8).

4. Заповедь, повелевающая испытывать страх перед Всевышним

Сказано в Торе: "Страшись Всевышнего, своего Б-га" ("Дварим" 6:13).
Оба пути совпадают: путь к благоговейному страху перед Ним и путь любви к Нему (3-я заповедь). Если у еврея возникает искушение — не дай Б-г! — совершить грех, то он обязан помочь своей душе тем, что вспомнит о Всевышнем, Который наблюдает за поступками каждого человека. Это и есть страх перед Всевышним.
Тот же страх перед Б-гом обязывает нас не произносить Его Имя бесцельно.
Указанную заповедь обязаны соблюдать всегда и постоянно как мужчины, так и женщины.

5. Заповедь, повелевающая освящать имя Всевышнего публично

Сказано в Торе: "Освящусь Я среди сынов Израиля" ("Ваикра" 22:32).
Для исполнения этой заповеди мы должны, не щадя своих сил, достояния и даже жизни, широко распространять веру в Него, да будет Его имя благословенно. Если еврея принуждают отречься от веры, он обязан отдать жизнь за Б-га. Запрещено пытаться обмануть врага, для вида отступаясь от веры, но сохраняя ее в своем сердце. Еврею нельзя давать окружающим никаких оснований подумать, будто он отрекся от Благословенного Б-га.
Если кто-то путем насилия пытается заставить еврея публично (в присутствии не менее десяти евреев) изменить своей истинной вере, то лучше быть убитым, чем нарушить любую заповедь, даже если это происходит не во время шмада (преследования еврейства и гонений на веру). Если же, упаси Б-г, это происходит во время религиозных преследований, то тогда, даже если нет свидетелей, еврей должен быть готов принять смерть, но не совершить грех отречения. Если же его заставляют заниматься идолопоклонством, либо вынуждают совершить запрещенное половое сношение, либо принуждают убить другого еврея — пусть это происходит даже не публично и не во время шмада, причем насильник не стремится заставить еврея отречься от веры, а принуждает его из собственной прихоти — в таком случае еврей обязан умереть, но не совершить грех. Когда же все происходит публично, то еврей освящает имя Всевышнего открыто, и нет более возвышенного дела, нежели такое самопожертвование.
Но если еврей совершает грех, не освятив своей смертью имя Всевышнего в случае, когда был обязан пойти на это, он нарушает тем самым повелительную и запрещающую заповеди, ибо сказано: "Не бесчестите Моего святого имени" ("Ваикра" 22:32).
Указанную здесь заповедь обязаны соблюдать везде и всегда как мужчины, так и женщины.

6. Заповедь, повелевающая прилагать все усилия для того, чтобы следовать путем, указанным Благословенным Всевышним

Сказано в Торе: "Будешь ходить Его путями" ("Дварим" 28:9).
Наши мудрецы говорят: "Поскольку Всевышнего, да будет Он благословен, называют Милостивым, будьте тоже милостивы. Поскольку Всевышнего называют Сострадающим, будьте также сострадающими. Поскольку Всевышнего, да будет Он благословен, называют Благочестивым, будьте также благочестивыми. И так со всеми добродетелями, которые, как мы полагаем, присущи Всевышнему: еврей обязан подражать Ему и идти Его путями" ("Сифри" 11:22).
Эту заповедь — следовать Его путями — обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.