На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

СЕАНС НОСТАЛЬГИИ В ТЕАТРЕ АБСУРДА


Вряд ли кто-то из нынешних юных одесситов сможет с должным чувством продекламировать: "День седьмого ноября — красный день календаря". А между тем день этот до сих пор для многих остается красным. Только для кого-то это Октябрьская революция, праздник, который не поддается сомнению. А для других — октябрьский переворот и начало целой эпохи, окрашенной в жертвенный цвет...
Почти 9 десятилетий прошло после октября 1917 года. Но, кажется, до сих пор эта дата так и не стала просто фактом истории. Слишком уж глубоко и масштабно прошелся тот Октябрь по судьбам миллионов людей, судьбам стран и народов… А что уж говорить о времени, не столь отдаленном? Или об именах людей, которые воспринимаются как знак этого времени?
Кажется, это было совсем недавно: демонстрации, праздничные колонны, портреты вождей, лозунги, "догоним и перегоним", "я другой такой страны не знаю" — и так для нескольких поколений советских людей. Граждан страны, которой больше нет. 7 ноября 1982 года в последний раз поднялся на трибуну Мавзолея Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Жить ему оставалось еще три дня. Стране, во главе которой он пребывал без малого два десятилетия, — еще несколько лет…
"…И лично Леониду Ильичу!" — так называется выставка в Одесском литературном музее, посещение которой для кого-то — повод для ностальгии, для кого-то — визит в театр абсурда. Экспонаты, предоставленные музеем истории Днепродзержинска — малой родины Брежнева, могут восприниматься просто как портреты Генсека, ему же подаренные. А для Елены Каракиной, ученого секретаря Литмузея, это — портрет целого поколения.
— Это на самом деле наш портрет, причем нас — сегодняшних, — уверена Елена Каракина. — Потому что и сегодня стоит появиться какому-нибудь начальнику или богатому человеку — и что вокруг него начинает твориться? Как все вокруг него начинают прыгать, танцевать? Короля действительно играет свита, окружение! В этих экспонатах — наш абсурд, наша подлость, наша несостоятельность, готовность лебезить перед любой властью... Что может быть глупее, чем дарить на день рождения тебе тебя самого — в форме ваз, ковров, палеха, вышивок? Действительно, глупость смешна, и мы здесь это видим.
— У Вас на этой выставке есть любимый экспонат?
— Да, есть — это портрет, изготовленный вьетнамцами. Это абсурд, доведенный до какой-то абсолютной наивности, такую вещь мог бы сделать ребенок лет трех! Это шелкография, лицо Брежнева — из шелка, а воротничок от рубашки, галстук, лацканы пиджака настоящие, и звездочки, которые на пиджак прикреплены, тоже настоящие...
— Можно ли определить долю фальши, долю лицемерия, но все-таки — и долю искренней любви, которая присутствовала в этих подарках, в этих работах?
— Ой, я боюсь, что нет такой вычислительной машины, нет такой линейки логарифмической, которая могла бы это рассчитать...
— Но есть ощущение, что какие-то вещи делались действительно от души?
— Да, безусловно, то, что от души, искренне, тоже есть! Скажем, пожилая женщина, старуха из глухой деревни, которая, наверное, один раз видела телевизор, а в этом телевизоре кого она еще могла видеть, как не Брежнева? Калека, с одной рукой, она вышила крестиком жутко смешной портрет Брежнева и написала: "Неутомимому борцу за мир Леониду Ильичу Брежневу". Вот это смысл, содержание ее жизни. Конечно, это сделано от души, и на это потрачено, как я понимаю, очень много сил и хороший кусок жизни. Это огромный портрет, который не за один день вышивается...
Еще экспонат — подарок с малой родины: какой-то пожилой человек старательно разукрасил сундучок — картинками, лозунгами. И главное все то же — посвящение "неутомимому борцу за мир", что, кстати, напоминает вечный (и сам по себе очень хороший!) лозунг советских людей: "Только бы не было войны!".
— За время работы выставки Вы смотрели на реакцию сегодняшних одесситов. Можно определить их отношение?
— В основном, когда приходили пожилые люди, это, конечно, ностальгия. Это воспоминания о том, "как хорошо мы жили". Прошлое всегда видится в розовой дымке — вот когда выходили на демонстрацию, с портретами, все были вместе, и совершенно не было никакой войны… А люди лет сорока — пятидесяти зачастую начинали дико хохотать возле этих гобеленов, портретов, потому что это еще и огромная шифрованная серия анекдотов, потому что Леонид Ильич Брежнев (за это мы должны быть ему искренне благодарны) подарил нам такое количество анекдотов, которое не завтра забудется!
— Их действительно было множество. А какой хотелось бы рассказать сейчас?
— В экспозиции есть огромная фотография, подпись к которой уже сама по себе воспринимается как анекдот: Леонид Ильич Брежнев подписывает партбилет номер один Владимиру Ильичу Ленину… А за Леонидом Ильичом стоит Константин Устинович Черненко. Черненко, в отличие от Брежнева, нам подарил только один анекдот, но великолепный!
Итак, одесситы пишут в ЦК КПСС: "В связи с предстоящей кончиной К.У. Черненко предлагаем переименовать город Одесса в город Константинополь со всеми вытекающими последствиями". Ответ из ЦК: "В связи с предстоящей кончиной К.У. Черненко рекомендуем переименовать город Одесса в Усть-Константиновку со всеми вытекающими отсюда последствиями"…

Елена ЛИТВАК.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.