На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«Русский еврей» и другие


В 1885 году в Одессе была учреждена должность инспектора типографий, литографий и т. п. заведений и книжной торговли. В 1903 году должность переименовали в старшего инспектора по надзору за типографиями, литографиями и книжной торговлей в г. Одесса. С 15 марта 1891 года и до прихода Советской власти эту должность занимал состоящий при Министерстве внутренних дел Сергей Иванович Плаксин. Старший инспектор по делам печати имел право конфисковать и запрещать издания, штрафовать редакторов и издателей, производить обыски в книжных магазинах.
По ходатайству С. Плаксина 22 апреля 1906 года был закрыт журнал "Русский еврей" — за статью, призывающую евреев создать автономную территорию на русской земле.
Первый номер названного еженедельного журнала, освещавшего вопросы внешней и внутренней политической и общественной жизни, увидел свет в конце марта того же года. Затем, как было сказано, выход его был приостановлен. После месячного перерыва, с 5 июня, "Русский еврей" стал выходить вновь.
В 2006 году исполнилось 100 лет не только со дня появления "Русского еврея". 1906-й в истории одесской периодики был необычайно урожайным по количеству новых газет и журналов. Объяснение сего явления довольно простое: одним из завоеваний революции 1905 года явилась "свобода печати". Правда, отмена цензуры произошла только на словах.
В революционно настроенных городах, наиболее опасных для царизма, в частности — Одессе, было объявлено военное положение, и гражданская цензура заменялась более строгой — "на все время действия военного положения в городе".
Обыватель, пожелавший выпускать новую газету или журнал, обращался к градоначальнику с прошением, в котором сообщал некоторые сведения о себе, название будущего печатного органа и программу издания. Прошение у чиновников аппарата градоначальника не задерживалось: оно попадало в руки старшего инспектора по делам печати с соответствующей справкой полиции о личности, подавшей прошение. Полицейская справка составлялась на основе негласного опроса дворников и прочих доверенных лиц, особой точностью не отличалась; порою незначительно расходилась с тем, что сообщал проситель. На основании заключения старшего инспектора по делам печати градоначальник принимал решение об учреждении нового печатного органа. Законным документом для выхода подцензурного издания (периодической газеты или журнала) было свидетельство, выписанное старшим инспектором по делам печати. Дата на этом документе являлась официальным началом деятельности указанного органа печати. Свидетельство имело ограниченный срок действия — год. Если в течение года издатель не выпускал ни одного номера газеты или журнала, документ считался утратившим свою силу.
По сведениям весьма авторитетного книготоргового, издательского и литературного журнала "Книжный вестник", издававшегося в Петербурге в 1884 — 1916 г. г., в Одессе в 1906 году свидетельства получили около шестидесяти владельцев новых газет и журналов (новые издания появлялись в нашем городе и в последующие годы, но значительно меньше, чем в 1906-м). Не буду перечислять все, однако, для читателей "Тиква"-"Ор Самеах" назову несколько еврейских изданий. На еврейском жаргоне — газета "Дос Фолк" (редактор-издатель — каменец-подольский мещанин Нухим Ицко-Вольфович Гейльзейд), газета "Одессер фолькблат" (редактор-издатель — мещанин Алтер-Давид Шулим-Шахнович Гуревич), "Ди Гофнунг" ("Надежда") под руководством редактора-издателя гельвенского мещанина Ханеля-Лейба Гершовича Левинского; на еврейском языке — листок "Телеграммы" (редактор-издатель Нахман Залман Гинцбург); на русском языке — газета "Кадима" (издатель-редактор — врач Иосиф Борисович Сапир) и журнал "Русский еврей", на котором я остановлюсь подробнее.
Не все, получившие свидетельства, сумели удержаться в истории одесской периодики: одни издания просто не вышли в свет, выход других был приостановлен властями "ввиду вредного направления", а некоторые не нашли своего читателя и по экономическим причинам перестали существовать после выпуска одного — двух номеров. Например, окончивший курс наук в Новороссийском университете Исаак Мордухович Случевский получил в январе 1906 года разрешение на издание общественно-политической и литературной газеты "Вести понедельника". В феврале вышел первый номер, после чего издание было приостановлено в административном порядке.
Такая же участь постигла журнал (газету?) "Рабочее дело". Сорокалетний издатель-редактор бендерский мещанин Михель Мошкович Шейнер, проживавший к тому времени в Одессе десять лет, получил право с 16 мая 1906 года печатать в типографии "Техник" указанное выше издание. Для справки отметим, что типография "Техник" принадлежала запасному хорному музыканту степанскому мещанину Крохмалю Дувиду Ицковичу (1870 — 1947) и с 1903 года находилась в доме по улице Успенской, 56. После выхода в августе 1906-го первого номера "Рабочего дела", старший инспектор по делам печати С. Плаксин рапортом обратился к генерал-губернатору: "Представляя журнал "Рабочее дело", имею честь доложить, что содержание его изобилует вредными экономическими тенденциями, склоняющимися к возбуждению рабочего класса против капиталистов и собственников". Реакция хозяина Новороссийского края последовала незамедлительно: постановлением генерал-губернатора № 304 от 19 августа 1906 года журнал был закрыт на время военного положения.
Перечислить периодику, ставшую жертвой в результате нарушений правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении, — дело довольно хлопотное. Назову, к примеру, ежемесячный журнал "Южный профессиональный листок". В конце мая 1906 года выпускать его было официально разрешено 29-летнему коллежскому секретарю Владимиру Михайловичу Турбину, жительствующему на Андреевском лимане — в городском водолечебном заведении, и редактору Абраму Срулеву-Гершовичу Ройзману, проживающему на Малой Арнаутской, 46. Печатался журнал в той же типографии "Техник", а редакция располагалась на улице Новосельского, 92. Постановление временного генерал-губернатора Одессы и одесского градоначальства генерал-майора Карангозова № 798 от 19 июля 1906 года, вышедшее спустя три дня после появления в продаже первого номера журнала, гласило: на основании п. 14 ст. 19 правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении, приостановить на все время военного положения журнал "Южный профессиональный листок". Причина — вредное направление журнала, выразившееся: 1) в программе, призывающей к непримиримой борьбе против капиталистов и собственников; 2) в заведомо ложном освещении высочайшего указа от 4 марта 1906 года о временных правилах о профессиональных обществах и собраниях; 3) в крайне тенденциозном подборе материала, с искажением фактической стороны, статей относительно стачек и забастовок. Такова была в Одессе "свобода печати" в действительности. Всего же по России в течение 1906 года были привлечены к судебной ответственности 732 издателя периодики, приостановлено и закрыто судом и в административном порядке 563 журнала и газеты.
Любопытно остановиться еще на одном ежемесячном журнале на русском языке — "Новая Иудея". Хотя он выходил несколько позже — в 1908 году, когда обстановка в сфере периодики несколько смягчилась, но по духу своей программы примыкает к еврейским изданиям 1906 года, что дает мне право упомянуть о нем. Свидетельство о праве выхода в свет "Новой Иудеи" за № 1139 было выдано 26 марта 1908 года черейскому мещанину Нахману Лейбе-Герцеву Паперину, который с 1 октября 1906 года по 15 сентября 1907 года был ответственным редактором еженедельной газеты "Еврейский голос". Проживал он по улице Средней, 7, а свои издания печатал в типографии Южнорусского общества печатного дела. Нахман Паперин приехал в Одессу в сентябре 1906-го в возрасте 33 лет из Белостока, где он издавал газету под таким же названием — "Еврейский голос" (ее тираж в 1906 году достиг 2500 экземпляров). Программа одесского журнала "Новая Иудея" отвечала интересам местных евреев и сводилась к следующему: 1) эмиграция и колонизация евреев; 2) хроника и корреспонденции по тем же вопросам; 3) сообщения и сведения о деятельности еврейских эмиграционных и территориалистических обществ; 4) рассказы и стихотворения; 5) библиография; 6) объявления. В течение 1908 года вышло четыре номера журнала. Причина, по которой он прекратил свою деятельность, мне неизвестна.
Однако вернемся к "Русскому еврею". Свидетельство, разрешающее его издание, получил 14 марта 1906 года маякский мещанин Фома (Элькун) Мошкович Зельдис. Сведения о личности издателя не сохранились. Контора издания находилась на Александровском проспекте, 4. Вначале журнал печатался в типографии братьев Блетницких, а с 18 апреля того же года
— в типографии Гальперина и Швейцера. При оформлении разрешения на издание журнала Ф. Зельдис так определил задачу "Русского еврея": сеять среди евреев сознание, что спасение еврейского народа заключается только в самостоятельном политическом существовании, только в приобретении своей земли — своей, где бы то ни было, лишь бы на началах полной автономии...
Непонятно, почему при выдаче разрешения никто из чиновников не обратил внимания на задачу "Русского еврея" и по этой причине не "зарубил" издание на корню. Ведь причина, по которой позже журнал был закрыт, никак не расходилась с тем, что было задумано издателем и не запрещено властями при выдаче свидетельства. Может, в опальном номере журнала было указано, что евреи должны "создать автономную территорию на русской земле", а это никак не входило в планы самодержавия. Попытки найти хотя бы один журнал в библиотеках города пока успехом не увенчались, хотя, по некоторым сведениям, в ОГНБ должны находиться семь экземпляров журнала.
…После революции 1905 года еврейские издатели газет и журналов, находясь под гипнозом царского указа о свободе печати, мечтали использовать трибуны своих изданий для пропаганды модной в те времена идеи эмиграции евреев для спасения их от притеснений и погромов. Розовым мечтам наивных борцов за улучшение жизни евреев в России не удалось осуществиться: их жалкие потуги пропали втуне, оставив современным историкам и краеведам следы этих безнадежных усилий.

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.