На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В ПРОСТРАНСТВЕ ДУШИ


Уходя из мира, люди растворяются в памяти. Если, понятно, находятся желающие помнить. Когда уходят и помнящие, ушедшие прежде растворяются в пространстве своей души. Если таковая, понятно, в наличии. Выходит, память — единственное свидетельство живого присутствия. Правда, есть еще материальный довесок — "пароходы, строчки и другие долгие дела". Но это — как кому повезет.
Эрнестина (Эрна) Эмильевна Штейнгольд, человек всевозможных дарований, включающих дар дружбы и благожелательности, ушла из мира незаметно, необременительно для тех, кого любила, кому симпатизировала. Многочисленные таланты ее по стечению обстоятельств почти не были востребованы, "мирская слава" едва скользнула по ней равнодушным взором, останавливаясь на других — броских и авантажных. Но не отсутствие признания тяготило Эрну, а именно невостребованность в эпоху стереотипных героев, социальных заказов и проектов.
Отец назвал ее именем почитаемого писателя Хемингуэя, с которым познакомился лично в пору испанских событий 1936 года. Мать Эрнестины — концертмейстер Московского драматического театра имени Евгения Вахтангова. Дед служил в московском, а затем одесском уголовном розыске, участвовал в ликвидации бандитских шаек в сумбурные 1920-е. Бабушка, гречанка Каллиопа Камбиоти, происходила из Александрии, отличалась редкостной образованностью и нравственностью, была главной наставницей и покровительницей Эрны. Брата бабушки репрессировали как знатока греческого языка и посетителя греческого консульства. Такая вот яркая и рельефная одесская родословная, наверняка обозначившая в характере девушки сочетание благородства, интеллигентности и вместе контактности, открытости миру и людям. Это неудивительно и потому, что Эрна начинала свой путь в рабочей среде, на строительных площадках, и лишь затем окончила инженерно-строительный институт. Свою профессию она освоила блистательно, занимала посты ведущих специалистов таких авторитетнейших организаций, как Моспроект и Союзкурортпроект.
"Свою литературную деятельность, — вспоминает близкая подруга Эрнестины Е.В. Савельева, — начала еще в Москве, в 1960-е, как аутентичный "шестидесятник", сочиняя репризы для студентов Вахтанговского театрального училища. Она по-своему переосмысливала всякую свежую постановку театра, независимо от жанра произведения, умела эксклюзивно подойти к хрестоматийным, казалось бы, бесконечно исследованным классическим текстам". Высокая классика, классика хрестоматийная — это, по академику Лосеву, древняя Эллада. Ее духом Эрна пропиталась с младых ногтей благодаря влиянию Каллиопы Камбиоти. Греческая проблематика, пожалуй, излюбленная в ее творчестве. Новеллы о Сократе, наследнице древней Греции Византии и другие сюжеты, пронесенные сквозь годы, обозначили духовную привязанность Э.Э. Штейнгольд.
Любовно собранные и изданные Елизаветой Владимировной Савельевой, профессиональным библиографом, тексты Эрнестины Эмильевны составили небольшой аккуратный томик, только что увидевший свет в одесском издательстве "Optimum". И неслучайно сборник этот озаглавлен "Кто, если не я?": оная фраза — название и рефрен одного из лучших "античных эссе" Эрны. И в самом деле, никто другой, кроме тебя, не сумеет рассказать о близком тебе человеке. То есть никто другой не сумеет сохранить его вживую. То есть, возможно, от тебя и только от тебя зависит, сколько отмерено ему жизни после жизни.
Какими мы были? Легкими на подъем, как Эрна? Умели ли раскованно петь у костра, простодушно радоваться его согревающему пыхтению, вслушиваться в лесную тишину и легкий шелест прибоя, зарисовывать горные кряжи и теснины, говорить проникновенные, бесхитростные спичи, посвящать друзьям стихи? "Нет ответа". В эссе об одном из любимых авторов, Стефане Цвейге, Эрнестина Штейнгольд написала как бы от его имени: "Каждый день я принимаю снотворное, а сегодня я приму его немного больше, чтобы проснуться в мире, свободном от вселенского зла".
В последние годы она сильно болела, не особенно тревожась о грядущем. Уход ее был скорым, легким. Ей не о чем было тревожиться.

Олег ГУБАРЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.