На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Тарифный кризис


Тарифный кризис, участниками которого стали не только депутаты, правительство, органы местного самоуправления, но и, в первую очередь, почти все жители страны, обнажил проблему, которой не занимались практически все время существования независимой Украины. Суть состоит в принципиальном несоответствии тарифов и себестоимости коммунальных услуг, доставшемся нам еще со времен СССР. При Советской власти население платило лишь малую долю от реальной стоимости, а разница покрывалась из бюджета, что позволяло удерживать зарплаты и пенсии на уровне, тоже далеком от реальности. Собственно, эта схема продолжала действовать до последнего времени — благодаря, прежде всего, низкой цене на газ.
Декларируемые намерения перехода от советских к рыночным методам управления в жилищно-коммунальной сфере подразумевали изменения не только в системе управления, но и в структуре расчетов за услуги ЖКХ. Однако, несмотря на существующие программы реформирования отрасли, ни одно из правительств за 15 лет независимости так и не смогло взять на себя ответственность и заявить о необходимости привести плату за коммунальные услуги в соответствие с их реальной стоимостью.
С 1 января 2005 года вступил в силу новый Закон Украины о жилищно-коммунальных услугах, согласно которому местные советы должны утверждать тарифы на услуги ЖКХ не ниже их себестоимости, а также предусматривать в своих бюджетах средства на компенсацию разницы в тарифах предприятиям жилищно-коммунальной сферы. Сами коммунальщики заявляют, что только при таких ценах (а речь идет о повышении тарифов на воду, канализацию, отопление с 1 октября) они смогут работать дальше. В противном случае можно сливать ту же воду, тушить свет и расходиться по домам…
По словам чиновников, повышение тарифов — это вынужденный шаг. Главная причина — рост цен на газ. На момент принятия предыдущего решения о повышении тарифов, в мае 2006 года, цена тысячи кубометров газа составляла 383 гривни 40 копеек, а с 1 июля для коммунальных предприятий она выросла почти до 700 гривен. То есть затраты теплоснабжающих организаций и предприятий с июля покрывались лишь на 60 — 70 процентов. Чтобы оставить тарифы на прежнем уровне, необходимо платить дотации тепловикам. Это значит, что на компенсацию разницы в тарифах нужно до конца года выделить из городского бюджета 35 миллионов гривен. А таких денег на эти цели в казне нет…
На вопросы о том, из чего и как складываются тарифы на услуги ЖКХ, отвечает гостья программы "Ко времени" — Евгения Квятковская, заместитель начальника управления экономики, инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности Одесского городского совета. Ведет интервью журналист телекомпании "РИАК" Сергей Братчук.

— Евгения Георгиевна, как, исходя из чего, формируются тарифы?
— Тарифы формируются по законам и порядкам, которые установлены государством. Прежде всего, это Закон о ценах и ценообразовании, который определяет, какие цены и тарифы у нас свободные, а какие регулируются государством. Все жилищно-коммунальные тарифы относятся к тем, которые регулируются государством.
Составляющие тарифа — например, заработная плата, газ, топливо, различные материалы — имеют свою цену, которую мы не устанавливаем и не имеем права устанавливать. Так, газ и электроэнергия — это полномочия Национальной комиссии по регулированию энергетики; заработная плата устанавливается правительством в соответствии с государственным бюджетом. Минимальная заработная плата росла и в прошлом, и в нынешнем году — в несколько раз. И все это мы должны учитывать, когда рассчитываем городские тарифы на услуги, которые предоставляют наши коммунальные предприятия.
— На последнем заседании исполкома Одесского горсовета первый вице-мэр Анатолий Ворохаев, объясняя позицию горисполкома в вопросе повышения тарифов, сказал, что на самом деле местная власть влияет на очень маленькую составляющую тарифов. Так ли это на самом деле?
— Это действительно так. Если говорить о газе, цену которого повысили до 686 гривен за тысячу кубометров, то получается, что в общем объеме тарифа удельный вес газа составляет 60 процентов. Итак, 60 процентов — это только газ, далее — оплата труда производителей и поставщиков услуги, в итоге получается, что влиять мы можем на очень малую составляющую.
Есть нормы потребления, которые утверждаются органами местного самоуправления, — это наши полномочия. Но проверить, рассчитать тарифы и не учитывать при этом цены на газ и Закон о бюджете, которым устанавливается заработная плата, мы не можем, не имеем права. В Законе прямо сказано, что если цены на топливно-энергетические ресурсы, на зарплату изменились, мы обязаны пересмотреть тарифы на услуги.
— Мы говорили о том, что тарифы повышаются с 1 октября нынешнего года. Произошло ли уже это повышение, то есть "спущены" ли уже какие-то документы в ДЕЗы, теплоснабжающие организации о том, что люди обязаны платить такие-то конкретные суммы? И какие эти конкретные цифры?
— В сентябре принято решение о повышении тарифов на услуги теплоснабжения. Это второе повышение в этом году. В первый раз тарифы повышались в июне, принимая во внимание небольшое повышение стоимости газа. А с 1 октября мы обязаны были учесть в тарифе новую цену газа — 686 гривен. Итак, с 1 октября тарифы повышены, это решение опубликовано на городском сайте, доведено до потребителей.
С 1 июня приняты и новые тарифы на теплоснабжение: отопление — 4 гривни за квадратный метр отапливаемой площади; горячее водоснабжение — 30 гривен 72 копейки на одного человека (это по одному из поставщиков тепла, КП "Одессатеплоэнерго"); горячее водоснабжение — 9 гривен 61 копейка — там, где есть приборы учета воды. На момент установления тарифов в городе было три предприятия, которые поставляют тепло одесситам.
— Поэтому и разница в цифрах?
— Да. У каждого получилась своя стоимость — мы ее рассчитывали. У двух коммунальных теплопоставляющих организаций эти тарифы меньше, чем у Одесской ТЭЦ: тарифы на отопление от теплоцентрали составляют 5 гривен 80 копеек за квадратный метр в месяц; 31 гривня — стоимость горячей воды (9 гривен 78 копеек за кубометр там, где есть приборы учета).
Еще до принятия этого решения мы понимали, что будут расти цены на газ, будет расти заработная плата, и, конечно, исполнительный комитет начал думать о том, как снизить давление на население, потому что тарифы действительно очень высокие.
— На протяжении какого времени будут действовать эти тарифы? Принято ли какое-то решение?
— Решение принято. По действующему порядку эти тарифы устанавливаются на год. Но мы знаем, что сейчас правительство пересматривает цену на газ. Мы слышали, что эта цена может упасть до 500 гривен за тысячу кубометров. И как только решение будет принято, как только будет пересмотрена цена на газ, мы тут же пересмотрим тарифы для населения.
— Многие одесситы считают, что новые тарифы просто нереальны — несопоставимы с уровнем доходов людей. А значит, горожане могут попросту перестать платить вообще…
— Нужно сказать, что по итогам работы за 9 месяцев население оплачивает услуги очень хорошо. Если говорить о плате за содержание домов и придомовых территорий, то это около 100 процентов. Если говорить об услугах теплоснабжения (даже с учетом июньского повышения), то там эта цифра составляет 94 — 95 процентов. Чуть ниже уровень проплаты по воде: 75 — 80 процентов.
Мы прогнозируем, что и дальше какого-то катастрофического снижения оплаты не будет. Самый плохой прогноз — уровень проплаты упадет до 70 процентов. Но есть еще один фактор, о котором необходимо сказать: при повышении тарифов у людей возникает необходимость в оформлении субсидий. Так вот, несмотря на то, что мы в июне довольно серьезно повысили тарифы, за субсидиями обратились только 90 новых семей.
— Это по всему городу?
— По всей Одессе.
— Что происходит, по Вашему мнению? Дело, наверное, не только в том, что люди просто не знают, как получить субсидии. Многие одесситы говорят о том, что очень много документов нужно оформлять…
— Документы оформлять нужно, конечно же. И все эти документы не мы придумали. Порядок оформления субсидий и количество документов, которые должны предоставляться, определяются государством и законом. Здесь мы повлиять на ситуацию не можем. Но все, что нужно было сделать, и все, что зависело от исполнительного комитета, нами было сделано.
Еще на стадии обсуждения повышения тарифов городским головой Эдуардом Гурвицем было дано задание всем соответствующим службам — увеличить часы приема. Одесситов должны принимать каждый день, чтобы люди, которым при оформлении субсидий нужно получить справки, могли это сделать быстро и не стоять в очередях. Вот это зависит от исполнительного комитета, от местных органов самоуправления.
— Сегодня среди прочего звучат предложения о введении дифференцированных тарифов. Насколько это реально?
— Уже есть Постановление Кабинета Министров, в котором четко говорится, что тарифы нужно дифференцировать. Но нам, для того чтобы их рассчитать, нужно получить от правительства методику, в которой будет четко обозначено, каким образом нужно их дифференцировать. Ведь дифференцировать тарифы можно по-разному. В зависимости от чего?..
Существует общемировая практика. На Западе есть такие варианты, когда тарифы рассчитываются не просто для "бедных и богатых", а даже для конкретных домов. В определенных домах живут люди богатые. Эти дома оборудованы по высшему классу, имеют дополнительные услуги. А люди с меньшим достатком живут совсем в других домах. Поэтому можно тарифы дифференцировать даже по типам домов. У нас сегодня такая дифференциация еще не произошла.
Можно дифференцировать тарифы по объемам потребления — в зависимости от того, кто больше потребляет того же тепла или воды. Если количество этой потребляемой услуги превышает какой-то социальный стандарт или норму, тогда можно говорить о повышенной плате за сверхпотребление. И это логично. Потому что сегодня есть люди, которые живут в домах, где есть бассейны (и не один!), сауны. Естественно, они потребляют больше электроэнергии, больше воды. Поэтому об этом действительно можно говорить. Но сейчас сделать это невозможно, потому что мы не имеем права придумывать сами эту методику. Методику должен подготовить Кабинет Министров.
— У нас в стране привыкли, что регионы соревнуются друг с другом: хлеб дешевле в Харьковской области, услуги жилищно-коммунального хозяйства — в Одесской области… Если можно так говорить, на каком месте сегодня наш город по сравнению с другими городами-миллионниками, по крайней мере, по оплате жилищно-коммунальных услуг и, главное, по тарифам?
— Говорить о каком-то месте нецелесообразно. Потому что еще не все города повысили тарифы, но к этому идут. Тарифы на тепло, воду в регионах приблизительно на одном и том же уровне. Разница — несколько копеек. Потому что все котельные, все оборудование, которое работает в разных городах Украины, — такое же, как и в Одессе. Когда мы считали свои тарифы, сверялись с общеукраинским мониторингом, смотрели, выходим мы за рамки или нет. Если говорить в среднем, то в списке из 26 областей мы где-то в самой середине.

РИАК

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.