На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

СОВЕРШЕННАЯ МЕРА


(Окончание. Начало в № 536.)

Глава 10.

О НАГРАДЕ И НАКАЗАНИИ; О РАЕ И АДЕ; И О СУДАХ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПРОЙТИ

1. Все богатство этого мира — от листьев деревьев Ган Эдена (то есть даже наибольшие материальные ценности имеют корень в малоценной — "несъедобной" — части Ган Эдена). Праведник вкушает плоды своей праведности в этом мире, только если в его поколении есть много праведников и только если он добр к другим людям.
2. Плоды деяний праведника (то есть награду в этом мире) дают не ему, а его сыновьям.
3. Благотворительность и правосудие — врата Торы. Награда за благотворительность — богатство, а за правосудие — власть. Тот же, кто не участвует в благотворительности и не вершит правосудия, теряет даже те богатство и власть, которые полагаются ему за исполнение других заповедей.
4. Награда за исполнение заповедей бесконечна, а возмездие за грехи конечно.
5. Ситра ахара ("другая сторона", Сатан) сначала делает вид, что любит человека, и глупец идет за ним всю жизнь. А когда Сатан спускается, чтобы забрать душу, человек думает, что он и сейчас пришел, чтобы удовлетворить его желания, но ситра ахара отворачивается от него и убивает.
6. Нечестивцы даже в час своей смерти жестоковыйны и борются с ангелом смерти, а праведники подставляют шею, как голуби, ибо намереваются выполнить тем самым волю Творца.
7. Все дни жизни человека Атрибут Суда обвиняет, но его не слушают до дня смерти.
8. Когда человек умирает — наступает день сурового суда, как написано ("Цфания" 1): "День Б-га великий (...) горько закричит там (даже) могучий". Душа перед смертью — в ногах, но должна подняться в горло, и тогда человек увидит Шехину (Б-жественное присутствие), будь он праведником или нечестивцем. Только если он нечестивец, Шехина тотчас же отходит. Тогда ангел смерти заставляет человека страдать, и душа вытягивается из него с силой и болью — подобно тому, как толстый канат протягивается через маленькую дырочку ("Брахот" 8а). Но если умерший — праведник, Шехина не оставляет его, пока не приведет его к его месту, и душа выходит, как от поцелуя, и три праотца выходят навстречу человеку и защищают его от трех ангелов, проверяющих его дела.
9. Семь судов проходит человек. Первый суд таков: непосредственно перед смертью приходят три ангела. Один подсчитывает все минуты, которые человек был в мире, и оценивает, как тот использовал отведенное ему время. Второй ангел подсчитывает грехи, совершенные человеком. А третий, который учил с ним Тору в чреве матери, приходит посмотреть, как человек сохранил Тору.
Второй суд — после смерти. Когда тело несут к могиле, провозглашают перед ним: "Горе такому-то, бунтовавшему против Царя!" — и судят. Третий суд вершится, когда тело опускают в могилу: тогда покойного судят наверху. Четвертый — муки могилы (хибут акевер), где судится каждый орган, получивший в этом мире удовольствие не от исполнения заповеди. Пятый — суд червей, "и душа его скорбит о нем". Шестой — каф акела (ложе пращи) — за пустословие и вожделение. Тогда покойный становится духом, гонимым по всему свету с места на место. Седьмой суд — Геином.
10. Три суда должен человек пройти, прежде чем прибудет в Ган Эден: День Суда, Геином и страх смерти.
11. Когда человек едет из одного пункта в другой, его путь состоит из трех слагаемых — точки, из которой он выехал, места, куда он должен приехать (его цели), и собственно дороги. То же относится ко всей жизни человека: есть пункт отправления — этот мир; цель — Ган Эден; и дорога, которая ведет к цели. Невозможно прийти в Ган Эден, даже если достичь совершенства, пока не снимешь с себя телесность.
12. Тремя путями должен пройти человек после смерти: по пустыне, заселенным местам и по морю.
13. Одиннадцать переходов должен совершить человек, прежде чем достигнет места упокоения. Первый — от своего дома к могиле, второй — из могилы в Геином. (Даже совершенный праведник должен пройти через Геином. Хотя огонь Геинома не властен над талмид хахамом. То есть его проводят по Геиному, но огонь не властен над ним...) Третий переход — из Геинома в Ган Эден. Из Ган Эдена — в семь рекиим (уровни высших миров), а оттуда — в Высший Ганн Эден. И в каждом месте человек должен дать отчет за свои дела.
14. Река Динур отделяет Высшую Эрец Исраэль так же, как река Иордан делает это в материальном мире. Динур — это Высший Геином. Перед тем как входят в Высший Ганн Эден, нужно перейти реку Динур. (Исключение составляют души высших праведников.)
15. Есть четыре вида агалы (кашерования посуды) — прокаливание в огне; погружение в кипящую воду, которая представляет собой сочетание воды и огня; погружение в холодную воду; глиняная посуда кашеруется разбиением. Этому соответствуют четыре вида людей: праведники, средние, нечестивцы и скоты — совершенные злодеи. Когда переходят реку Динур, каждый судится согласно его деяниям. Праведники судятся холодной водой, нечестивцы — огнем, средние — водой и огнем, то есть кипятком, а те, кто следует за животной душой, истребляются (если глиняная посуда разбилась, ее невозможно восстановить).
16. Купание в реке Динур снимает с человека одежду этого мира, поскольку там прекращает существование тело. После этого человека облачают в одеяния, которые он соткал себе из заповедей, и он приносится в жертву ангелом Михаэлем, коэном Высшего мира, и удостаивается стоять перед Б-гом и наслаждаться сиянием Шехины.
17. Когда Всевышний наказывает, Он отступает от буквы закона в сторону снисхождения. Но тому, кто дурно обходился с людьми, воздают в точности тем, что он делал другим.
18. Тот, кто дурно обращался с людьми, не поднимается из Геинома, пока его не вытащит праведник. А тот, кто плохо поступал по отношению к Небу, не может войти в Ган Эден, пока не войдет праведник.
19. В глазу запечатлены весь мир и всё, что в нем. И если человек делает добро или зло, оно запечатлевается в соответствующем месте глаза, и именно это показывают человеку перед смертью.
20. Ситра ахара ("другая сторона", сторона зла) будет преследовать человека, чтобы сразу же отплатить ему за содеянное зло. А добро припрятывается для праведника, пока он не достигнет совершенства, очистившись в Геиноме.
21. Несмотря на то, что после приговора тшува (раскаяние) не помогает спасти человека от смерти, она помогает поднять его из Геинома, после того как снесет там наказание.
22. Если человек умирает до 13 лет — это приговор Высшего суда за грехи его отцов. А после двадцати лет — за собственные грехи. Но о том, кто умер в возрасте 13 — 20 лет и не подлежит наказанию Высшего суда, сказано ("Мишлей" 13:23): "Есть тот, кто погибает без суда". Тем не менее, все совершается по справедливости.
23. Хотя мудрецы сказали ("Йерушалми Бикурим" 2:1), что Высший суд не наказывает до двадцати лет, тем не менее, потом человек получает кару за все. Об этом написано ("Коэлет" 11:9): "Радуйся, юноша, в детстве своем (...) но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд".
24. Праведники ожидают мудреца в Грядущем мире, чтобы он рассказал им свои открытия в Торе. И когда праведник приходит в Ган Эден, ему дают сто пятьдесят дней, чтобы прилюдно изложить Тору, которую он учил в этом мире.
25. В будущем Геином очистится от своей тумы (нечистоты) и будет включен в Ган Эден. И оба будут установлены в Земле Израиля.
26. Своими деяниями в этом мире человек строит множество жертвенников в каждом из духовных миров, на которых приносят в жертву его душу.
27. Всевышний создал человека, чтобы, в конечном счете, воздать ему добром. Даже если человек согрешил, Всевышний возвращает его в этот мир два или три раза, пока тот не исправится, и помещает его в Геином, пока не очистится. Но разница в том, что тот, кто был хорош изначально, удостоится Грядущего мира вместе с телом. Если же человек не исправил сначала то, что должен был исправить, первые тела уничтожаются. А тому, кто не исправляет сделанного в четвертый раз, — ему не на что надеяться.
28. Нечестивца передают сначала ангелу Думе, который отвечает за мертвых в могиле, а через три дня Дума передает его в Геином, который находится в глубинах земли, чтобы переплавить и очистить его. Там Внешние силы зла порабощают нечестивца. И всякое страдание, которое испытывает душа, испытывает также и тело и плачет вместе с ней в могиле. Звезды, созвездия и ангелы служения тоже страдают и плачут вместе с душой, поскольку она взята от всех них, и ее действия причинили вред всем им.

Глава 11.

ОБ ЭРЕВ РАВ, "РОДОВЫХ МУКАХ" ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА И О БУДУЩЕМ ОСВОБОЖДЕНИИ

1. Четыре аспекта освобождения проявятся в четыре поры, когда судится мир, а именно: в Песах евреи освободятся от порабощения, в Рош-а-Шана (Новый год) окончится суд над врагами Ашема, в Ацерет (Шавуот) произойдет собирание изгнанников под руководством нашего учителя Моше, а в Суккот — постройка Храма.
2. Сначала будут освобождены Десять колен, затем — колено Йеуды, а потом оживет поколение Пустыни.
3. Это освобождение произойдет только благодаря изучению Торы.
4. Подобно тому, как с приближением момента родов роженица страдает больше всего, так и перед освобождением изгнание будет наиболее тяжелым.
5. Так же, как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, — так же и об Израиле (который уподоблен злакам) можно сказать, что существуют три вида отходов. Это Ишмаэль, Эсав и эрев рав. Соответственно Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два машиаха — Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав (что соответствует отрубям, крепко соединенным с пшеничными зернами). Эрев рав соответствуют Яакову (т. е. уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они крепко прилеплены к Израилю, они богаты и горды, и о них сказано ("Санхедрин" 98): "Сын Давида не придет, пока не исчезнут грубые в Израиле". И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, не перемолов ее, так же и отделить эрев рав от Израиля могут только тяготы изгнания.
6. Пять видов эрев рав есть в Израиле:
а) склочники и злоязычники;
б) те, кто следует за своими страстями;
в) лицемеры;
г) те, кто гонится за почетом, чтобы заработать себе репутацию;
д) те, кто гонится за деньгами.
Хуже всех склочники (амалеким), и сын Давида (Машиах) не придет, пока они не будут стерты с лица земли. Всякий спор не во имя Неба — от эрев рав, которые рвутся учить других и захватить власть, как написано (о строителях Вавилонской башни): "И сделаем себе имя".
7. Поскольку поколения мельчают (в духовном аспекте), а эрев рав усиливается, мудрецы Торы в каждом поколении были вынуждены издавать новые постановления и ограды для законов, чтобы закрыть проломы, которые проделали эрев рав.
8. В каждом поколении господствует иной атрибут (из атрибутов Б-га, которыми Он управляет миром), отчего изменяются свойства сотворенного. Все деяния поколения, поведение людей, а также управление Творением со стороны Всевышнего соответствуют данному атрибуту и зависят от выбора между добром и злом, который совершают люди. И в каждом поколении есть моменты, когда может прийти избавление, согласно раскаянию и заслугам данного поколения. Но последнее время избавления зависит не от раскаяния, а от милости Всевышнего, а также от заслуг праотцов.
9. Все, что происходит в месяц тишрей, — намек на то, что случится в будущем. Сначала — день Суда в Рош-а-Шана, затем — прощение грехов в Йом-Кипур, а потом — радость Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Так же и в будущем: сначала — День Великого Суда, затем — "И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь ("Йехезкель" 36:25), "Ибо прощу тем, кого оставлю" ("Ирмияу" 50:20). А потом — в Суккот — семь балдахинов, как написано ("Йешая" 4:6): "И сукка будет для тени днем...". А после этого — Шмини Ацерет, когда сгинут отрицающие Истинного Б-га и Израиль будет радоваться один: "Праздничное собрание будет вам"; и будут есть три субботние трапезы — трапезу "животных с гор Алеф", трапезу Ливьятана и "вино, хранимое с Шести дней Творения".
10. "Трапеза Ливьятана" — это знание, которое умножится на Земле, и это — наибольшая радость, выше которой нет. Моше тоже называется Ливьятаном ("Сифра дэцниюта" 18:3). Тогда внутренний аспект Торы будет открыт, как сейчас простой смысл Торы. Написано ("Йешая" 11:9): "Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Б-га...". А "вино, хранимое с Шести дней Творения" — это тайны Торы, которые будут открыты через Моше. И об этом времени сказано ("Теилим" 104:31): "Да будет слава Ашема навеки, возрадуется Ашем в Своих деяниях".
Да будет Воля Всевышнего, чтобы это время наступило вскорости, в наши дни, амен!

Составил рабби Шмуэль МАЛЬЦАН
по сочинениям рабби ЭЛИЯУ из Вильны
(Виленского Гаона).

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.