На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

«Песнь Песней» — музыка мироздания


(Продолжение. Начало в № 536.)

Любовь принадлежит Тебе

Однажды Хафец-Хаим, вспоминая своего умершего сына, рассказал короткую историю о том, как простые люди находили в себе силы в самых страшных испытаниях думать прежде всего о Б-ге. Вот эта история. Во время резни и ужасных погромов, организованных Богданом Хмельницким, был убит еврейский мальчик, единственный сын одинокой вдовы. Склонилась она над телом сына, обливаясь слезами, затем подняла голову и сказала: "Властитель мира, до сих пор половина моей любви принадлежала Тебе, а половина — моему сыну. Теперь, когда сын мертв, я отдаю Тебе всю свою любовь".
Свой печальный рассказ Хафец-Хаим заключил словами: "Конечно, по мере сил я стараюсь служить Г-споду. Но я всего лишь человек. Как ни люблю я Б-га, часть моей любви принадлежит детям. Теперь, когда моего сына нет в живых, я, как та еврейская мать, всю свою любовь отдам Б-гу".
В этих словах заключена такая безусловная преданность Г-споду, которую почти невозможно постичь. Такое величие, возможно, естественно для святого Хафец-Хаима, но откуда оно у неграмотной еврейской вдовы из Польши? Верно отметил рабби Иерухам Львовиц: "Мы смирились с тем, что не можем постичь духовное величие Авраама, Ицхака и Яакова. Но это не совсем верно. Нам недоступно даже духовное величие наших бабушек".
Слово "любовь" потеряло свою ценность в современном языке. Сегодня оно употребляется как синоним полного удовлетворения желаний, но это означает нечто совсем иное. Один из корифеев Мусара сказал: "Если человек говорит: "Я люблю цыпленка", — это не значит, что он любит цыпленка, он любит себя. Если бы он любил цыпленка, он не убивал бы его и не ел".
В Торе слово "любовь" употребляется в его первоначальном значении. Человек, который действительно любит Б-га и служит Ему, отрекается от жизни для самого себя. Он не потому служит Б-гу, что боится наказания за то, что осмелился противопоставить себя воле Г-спода. И тем более он служит Б-гу не потому, что ожидает награды. Тот, кто действительно любит Б-га, служит Ему по одной-единственной причине: потому что в этом заключается Его воля. Какая мать, не жалеющая для своего ребенка ни покоя, ни сна, мечтает лишь о том времени, когда она станет старой и ее ребенок в награду за ее бессонные ночи будет заботиться о ней? Настоящая любовь бескорыстна. Нет более высокого чувства, чем любовь — если она, конечно, подлинная. Чем искренней любовь, тем более забывает любящий о собственной выгоде.
Еврейское слово "любовь" означает в арамейском языке "отдавать". Любить — значит, отдавать. Подлинная любовь бескорыстна. Если же в ней присутствует элемент эгоизма, это не любовь.

Поле битвы

Стремление человека возвысить свои чувства и достичь духовного совершенства достойно похвалы. Более того, без стремления к совершенству человек не может выполнить своего назначения на Земле. Для того чтобы человек мог выполнить предназначенное ему Б-гом, необходимо взаимодействие между телом и душой. Именно поэтому душа и была заключена в тело. Иначе достаточно было бы существования ангелов. Однако не ангел, а человек призван быть судьей в сражении между душой и телом — в сражении, которое никогда и нигде не прекращается. Битва происходит и в самом невежественном ученике, и в самом великом мудреце. Школьнику приходится подавлять в себе различные соблазны, чтобы по вечерам или в субботу уделить лишние 15 минут изучению Торы. Мудрецу приходится заглушать в себе внутренний голос, который говорит ему, что 18 часов усердных занятий и молитв в день вполне достаточно. Сцены, на которых происходят эти сражения, удалены друг от друга, как наша гостиная от горы Синай, но битва продолжается.
Существуют святые, для которых их тело — лишь вместилище души. Эти люди восторжествовали над своей слабой плотью. Со слов мудрецов известно, что для Яакова умереть было так же легко, как снять одежду или вытащить волосок, попавший в молоко. Он достиг полного совершенства, при котором его тело, а вместе с ним и желания с легкостью подчинялись велениям души.
На другом полюсе духовной шкалы находятся люди низкие и корыстные. Их душа, священная и данная Б-гом, не живет, а умирает в теле. Существование таких людей настолько бездуховно и приземленно, что их души, в конце концов, прекращают стремиться к духовности и терпят окончательное поражение. В мире нет ничего печальнее их участи, поскольку они сами себя лишили будущей жизни.

Возвышенные наслаждения

Какова бы ни была цель борьбы между душой и телом, человек должен направлять свои желания к возвышенной цели. "Исправить" таким образом можно любое желание, каким бы низким оно ни было. Например, желание победы — а им одержимы многие люди — следует направить так, чтобы не позволить восторжествовать врагам Торы. Желание славы и известности (кажется, из самых порочных) следует перевести в желание увеличить славу Б-га. Желание успеха в личных делах должно уступить место радости от любого дела, которое увеличивает славу Торы.
Человек должен понимать, что даже способность к наслаждению дана ему Б-гом неслучайно. Умение наслаждаться показывает, что если земные радости могут приносить столь глубокое удовлетворение, то что можно сказать о поисках радости духовной?
"В мире грядущем праведные не будут ни есть, ни пить, но сидеть с коронами на головах и наслаждаться Б-жественным Сиянием. Как сказано в Талмуде: "И узрели они Б-га, и ели, и пили". Они так наслаждались Б-жественным Присутствием, что не нуждались в питье и пище" (комментарий Раши).
Итак, в Устном Учении сравниваются наслаждение Б-жественным присутствием и удовольствие, получаемое от еды и питья. Нашему пониманию недоступно восприятие Б-жества. Люди из плоти и крови настолько же способны представить Б-жественное присутствие в Мире Грядущем, как слепой — краски заката. Однако Писание помогает нам, утверждая, что наслаждения будущего мира — это увеличенное во много раз удовольствие от пышного дружеского пира, на котором не жалеют ни яств, ни чудесных вин.
Отсюда отнюдь не следует, что Писание учит всего лишь тому, что духовную радость можно ощущать вполне реально. Оно учит нас, как правильно воспринимать мир, в котором мы живем.
Одному доставляет наслаждение роскошный пир — представьте себе, что же принесет ему Мир Грядущий! Другой благодарен начальнику, который ценит его преданность и труд, — какова же будет награда Б-га! Третий помогает нищему калеке или богатому дельцу, которому угрожает крах, — представьте, насколько более велика милость Б-га!
Нет человека более святого, чем тот, который может посвятить себя без остатка Б-гу. Тогда все чувства для него становятся лишь вехами на пути к благочестию. Яаков чувствовал любовь, и это чувство вылилось в признание того, что Б-г Един и присутствует во всем. Убитая горем вдова склонилась над мертвым сыном и посвятила все свое сердце Б-гу.

Высшая форма любви

Б-г возлюбил Израиль, и с тех пор Он принадлежит ему.
Мудрецы спрашивают: "Что написано в тфиллин Властителя мира?" В них написано: "Кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на Земле?".
Тфиллин, повязанные на руке и голове, — сила и мудрость всех евреев, символ нашей вечной, неразрывной связи с Б-гом. Наши тфиллин содержат главы из Писания, утверждающие, что Б-г Един, что Он награждает и наказывает, спасает, а также освящает нас. Это написано в наших тфиллин. А что написано в Его тфиллин? Что Израиль единственный на Земле и что Б-г и Израиль связаны между собой и бескорыстно преданны друг другу.
Это и есть высшая форма любви, о которой говорится в "Песне Песней", священнейшей из священных книг.
Неслучайно такое толкование "Песни Песней" идет именно от рабби Акивы. Его историю все хорошо знают. В сорок лет, будучи неграмотным пастухом, он настолько презирал знатоков Торы, что никогда не упускал возможности показать им свое презрение. Рахель — дочь одного из самых богатых людей Израиля — увидела искру Б-жью в простом пастухе. Она вышла за него замуж, лишившись и наследства, и семьи отца, которая отвернулась от нее. Супруги жили в крайней нищете. Бывший пастух начал изучать Тору, и жена послала его учиться в ешивах рабби Элиэзера и рабби Иошуа — великих мудрецов того времени. Через двенадцать лет Акива вернулся было домой, чтобы повидать свою жену, но случайно услышал, как соседи насмехаются над ней, говоря, что ее бросил невежественный муж.
"Он изучает Тору, — ответила Рахель. — Ничего страшного, если он потратит еще двенадцать лет на ее изучение". Рабби Акива услышал это и вернулся в ешиву, так и не повидавшись с женой. Через двенадцать лет он вернулся с 24 тысячами учеников. Он стал рабби Акивой — учителем всего Израиля. Рахель, одетая в лохмотья, пробралась сквозь толпу, окружавшую его, и бросилась к его ногам. Ученики рабби Акивы были возмущены дерзким поступком незнакомой женщины. Они подошли, чтобы увести ее, но рабби Акива остановил их движением руки: "Оставьте ее, ибо все, что я знаю из Торы, и все, что вы знаете из Торы, принадлежит ей".
Рабби Акива на примере своей жизни узнал, что значит бескорыстная преданность. Благодаря этой преданности озлобленный пастух стал самым великим человеком своего времени. Кто лучше него мог постичь священный смысл "Песни Песней"?!

"Буквальный" смысл Священного Писания

Рав Маргулис в своей книге приводит толкование одного из отрывков трактата "Шаббат", где объясняется, как следует понимать Священное Писание. В Мишне приведен следующий диспут.
Учителя считают, что в Шаббат запрещается выходить из дому вооруженными, то есть носить мечи, копья и иное оружие. Рабби Элиэзер полагает, что это не запрещено. Талмуд объясняет, в чем причина столь странного мнения рабби Элиэзера.
"Опояшь мечом чресла свои, о великий воин, в нем твоя слава и твое величие" ("Теилим", 44:4).
Поскольку в этих строках о мече говорится как о славе и величии воина, объясняет Талмуд мнение рабби Элиэзера, то, значит, оружие — украшение воина, а поэтому его можно носить в Шаббат. Ибо запрет касается только орудий и инструментов, но не украшений.
Рабби Кахана возражает: "Эти строки аллегоричны — они относятся к словам Торы. Вот в чем их истинный смысл: слава ученого — в его уме, который остр подобно мечу воина".
Оппонент отвечает рабби Кахане: "Эти строки нельзя рассматривать вне их прямого значения. Действительно, в них можно обнаружить и более глубокое, иносказательное значение, при котором символически прославляются мудрецы, изучающие Тору. Но если тот, кто создал этот псалом, пожелал облечь свое иносказание в облик воина, несущего оружие, то, значит, и прямое значение также не лишено смысла".
На это рабби Кахана отвечает: "К восемнадцати годам я уже закончил изучение Талмуда, но в первый раз слышу, что стих нельзя отделить от его прямого значения".
Его слова поразительны и непонятны. Как может рабби, знаток Талмуда, не знать того, о чем известно каждому школьнику?
Рав Маргулис объясняет, что бывают случаи, когда понять стих в его прямом смысле означает не понять его вообще. Как сказано в Талмуде: "Тот, кто толкует стих, не вникая в его истинный смысл, — невежда".
В одном из самых известных пророчеств Писания, в котором Ишайя описывает, как будет выглядеть мир после пришествия Машиаха, говорится: "Волк разделит логово с ягненком, а барс будет мирно лежать рядом с козленком" ("Ишайя", 11:6). На первый взгляд, эти строки говорят о том, что в Конце Дней все противоречия исчезнут, что даже самые беззащитные животные будут спокойно пастись рядом с хищниками. Это мнение разделяют многие комментаторы. Рамбам, однако, с ними не согласен. Объясняя пророчество Ишайи, он пишет, что ошибочно было бы думать, будто изменится весь естественный ход вещей на Земле: волки и барсы, как и раньше, будут пожирать ягнят. По мнению Рамбама, пророчество Ишайи следует отнести не к ходу естественной истории, а к будущему наций. Когда люди поймут до конца высшую истину, они, ища духовного совершенства и мудрости, соберутся вместе у вершины, на которой обитает Г-сподь. Противоречия между людьми в сегодняшней жизни — результат того, что они не хотят понять, в чем воля Б-га. На смену этому слепому упрямству придет время познания Г-спода, время мира.
В чем заключается прямой смысл стиха — согласно Рамбаму? Конечно, не в том, что овцы уживутся с волками. Рамбам утверждает, что такого никогда не будет, а следовательно, в этих строках не надо искать прямого смысла. Дело в том, что Тора часто говорит с помощью иносказаний, однако, истинное значение ее строк — как прямое, так и переносное — не всегда равноценно. Когда становится понятным, что слова Торы имеют лишь переносное значение, неважно, в какие поэтические образы это значение облечено.
В этом заключалась суть противоречий между рабби Каханой и его оппонентом. Оба они знали, что каждый стих Торы содержит множество значений, "ибо у Торы 70 граней". Однако они разошлись во мнениях по поводу толкования стиха, бывшего предметом их диспута. Один считал, что поскольку тот, кто создал псалом, изобразил ученого и его мудрость в образе вооруженного воина, то этот образ имеет значение также и сам по себе. Подобно тому, как знание Торы составляет славу и величие ученого, так и меч составляет славу и величие воина, а значит, это украшение, разрешенное в Шаббат. Другой мудрец возражает: "Не может быть, чтобы царь Давид прославлял в священном псалме воина и оружие, несущее смерть. Сорок четвертый псалом — возвышенное славословие Б-гу. В нем не говорится о воинах и войнах. Толковать его буквально — значит, полностью разрушить его истинный смысл. Прямое значение стиха относится к словам Торы, образ же воина не имеет никакого самостоятельного значения".

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.