На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЛЕХ ЛЕХА


В отличие от первых двух глав Пятикнижия, описывающих целые эпохи в истории человечества, в третьей главе "Лех леха" рассказывается о сравнительно небольшом двадцатичетырехлетнем периоде жизни нашего праотца Авраама.
В начале главы 75-летний Авраам по велению Всевышнего покидает Месопотамию и переселяется вместе со своей женой и племянником Лотом в Святую землю. Заканчивается глава "Лех леха" рассказом о том, как Авраам, будучи 99-летним стариком, исполнил заповедь об обрезании.
Прибыв в Святую землю, Авраам вначале поселился в местности, в которой несколько позже был построен город Шхем. Там он впервые узнал от Всевышнего, что земля эта будет принадлежать его потомкам. Затем Авраам перекочевал к югу, постепенно приближаясь к Негеву. В стране разразился голод, из-за которого Аврааму и его семье пришлось временно покинуть Святую землю и переселиться в Египет, славившийся тогда своим изобилием. Там произошел неприятный инцидент, закончившийся, впрочем, благополучно.
Египетские вельможи, восхищенные красотой жены Авраама, рассказали о ней фараону, и тот распорядился, чтобы ее привели во дворец. Аврааму пришлось бы плохо, если бы египтяне знали, кем он приходится прекрасной Сарай. Однако, зная обычаи Египта и предвидя такой ход событий, Авраам представился братом Сарай, надеясь, что, избежав немедленной расправы, он сможет каким-то образом спасти жену от притязаний египетского властителя.
Спасение пришло свыше: Б-г поразил фараона и его домочадцев страшными болезнями. Поняв, что Авраам — святой человек, фараон немедленно вернул ему жену. Однако, зная нравы своих подданных, он попросил Авраама как можно быстрее покинуть Египет.
Вернувшись в Святую землю, Авраам поселился в той же местности, что и прежде: между городами Бет-Эль и Ай. Вскоре оказалось, что для обильных стад Авраама и Лота в этой местности не хватает корма. Лот переселился в долину Иордана и раскинул свои шатры в окрестностях города Сдом, известного цинизмом и жестокостью своих жителей.
После ухода Лота Авраам вторично услышал от Всевышнего, что Святая земля будет навеки отдана его потомкам. Затем Авраам перекочевал к Хеврону.
Далее в главе рассказывается о войне, которую при тогдашней численности населения земного шара можно назвать мировой. В ней участвовали девять мини-государств, в том числе и Сдом. В этой войне Бера, правитель Сдома, и его союзники потерпели поражение. Их города были разграблены победителями, а жители — угнаны в рабство. Среди пленных был и племянник Авраама Лот.
"И пришел беглец, и известил Авраама-иври. И услышал Авраам, что сродник его пленен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска. И возвратил все имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ".
В вышеприведенном отрывке мы впервые встречаем слово "иври", которым звали Авраама, а впоследствии стали называть его потомков. Что обозначает это слово, от которого произошло русское "еврей"? Известный комментатор ТАНАХа, р. Овадья Сфорно приводит мнение, что беглец, упомянутый в тексте, не знал, что Авраам состоит в родстве с плененным Лотом. И все же он решил сообщить Аврааму, что Лот взят в плен, зная, что Авраам, как и Лот, "иври", то есть разделяет идеи Эвера, правнука Сима и дальнего предка Авраама, который проповедовал веру в единого Б-га. Таким образом, по Сфорно, "иври" — это название не представителя определенной этнической группы, а приверженца идеологии, названной так по имени одного из своих глашатаев.
Другого мнения придерживается РАШИ. РАШИ приводит Мидраш, утверждающий, что Авраам был прозван кнаанейцами (тогдашними жителями Святой земли) "иври", что можно перевести как "потусторонний", потому что пришел в Кнаан из-за реки Евфрат.
Оба толкования имени "иври" вполне оправданны и по отношению к потомкам Авраама, унаследовавшим от него это имя. Ведь в отличие от других больших и малых наций, сформировавшихся и существующих благодаря общности по крови, языку, культуре или территории, евреи стали народом, приняв у Синайской горы Б-жественное учение, основные принципы которого задолго до этого проповедовал Эвер. И лишь это учение сохраняло и сохраняет евреев как народ, несмотря на то, что они говорят на разных языках, живут в разных странах, нередко приобщаясь и принимая активное участие в создании культуры народов, среди которых они живут.
Что касается второго толкования слова "иври" ("еврей"), в смысле "потусторонний", то, как видно из высказываний о евреях представителей других народов (как наших врагов, так и доброжелателей), именно так воспринимает евреев все остальное человечество.
Кроме имени еврейского народа, "иври", в главе также впервые упоминается город, к которому обращает свой взор еврей, куда бы ни забросила его судьба, город, любовь и верность которому евреи сохранили, несмотря на множество веков разлуки, как сыновья сохраняют свою верность матери. И город сохранил верность своим сыновьям, всегда оставаясь для народов городом еврейских царей и еврейских пророков, еврейских ученых и еврейских мучеников.
Когда Авраам вернулся с победой, освободив своего племянника из плена, — говорится в нашей главе, — навстречу ему вышел с хлебом и вином Малки-Цедек, царь города Шалем. По мнению комментаторов, так в то время назывался Иерусалим. Ибн-Эзра подкрепляет эту точку зрения стихом из псалмов Давида, в котором под Шалемом, несомненно, подразумевается Иерусалим.
"Ведом Б-г в Иудее, и в Израиле величественно Имя Его. И будет в Шалеме шатер Его и в Сионе — его обиталище".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.