На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭУДЖЕНИО БАРБА: «В ОДЕССУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ!»


По инициативе Британского совета, организующего масштабный культурный проект "Моря", в Одессе побывал всемирно известный режиссер экспериментального театра, практик и теоретик сценического искусства, основатель и руководитель театра-лаборатории "Один", директор Международной школы театральной антропологии Эудженио Барба. Встреча с этим обаятельным итальянцем из Дании, как раз недавно справившим свое семидесятилетие (а вот в это трудно поверить), состоялась в Греческом зале Одесского украинского музыкально-драматического театра. Многих удивило, что мэтр явился на встречу в открытых индийских сандалиях на босу ногу, но общеизвестно: закаленный Барба вплоть до наступления морозов щеголяет в подобной обуви.

Сначала актриса театра "Один" Джулия Варли показала попурри из отрывков своих ролей в различных спектаклях, поразив аудиторию широтой пластических и голосовых возможностей, совершенной актерской техникой. А затем сам Эудженио Барба рассказал собравшимся, среди которых было немало актеров, о своих взглядах на театральное искусство и планах, которые могут осуществиться в Одессе.
Теперь объясним в доступной форме значение мудреного, на первый взгляд, термина "театральная антропология". Дело в том, что театр Эудженио Барбы максимально приближен к зрителю. В маленьком зальчике актеры вступают во взаимодействие с публикой, в диалог с отдельными зрителями, даже копируют повадки некоторых из них. Зрителям тоже позволено многое из того, что воспринимается в официальном театре как моветон, например, громко смеяться. Такой демократичный стиль в сочетании с техникой и выразительностью актеров привлекает постоянное внимание театральных кругов Европы. Эудженио Барба предмет театральной антропологии как науки формулирует так: "Поведение лицедея в специально организованной ситуации представления". Сам по себе актер Барбы, выходя к зрителю, никакой роли не играет — в процессе спектакля он подыгрывает зрителям. Согласитесь, из этого может получиться захватывающее зрелище! Вот она, достойная роль, которая может быть поручена зрителю, наконец-то от него что-то зависит…
Отказавшись от военной карьеры, на которой настаивали родители, Барба в свое время уехал из Италии в Норвегию, создал любительский театр, вскоре встретивший хороший прием в датском городе Холстебро. А еще были годы, проведенные в Польше, в городе Ополе, у знаменитого Ежи Гротовского. Однако, став зрелым режиссером и актером, Эудженио Барба превращать свой театр в подобие секты, как это получилось у Гротовского, не стал, зато проявил себя в качестве толкового театрального менеджера. Путешествуя по странам Востока, Барба заимствовал отдельные приемы индийского театра катхакали, японского театра но. Сперва пьесы для "Один-театра" писали специально приглашенные драматурги, теперь это делают сам режиссер и его актеры.
— В 1964 году мы начинали свои опыты в школьном кабинете, — вспоминает синьор Эудженио. — Поэтому нам было удобно гастролировать сперва по Норвегии, а потом и по Швеции — школа имеется в каждой деревне.
Режиссер признался, что покорен одесской архитектурой, что еще раньше был увлечен личностью Сергея Эйзенштейна и его фильмом "Броненосец "Потемкин", прославившим наш город во всем мире. Так что в Одессу он с удовольствием приедет будущей весной, если окончательно решится участвовать в проекте "Моря".
Актриса нашего ТЮЗа Оксана Бурлай тут же заявила о своем желании работать с Эудженио Барбой — к большому удовольствию последнего. Будем надеяться, и другие одесские актеры получат возможность расширить профессиональный кругозор и выразительные возможности.
Это будет совместный театральный спектакль, основанный на живых впечатлениях от Одессы, одесситов, Черного моря. А увидят его жители портовых городов Европы во время перемещения проекта "Моря" по фестивальному маршруту. В проекте представлены творческие силы Турции, Болгарии, Румынии, Украины, Грузии, Швеции, Нидерландов, Дании, Франции, Германии и Норвегии. Приятно, что к участию привлечены не только театральные круги нашего города, но и художники, а также ассоциация "Новая музыка".
После встречи в Греческом зале Эудженио Барба и Джулия Варли проследовали в зрительный зал Украинского театра, где посмотрели спектакль режиссера Дмитрия Богомазова "Эдип". Спектакль получил высокую оценку Барбы, и это тем более лестно для Одессы, что "Мифы", известная постановка итальянца из Норвегии, основана и на мифе о царе Эдипе.
Московская публика воспользовалась возможностью увидеть "Мифы" на театральной олимпиаде в программе Центра имени Всеволода Мейерхольда четыре года назад. Хотелось бы, чтобы дружба Барбы с Одессой вылилась в гастроли "Один-театра" у нас. Но не стоит опережать события…

Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.