На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

«Песнь Песней» — музыка мироздания


(Продолжение. Начало в № 536.)

Назначение человека

Когда у берега моря дети Израиля поняли, что оказались в ловушке, они увидели в этом "упрек" Б-га, и упрек отнюдь не дружеский. Неужели все чудеса, совершенные Моше, были лишь уловкой, чтобы выманить их из уютного безопасного рабства и сделать их беспомощными жертвами мстительного фараона? Неужели сам Б-г ополчился против них?
"Страх овладел ими (...) Разве нет гробов в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне? (...) Лучше нам оставаться рабами в Египте, чем умереть в пустыне" ("Шмот", 14:11-12).
Они не поняли сначала, что тяжкое испытание, которое они переживают, — это раны, наносимые истинным другом. Б-г создал для них безвыходное положение, чтобы они осознали: спасение может прийти только от Него. Лишь оказавшись в тяжелой ситуации, евреи воззвали к Б-гу в отчаянной молитве, то есть сделали то, к чему не могли их принудить бичи египетских угнетателей. Этого и хотел Б-г.
Итак, дети Израиля вознесли молитву, другими словами, они, осознав тщетность человеческих усилий, поняли, что нужно вести борьбу лишь с той силой, которая находится в них самих и которая стремится отдалить их от веры в Б-га. Сражаться же с фараонами тщетно и бесполезно. Сила любого фараона — лишь в собственной душевной слабости евреев. Вот почему, как говорит Мидраш, Б-г явился им вблизи моря в образе молодого воина. Он дал им понять, что настало время для духовной борьбы, для раскаяния, очищения и молитвы. И как только они последовали Его указанию, сразу же Б-г сказал Моше: "Почему ты взываешь ко Мне? — Я уже слышал их призыв".
Отсюда следует, что среди евреев были такие, которым открылась истина и которые одержали победу в битве с собой. Поэтому Б-г объявил, что готов сразиться за них с египтянами.
Г-сподь показал вчерашним рабам, что все их страдания были не бесцельны, что ночь, в которую они были погружены, являлась лишь прелюдией к рассвету. А для того чтобы лучше воспринять свет, надо научиться отличать свет от тьмы. Только тогда приходит осознание, что упреки Б-га — на самом деле Его любовь, Его поцелуи.

Грех становится песней

Бейт Алеви развивает эту тему дальше. Когда волны морские расступились, евреи спаслись, а египтяне погибли, тогда Моше и дети Израиля сложили "Песнь на море". Моше начал эту песнь со слова "тогда". В Мидраше говорится: "Моше сказал: "Однажды я согрешил словом "тогда", потому что сказал: "Тогда, когда пришел я говорить с фараоном, сделал Он (Б-г) зло Своему народу". Поэтому со слова "тогда" начинаю я эту песнь".
Действительно — однажды Моше пришел к фараону просить разрешения для евреев принести жертвы Б-гу. Но фараон отказал и, впав в ярость, увеличил тяготы подневольных работ. Подавленный и расстроенный, Моше стал жаловаться Б-гу, что его просьба не только не помогла евреям, а наоборот — сделала их бремя еще более тяжелым. Начал он свою жалобу такими словами: "Тогда, когда пришел я говорить с фараоном..."
Несмотря на то, что, как правило, человек, получая помощь в несчастье, радуется спасению, все же он предпочитает вообще не проходить через испытания. Если же человек понимает, что и испытание дано для его блага, он радуется не только спасению, но и обретенному им новому пониманию. Ибо он начинает понимать, что и испытание, и спасение — все это благословение Б-жье.
Жестокое рабство в Египте, несомненно, было тяжелой карой для всех евреев, оно привело почти к полному уничтожению еврейского народа. В рабстве евреи опустились до 49-й ступени грехопадения, то есть пали так низко, что ангел моря усомнился в справедливости уничтожения египтян после спасения евреев: "И эти поклоняются идолам, и те поклонялись идолам". Исход из египетского рабства сначала был воспринят евреями как избавление от бедствия, которое вовсе не должно было на них обрушиться. Позднее народ Израиля увидел более глубокую причину. Он понял, что и порабощение их египтянами, и ловушка, в которой они оказались у моря, служили высшей цели. Они стали орудием Откровения в руках Г-спода. Что это означает? А то, что благодаря страданиям евреев люди на Земле познали славу Б-га через великолепие чудес, совершенных Им. Сама глубина падения евреев, как и мера опасности, которой они подвергались, показала, насколько велико милосердие Б-га.
Таким образом, и Моше, и народ Израиля вознесли хвалу Г-споду не только за чудо, но и за испытания, не только за спасение, но и за страдания. Вот почему Моше начал Песнь словом, напоминавшим о его грехе. Он благодарил Б-га в том числе и за то испытание, которое ввергло его однажды в глубочайшую скорбь: ведь он осмелился усомниться в своем назначении.
Теперь он понял: насколько глубока была его скорбь, настолько выше теперь Слава
Б-га и настолько ярче воспринимает ее народ Израиля.

Вера и песнь

В мироздании существует глубоко скрытая гармония, при которой все сотворенное Б-гом имеет свое назначение. И лишь одной детали не хватает для полноты гармонии: зрителя, слушателя, чтобы постичь эту гармонию. Вернее, слушатель есть, это человек, но ему не всегда удается увидеть истину и взаимосвязь вещей. Когда он их не замечает, песнь мироздания остается неуслышанной, она нема.
Но вот расступились морские волны — и народ Израиля увидел истину. Он понял цель своих страданий, он увидел, что каждая частица Вселенной — элемент в большом и сложном механизме, созданном высшей силой. Благодаря тому, что испытал народ Израиля, он смог поверить в вещи, которые еще вчера были выше его понимания. Когда пришло спасение, говорит Тора: "Они поверили Г-споду и Моше, Его рабу" ("Шмот", 14:31).
Обретя веру, они смогли сложить песнь. Само обретение веры возможно лишь тогда, когда разум приходит в согласие с подсознательным стремлением души к добру. Лишь тогда человек может услышать призыв, исходящий из самой глубины его существа, — призыв к песне. В этот момент человеку открывается новый мир. В нашем материальном мире он вдруг обнаруживает мир духовный, и тогда человек поет песнь вечности, славу вечному Б-гу.
Впрочем, эта песнь всегда находится в человеческой душе, и иногда он вдруг слышит ее звуки, но еще не умеет полностью отдаться ей. Если же ему удастся достичь такой высоты, что вера никогда уже не оставит его, то песнь будет постоянно звучать в сердце. Вот почему все возвышенные песни Торы приведены в будущем времени. Будущее время предполагает бесконечность, победу над ограниченными земными законами животного существования, вечность.

Истина и вера

Существует разница между верой и познанием истины. Истина — это то, что можно видеть и осязать. Вера — это то, во что верит человек. В определенном смысле истина более материальна, чем вера, потому что она основана на знании, которое подтверждено опытом. Но по этой же причине истина более ограничена.
У моря народу Израиля мгновенно открылось милосердие Б-га. Евреи узнали, с какой целью Б-г послал им страдания в годы рабства. Это знание для них стало истиной.
Но как же будущие испытания? Как евреи и их потомки будут воспринимать испытания в других обстоятельствах, когда присутствие Б-га скроется от них и Его милосердие будет не столь очевидным? Смогут ли они "верить" и тогда, когда "истина" будет от них скрыта? То, что произошло у моря, было на самом деле величественным явлением. Любой раб мог увидеть в происходящем пророчество, которое по ясности видения далеко превосходило все виденья Иехезкеля. Даже дети настолько ясно видели присутствие Б-га, что могли показать пальцем и сказать: "Вот мой Б-г". То есть они верили! Перед ними открылась столь ясная картина, что они навсегда твердо поверили: отныне любое грядущее испытание всегда будет всего лишь новым проявлением воли и милосердия Б-га.
В чем заключается необходимое условие создания песни? В постижении человеком того, что все имеет свое назначение. При этом человек достигает состояния святости. Все десять священных песен, перечисленных в Мидраше, были спеты, когда люди достигали состояния наивысшей святости. Без святости нет песни.
Когда царь Шломо завершил строительство Святого Храма, он построил не просто здание. Им была выражена радость ощущения Г-спода, равной которой не было со дня Творения. Шломо построил земной Храм, который был повторением Храма небесного. В Мидраше сказано, что человек повторяет созданное Б-гом. Кстати, в этом и заключается источник радости человеческой души. Шломо сказал: "Я построил Тебе Дом, чтобы Ты в нем жил. Он будет Твоим вечным, постоянным приютом" ("Млахим" 1, 8:13). Готовое знание о гармонии мироздания дано лишь ангелам. Именно поэтому они исполняют хвалебную песнь Г-споду. Но это же знание составляет суть Святого Храма, а раз так, то оно явилось людям в Храме Шломо. Царь Шломо поднял народ Израиля до такого уровня, что стало понятно, что все происходящее на Земле — дело Его рук и находится в Его власти. Это познание и есть Песнь.
Та же идея выражена в имени Шломо. Слово "шломо" означает "мир с ним", то есть мир принадлежит ему. Мы знаем, что мир возможен только тогда, когда каждая из составных частей мира, общества или даже отдельной личности исполняет предписанную ей роль. Возьмем, к примеру, такой случай: человек чувствует неудовлетворенность из-за того, что условия его жизни не позволяют ему заняться желанным делом и реализовать свой талант. Или применительно к нашей теме: человеку не хватает времени на изучение Торы или, скажем, душевного покоя для того, чтобы как следует понять то, что он изучает. Тогда мы говорим, что такой человек находится в разладе, то есть не в мире с самим собой. Конечно, взрослый человек рано или поздно приспосабливается к любой ситуации. Он не будет безрассудно набрасываться на всех, кто ему мешает. Научившись подчиняться неблагоприятным обстоятельствам, он тем самым преодолевает их. Однако такое приспосабливание — не мир, а лишь отсутствие войны.
В общественной жизни та же проблема проявляется с еще большей очевидностью. Преступность можно контролировать, если правоохранительные органы будут действовать эффективно, а суды без задержки налагать наказания за уголовные преступления. Войны могут сдерживаться благодаря равновесию сил или страху враждебных стран друг перед другом. В конце концов, нации могут просто не захотеть расходовать свои усилия на массовые убийства и страдания. Но жадность, ненависть, подозрительность и лицемерие останутся. Как говорится в трактате "Авот": уберите угрозу возмездия — и человек поглотит человека. Когда действует угроза возмездия, мы видим лишь отсутствие войны, но отнюдь не мир. Так что же такое мир?

Мир, Шломо и Храм

С еврейской точки зрения, мир — понятие позитивное. Оно означает, что все способности человека, все люди в обществе и все общества на Земле имеют возможность найти себе подлинное применение. О настоящем мире можно говорить лишь тогда, когда каждый человек удовлетворен своим назначением и выполняет его, тем самым как бы присоединяясь к общей симфонии мироздания. В этом смысле век царя Шломо был уникальным в истории. Давид закончил войны, он одержал победу над врагами внешними и внутренними, то есть вне себя и в себе. Время следующего царя, Шломо, было временем спокойствия и глубокого изучения Торы, когда душа обрела покой, а человек — достаток, дающий удовлетворение желаниям. Был мир. Когда строительство Храма завершилось, правители всех стран послали в Иерусалим свои подношения Б-гу. То действительно было время мира в самом положительном смысле слова.
Взгляды всех обратились к царю и Храму, ибо они явились воплощением одной и той же идеи: Храм был осенен Б-жественным духом, и Шломо нес в себе Б-жественный дух. Ведь Шалом (в переводе — "мир") — имя Б-га, поскольку Он — Единственный Властитель мира. С другой стороны, о Шломо из "Песни Песней" тоже сказано: "Истинный Царь (Б-г) Тот, Кому принадлежит мир". Вот почему Б-г сказал Давиду: "Сын родится у тебя. Будет он человеком мирным. И дам Я ему покой от всех его врагов, поэтому Шломо будет ему имя. Мир и спокойствие дам Я Израилю в его дни" ("Диврей аямим", 1, 22:9).
Г-сподь говорил не просто о человеке из плоти и крови по имени Шломо. Он пообещал Давиду, что Храм будет построен идеальной личностью, то есть тем, кто будет править идеальным миром. Этот правитель принесет Земле мир, будет воплощать собой мир и представлять на Земле Того, Кому мир принадлежит.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА "Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.