На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

СОВЕРШЕННАЯ МЕРА


(Продолжение. Начало в № 536.)

Глава 4.

О путях служения Всевышнему. Общее описание войны с Йецер ара как для простых людей, так и для изучающих Тору

1. Осадок сохраняет вино, когда тихо покоится внизу. Но если осадок поднимается наверх, вино невозможно пить. Подобно этому, йецер ара (злое начало) в человеке, когда он подчинен йецер атов (побуждению к добру), полезен. Но когда он поднимается наверх — портит все.
2. Два сосуда в сердце — один полон крови, и на нем пребывает йецер ара, а другой закрыт воздухом. И когда оба они приходят к одному мнению, от них распространяются все хорошие качества — интеллектуальные и практические.
3. Все занятия этого мира и страсть к наживе происходят от селезенки, а дух, стремящийся к Грядущему мира, — в сердце.
4. Не в обычае йецер ара начинать с уговоров совершить грех; сперва злое начало демонстрирует человеку свою любовь. И когда видит, что человек не борется с ним, то начинает затягивать человека в свои сети и подстрекает его исполнять заповеди, в которых есть удовольствие для тела, например, еда. Когда же человек привыкает к наслаждениям, связанным с заповедями, йецер ара начинает тянуть его к удовольствиям материального мира и говорит ему: "Потом ты сделаешь тшуву (раскаешься) из любви к Всевышнему, и твои преступления обратятся в заслуги ("Йома" 86б). Зачем же задаром оставлять удовольствия этого мира? Ведь Торы ты все равно не сможешь сейчас достичь даже с большим трудом, и заповеди сейчас тоже несовершенны". А после того как йецер ара отстранит человека от Пути Жизни, больше нет нужды соблазнять его, так как тот идет за злым началом по своей воле. Когда же привыкнет человек идти по произволу своего сердца, он вожделеет и такие противоестественные вещи как гомосексуализм, скотоложство и т. п.
5. Все время, пока человек занят служением Всевышнему, йецер ара существует спокойно. И вся его цель — поймать человека в свои сети в час, когда тот отвлечется от служения.
6. Йецер ара пребывает там, где есть изъян, и поэтому злое начало уподоблено мухе ("Брахот" 61а), которая садится только на плохое место. Праведники не позволяют себе соблазниться йецер ара даже на самую малость. Нечестивцы же утверждают, что не могут служить Всевышнему из-за того, что влечение ко злу пересиливает их. (Но если бы они не уступили злому началу однажды, оно бы не имело над ними влияния.)
7. Есть грехи, которые человек совершает по ошибке или вынужденно, и, тем не менее, получает за них наказание, потому что "грех влечет за собой грех" ("Авот" 4:2), и "если человек оскверняет себя немного, его оскверняют в большой мере" ("Йома" 39а).
8. То, что человек воздерживается от исполнения предписывающей заповеди, приводит его потом к нарушению заповеди запрещающей.
9. Если человек не старается постоянно подниматься все выше и выше, он против своей воли опускается все ниже и ниже.
10. Иногда человек начинает идти прямым путем, но потом покидает его из-за больших трудностей. И возмущается, почему не пришла ему помощь с Неба. Но на самом деле он сам все испортил тем, что хотел за один раз вскочить на самую верхнюю ступень.
11. Талмид хахаму (знатоку Торы) требуется дополнительная охрана от йецер ара, так как против него злое начало восстает в наибольшей степени ("Сукка" 52а). И это — один из аргументов глупцов, которые оставляют учение Торы, объясняя это тем, что им тяжело выстоять в войне с йецер ара. Но на самом деле тяжело биться с йецер ара только в начале изучения. Когда же человек достигает высокого уровня в Торе, он избавляется от злого начала совершенно. Тогда ему не нужно прилагать больших усилий для достижения святости, и он сможет с легкостью перепрыгивать с одной ступени на другую. Все приемы исправления качеств характера, о которых написано: "Веди войну с помощью приемов" ("Мишлей" 24:6) — и которые составляют весь трактат "Авот", для тех, кто не сделал Тору своим постоянным занятием. Но "всякий, кто занимается Торой ради нее самой, удостаивается многих вещей (...) и Тора облачает его смирением и б-гобоязненностью" ("Авот" 6:1).
12. Иногда бывает, что праведник совершает большой грех. Причина в том, что этот грех уже укоренен в его естестве из-за поступков его предков, или в том, что этот человек уже оступился в этом грехе в предыдущем перевоплощении.
13. Большинство еретиков и тех, кто грешит по отношению ко Всевышнему, представляются хорошими людьми по своей природе. Это — одна из уловок йецер ара, чтобы за этими грешниками повлеклись другие.
14. Иногда случается так: едва человек начинает учиться и идти прямым путем, как йецер ара наполняет его сердце гордостью. Злое начало нашептывает такому человеку, что он уже достиг высшей ступени. А гордость приводит к гневу. Но Тора уподоблена микве ("Брахот" 16а), и так же, как вода не очищает человека, пока он не погрузится в нее полностью, так и Тора не очищает, пока человек в нее не погрузится.
15. Человек грешит по двум причинам:
а) из-за того, что ослеплен йецер ара настолько, что греховное действие кажется ему заповедью или делается в его глазах разрешенным, поскольку уже было повторено несколько раз;
б) иногда человек знает, что определенный поступок — это тяжкий грех, чреватый горькими последствиями, но он не может покинуть компанию грешников, потому что очень сильно привязан к ним, или же ему очень трудно расстаться со своей страстью, к которой он привык.
Об этом написано: "Чистое сердце сотвори мне, Б-г, и правильный дух обнови во мне" ("Теилим" 51:14). "Чистое сердце" противодействует второй причине, указанной выше.
А "правильный дух" — это противоположность ложным соображениям (т. е. первой причине).
Для исправления этих двух аспектов необходимы мусар (нравоучение) и тохаха (назидание), как сказано: "Жертвы Б-гу — сокрушенный дух, разбитое сердце" ("Теилим" 51:19). Ибо сначала нужно терзать себя словами, смиряющими и сокрушающими сердце, чтобы разорвать узы привычки и отбросить любовь к мнимому, как написано: "Пусть человек натравит свой йецер атов на йецер ара" ("Брахот" 5а). Это и есть мусар — нравоучение. А после этого необходимо внимательно вглядеться в свои поступки и выяснить, какие из них плохи. Это — тохаха, т. е. назидание. И пока человек не отвыкнет от своих плохих привычек, спорить с ним бесполезно.
16. Йецер ара приходит к человеку с двумя доводами:
а) внушает, что служение Всевышнему невозможно выдержать ("Берешит" 3:1);
б) показывает ему мнимые разрешения ("Берешит" 3:4-5).
17. Все поведение человека определяется первоначальным желанием, и чего он изначально захочет, то и правильно в его глазах. Если в сердце человека есть маленький "корень, начиненный ядом и горечью", и если такой человек будет действовать, как ему возжелалось (а "пути человека прямы в его глазах"), то упадет с неба на землю так, что не сможет подняться, и свернет с путей Б-га, сам того не зная. Поэтому не следует полагаться на человеческий разум, но необходимо следить за тем, чтобы действия и мысли соответствовали воле Всевышнего. (То есть не следует с легкостью принимать решения в соответствии с тем, как они видятся его рассудку в первый момент. Необходимо понять, откуда появилось первоначальное желание.)
18. Подобно тому, как для болезни тела есть три вида лечения:
а) устраняющее причину болезни и очищающее от шлаков, находящихся в крови (в этом случае болезнь излечивается совершенно);
б) выводящее гной, заметный снаружи;
в) смягчающее затвердевшую кожу и нарыв (тогда организм сам отвергает все дурное), — так и для излечения души есть три вида врачевания:
а) очищать разум, пока не перестанешь стремиться к греху;
б) вести себя так, чтобы отстраняться от зла, устанавливая ограды от греха, пока это поведение не станет второй натурой;
в) смягчать свой йецер ара с помощью аскетической жизни и размышлений о дне смерти и величине наказания.
19. Чтобы подчинить себе внешнее зло, необходимо перестать всматриваться в вожделения этого мира, избегать общества людей, отлынивающих от изучения Торы, и пребывать в уединении. А внутреннее злое начало следует подчинять размышлениями о дне смерти.
20. Для тшувы (раскаяния) необходимы две вещи:
а) исправление прошлого;
б) принятие решения на будущее.
Что касается прошлого, то изучение Торы и добрые дела искупают грехи лучше любых изнурений. А в отношении будущего поможет обретение б-гобоязненности: следует постоянно размышлять о том, что "вся земля полна славы Творца" ("Теилим" 24:1), что Он всегда видит все скверные деяния человека. Как же можно не преисполниться стыда, нарушая волю Всевышнего на Его глазах?!
21. Чтобы достичь святости, необходимо приложить много усилий, а по отношению к ситре ахаре ("другой стороне", стороне зла) верно обратное. То есть попасть в лапы зла очень легко.
22. О путях Творца следует расспрашивать мудрецов. Но для битвы с йецер ара недостаточно совета мудреца — необходимо самому находить приемы и методы борьбы со злым началом.

Глава 5.

О б-гобоязненности, любви к Всевышнему и исполнении заповедей

1. Хотя Всевышний ценит Тору и заповеди сами по себе, сказано ("Санхедрин" 105б): "Пусть человек всегда занимается Торой даже не во имя ее самой" (то есть во имя достижения какой-то посторонней цели). Но сказано ("Песахим" 50б): "Написано: "до неба Твоя доброта"; и написано: "выше неба Твоя доброта". Здесь в первом случае речь идет об исполняющих заповеди во имя некоей цели, а во втором — об исполняющих заповедь во имя нее самой. И служение второго типа привлекает хесед Всевышнего более высокого уровня.
Пути служения и этические наставления (мусар) для каждого человека были открыты только Моше из уст Всевышнего. То же самое относится к народу Израиля в целом — "по слову Ашема двигались". Когда-то в Израиле пророк говорил каждому человеку, по какому пути ему надо идти в соответствии с корнем его души и природой его тела. Когда же пророчество прекратилось, мудрецы сообщали это с помощью духа святости. Но сейчас нет у нас другого пути, кроме исполнения заповедей Торы с максимальным совершенством, тем самым будут исправлены также и мысли.
2. О тех, кто исполняет много заповедей, но не "укоренен на разливах вод Торы и б-гобоязненности", сказано: "Зачем Мне множество ваших жертвоприношений?!" ("Йешая" 1:11).
3. Изучить Тору и соблюдать заповеди человек может сам. Но внутренний трепет и любовь к Всевышнему — не в руках человека, они — дар Б-га.
4. Всякое желание любви и приобщения к Всевышнему человек получает свыше. И хотя все зависит от человека, близость к Б-гу приходит свыше в соответствии со степенью служения. И это подразумевается в стихе "Освящайтесь и будьте святы" ("Ваикра" 11:44): человек должен направлять свои мысли ввысь, к святости, так он привлекает силу свыше, и ему воздают оттуда святость.
5. Страх перед судом Всевышнего приводит к мудрости, а мудрость приводит к страху перед Его вознесенностью ("Йират аромемут").
6. Так же, как у дерева главное — это плод, так и для человека главное — не рассуждение, а действие. Человек может называться праведником только вследствие исполнения заповедей, и на нем стоит мир.
7. Человек, обладающий хорошими качествами характера, но не исполняющий заповеди, подобен свинье с золотым кольцом в носу, которая марает его в отбросах. Если деяния человека недостойны, он обращает даже хорошие качества характера и выученную им Тору во зло.
8. В каждом деле необходимы три составляющие. Например, для того чтобы вырастить растение, необходимо сеять, молиться о дожде и выпалывать сорняки. Добрые дела тоже требуют на практике расторопности, искоренения негодных мыслей и молитвы Б-гу (об этом говорил царь Давид во многих местах). Также всегда необходимы раскаяние, молитва и благотворительность (благотворительность соответствует сеянию, а раскаяние соответствует прополке).
9. Неисполнение предписывающей заповеди в определенном смысле тяжелее, чем нарушение запрещающей заповеди, как сказали мудрецы: "Если человек сидит и отказывается от исполнения предписывающей заповеди, то преступает ее каждое мгновение. Запрещающую же заповедь человек нарушает только во время самого действия".

Составил рабби Шмуэль МАЛЬЦАН
по сочинениям рабби ЭЛИЯУ из Вильны
(Виленского Гаона).

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.