На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

БЕРЕШИТ


"Берешит бара Элоким эт а-шамаим ве-эт a-aрец". Вначале Б-г сотворил из "ничего" Вселенную со всеми ее параметрами, включая время. Процесс Творения продолжался шесть дней. В седьмой день Б-г "отдыхал", создав духовную сферу под названием "Шаббат", которая возвращается к нам раз в неделю. В канун первого Шаббата на свет появились первые люди - Адам и Хава. Б-г поместил их в сад Эден.
По наущению Змея и вопреки категоричному запрету Творца Хава отведала запретный плод от Древа познания Добра и Зла, дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом "грех", Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена. Б-г изгоняет их из "райского сада" и меняет человеческую природу. В мир приходят смерть и тяжкий труд (физический и духовный), родовые муки. Начинается извечная борьба за искупление греха Адама и Хавы, ставшая главным стержнем развития мировой истории.
Каин и Эвель, первые дети Адама и Хавы, принесли дары Б-гу: Каин - "из плодов земли", Эвель - "из первенцев своих овец и из тех, что получше". Всевышний принимает дар Эвеля и отвергает приношение Каина. Раздосадованный Каин убивает Эвеля в ходе семейного спора, и за это Б-г приговаривает его к вечным скитаниям.
Далее в главе "Берешит" прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета - до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г "сожалеет", что создал людей, и решает уничтожить их потопом, сохранив единственного праведника в том поколении - Ноаха.

* * *
В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в главе "Берешит", много загадочных, мистических деталей. "Тьма покрывала бездну (...). Сказал Б-г: "Да будет свет!" - и возник свет"(1:2,3).
Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX - начала XX века) писал, что рассеять "бездну" тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы - зажечь источник света, например, карманный фонарик или спичку. Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной Б-гом для этой цели - чтобы вытеснять мрак.
Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора - тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит "тьма", силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы, и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате "Кидушин": "Я создал йецер ара (побуждение к злу, мировое зло), - сказал Б-г, - и Я же создал Тору как противоядие от него".
В практическом смысле это значит: если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер ара. Здесь требуется иная, гораздо более эффективная стратегия: ему следует заняться изучением Торы. Чем больше он занимается Торой, чем больше стремится выполнять ее законы, тем больше духовного света он излучает и тем больше тьмы вытесняет из своей души.

* * *
Все участники первого греха получили от Б-га "индивидуальные проклятия" на вечные времена. Змею-искусителю Он сказал: "Проклят ты более всякого скота и всякого дикого зверя! На брюхе своем ты будешь ползать (прежде змей имел ноги и был прямоходящим животным) и прах будешь есть все дни твоей жизни. И вражду положу между тобою и женщиной и между потомством твоим и ее потомством: они будут разбивать вам голову, а вы будете язвить им пятку" (3:14,15).
Хаве Б-г обещал: "Умножу страдание твое (...) в муках будешь рожать детей, но к мужу твоему страсть твоя, а он - будет властвовать тобою" (3:16). Адама Он обрек на тяжкий труд и бесславную смерть: "В поте лица своего ты будешь есть хлеб - пока не вернешься в землю, ибо прах ты (слово "адам", "человек" - производное от "адама", "земля"), и в прах ты вернешься" (3:19).
Б-г вознаграждает и карает нас по строгому, но справедливому принципу "мера за меру". Почитая жену, оказывая ей знаки внимания, стремясь удовлетворять ее запросы, ставя ее интересы выше своих, мужчина смягчает проклятие, которое жена получила после греха Адама и Хавы: "Он будет властвовать тобою".
С позиции Торы власть мужчины над женщиной - это проклятие, которое следует всячески преуменьшать, несмотря на то, что оно провозглашено Самим Б-гом. Ведь никто не ходит босиком по лесу, где водятся змеи, чтобы помочь змее выполнить сказанное - "язвить им (т. е. нам) пятку". Так и муж должен по возможности не допускать ситуаций, при которых он реализует проклятие о своем "всевластии" над женой, переданное ей по наследству от Хавы. Поэтому, когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота, Б-г в ответ уменьшает его наказание: "В поте лица своего ты будешь есть хлеб". Такому мужчине не придется гнуть спину, тяжко трудиться, проливать много пота для добычи пропитания. Деньги будут сами "липнуть" к его рукам.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.