На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

"Песнь Песней" - музыка мироздания


(Продолжение. Начало в № 536.)
Давид и Шломо, отец и сын - оба были величайшими из царей, когда-либо правивших Израилем. И все же они сильно отличались один от другого - как своими личными качествами, так и миссией, которая была на них возложена.
Царь Давид не принадлежал себе, и все его величие заключалось в служении народу. Это качество - быть одновременно и смиренным, и великим - он получил в наследство от основателя своей династии, Иеуды. Иеуда был для своих потомков примером полного подчинения одной идее, одной миссии. Имя Иеуда, написанное на иврите, заключает в себе четырехбуквенное Имя Б-га. Но оно содержит также букву "далет", обозначающую бедность. Иеуда нес в себе величие Создателя, но оставался нищим, у которого нет ничего своего. Поэтому он и был царем.
Таким же был и Давид, потомок Иеуды. Величие Дави-да заключалось не в каких-то особых личных качествах, а в том, что он служил только Б-гу и только народу. Его имя начинается с буквы "далет", которая указывает на низкое происхождение. Затем идет буква "вав" - самая простая буква алфавита, прямая линия, символизирующая постоянный духовный рост. Завершается же имя тоже буквой "далет": хотя Давид и вышел победителем во всех битвах, так что даже злейшие враги признали величие царя, все же он остался нищим, то есть ничего из того, чего он достиг, не принадлежало ему, и все, что он имел, было даром Б-га. Этот дар он обязан был хранить для своего народа, потому что царь принадлежит только своему народу.
Мы знаем, что лишь однажды Давид попросил кое-что для себя. Это случилось, когда, несмотря на его пост и молитвы, умер первый сын Давида от брака с Батшевой. Тогда царь, поднявшись с пола, где просил милости у Б-га, приказал слугам принести ему еду. Таким образом Давид по-своему показал, что принимает наказание Б-га. "Так же, как благословляют Б-га за добро, следует благословлять Его и за зло". Надо признать, что независимо от того, справедливым или несправедливым кажется нашему ограниченному разуму суд Г-спода, мы обязаны принять его. И не только принять, но и понять, что все, что Он делает, - это добро.
За исключением этого случая, когда Давид показал, что принимает суд Г-спода, вся его остальная жизнь была постоянным постом и самоотречением. Поэтому в конце своих дней он смог сказать, что убил в себе зло с помощью поста.
Миссия Шломо была диаметрально противоположной. Он также полностью подчинялся воле Б-га и подавлял в себе наклонность ко злу. Но его способом установить царство Б-жье внутри себя и среди Израиля было привнесение святости в каждый аспект роскошной жизни. Изобильные пиры ежедневно устраивались в его дворце. Красота и богатство окружали Шломо. В его гареме было более тысячи жен и наложниц. И все же пиры, роскошь и красота жен не трогали Шломо. Он доказал, что с помощью святости можно одержать победу над тягой к наслаждениям, и, пройдя через все наслаждения, смог сказать: "Суета сует, всё суета..." ("Коэлет", 1:2).
Давид был воином, он боролся против зла внутри себя точно так же, как против своих врагов. Потому что они - и зло, и его враги, - в сущности, составляли единую силу. Сатана появляется в разных обличьях: он не только в иноземных врагах народа Израиля, которые стремятся покорить или, по крайней мере, ослабить его дух, но и в стремлении самих евреев к греху и пороку. Поэтому, когда Давид покорял врага внутри себя, тогда терпел поражение и его внешний враг.
У Шломо не было иноземных врагов. Не было у него и врага внутреннего. Он поборол в себе зло, потому его иноземные враги покорились ему. Он окружил свою жизнь роскошью только с одной целью: чтобы показать, что она, роскошь, не имеет никакого значения. Со стороны казалось, что он полностью отдался любви, но на самом деле им владело желание продемонстрировать, что вся любовь принадлежит Б-гу. В Мидраше сказано: "Именно пиры Шломо научили мудрецов устраивать пир в честь завершения изучения Торы". Пиры Шломо были праздником в честь изучения Торы, праздником в честь исполнения ее заповедей, в честь жизни, которая прожита ради нее. Они вовсе не были оргиями, как любят считать те, кто не хочет понять Писание.

Истоки величия
Величие не рождается из довольства собой. Оно выковывается из напряженной борьбы, из стремления вырваться из-под власти тьмы к свету. Уделом жизни Шломо была тьма, которая представлялась постороннему взору ярким светом. Он должен был жить
в удовольствиях и роскоши, править в мире и безопасности и ни на минуту притом не забывать, что истинный свет заключен внутри человека, что истинное достоинство заключается в его уме, сердце и душе, а не в его дворцах, конюшнях и сокровищах. Шломо говорит в книге "Коэлет", что ни в чем не отказывал себе. Несмотря на то, что роскошь его жизни и его многочисленные жены составили образ, в котором многие видят типичного восточного властителя, Шломо не меньше отличался от этого известного стереотипа, чем свет отличается от тьмы.
Из трех священных книг Шломо: "Песни Песней", "Мишлей" ("Книги притчей") и книги "Коэлет" - содержание "Песни Песней" кажется наименее священным. Тем не менее, в Мидраше сказано, что, хотя все книги, входящие в Писание, священны, все же "Песнь Песней" - из священных священнейшая. У мудрецов есть такое определение святости: "Повсюду, где найдешь помеху безнравственности и пороку, там найдешь святость" (Мидраш).
Подлинная святость не в церемониальных одеяниях, не в глазах, возведенных к небу, и не в молитвенном бормотании, а в чистоте и сдержанности. "Песнь Песней" - аллегорическое изображение любви между Б-гом и Израилем. В этой книге Шломо предстает перед нами страстным юношей, в котором случайный читатель легко может увидеть того самого Шломо, что имел тысячу жен и изведал вкус всех смертных грехов. Насколько это представление ложно! "Песнь Песней" - священнейшая из священных, потому что тот, кто ее написал, сумел спуститься в самые мрачные глубины порока - и остаться целым, чистым и невредимым. В еврейском представлении невозможно, чтобы нечестивый человек совершал святые дела. Книга, которую называют священнейшей из священных, могла быть написана лишь тем, кто сам был святым из святых. В том, что Шломо достиг святости, живя той жизнью, которой жил, есть самое красноречивое доказательство того, что он и был святым из святых. Его любовь была не порождением земного мира, а его отрицанием. Она полностью принадлежала Б-гу. Своей любовью Шломо доказал, что из тьмы может родиться свет.
Только душа, познавшая всю меру земного зла и из тьмы взывавшая к Б-гу, отринувшая все ложные удовольствия, которые приносит животная чувственность, только такая душа может испытать огромную радость от сознания того, что все материальные блага, богатства и радости на самом деле мираж и нет в них никакого смысла.

СУЩНОСТЬ "ПЕСНИ"
Рабби Носи сказал: "Когда строительство Святого Храма было завершено и небесные и земные сферы, наконец, объединились в одно целое, тогда вдохновение пришло к царю Шломо, и он создал "Песнь Песней". Священный Храм был повторением небесного Святого Храма. С самого дня Сотворения мира не было веселья большего на Земле перед лицом Всевышнего, да святится Его Имя, чем в тот день, когда был построен Святой Храм на Земле" ("Зоар").
Можно понять, почему завершение строительства Храма вдохновило Шломо на создание песни. Действительно, кто не запоет, когда глазам его предстает творение человеческих рук, ставшее обителью Б-га? Однако "Зоар" считает причиной создания песни не только счастливое завершение многих лет мечтаний, планов, подготовки и самого строительства. "Сферы небесные и земные были, наконец, объединены в одно целое", - говорит "Зоар". Так что одно строительство Храма, как ни великолепен он был, не вдохновило бы Шломо на создание "Песни Песней", о которой рабби Акива, назвав ее священнейшей из священных, сказал: "Мир не достоин дня, в который была создана "Песнь Песней". Само по себе здание Храма было не более чем прекрасным образцом восточного великолепия и пышности. Шломо был не единственным властителем, построившим роскошный храм, но он был единственным, кто возвел Храм, достойный Б-жественного Присутствия. И единственным, кто создал "Песнь Песней", полную Б-жественного духа и страстной любви к Б-гу. "Песнь Песней" превзошла все песни Священного Писания как по своей святости, так и по той радости, которую принесла Б-гу.
Строительство Храма было завершено ровно в тот день, в который была создана "Песнь Песней". Тем не менее, рабби Акива приписывает величие того дня не построению Храма, а именно "Песне"!
"Зоар" говорит о ней, как о наивысшем выражении "цельности", никогда не существовавшей доныне, той цельности, которая может принести наивысшую радость Г-споду. Тора говорит, что "Песнь" так же отличается от простой поэзии, как сияние солнца от мерцания свечи. Таргум при этом отмечает: лишь десять песней было создано во славу Г-спода. То есть из всех видений пророков, псалмов Давида, множества не записанных нигде славословий Г-споду, созданных миллионами вдохновенных евреев, только десять песней имеют величественное название "Песнь". И лишь "Песнь Песней" Шломо возвышается над всеми.
Десять песней было создано в этом мире. Первая песнь была пропета Адамом, когда был прощен его грех и Суббота пришла защитить его. Он отверз свои уста и сказал: "Псалом. Песнь Шаббата". Вторая песнь была создана Моше и детьми Израиля, когда Властитель Вселенной разделил воды морские. "Тогда Моше и дети Израиля сложили песнь" ("Шмот"). Третья песнь была создана детьми Израиля, когда им был дан колодец в пустыне, как сказано: "Тогда Израиль запел" ("Дварим"). Четвертую сложил перед смертью Моше: "Внимай, небо..." ("Ваикра"). Пятую песнь сложил Иеошуа, когда по его просьбе остановилось солнце. Шестая была сложена Деворой и Бараком, когда Б-г поверг Сисеру. Седьмая - Ханой, когда Б-г дал ей сына. Восьмую сложил Давид в благодарность за чудеса, девятую - Шломо, это и есть "Песнь Песней". Десятая будет сложена детьми Изгнания, когда они вернутся из рассеяния, вернее, она уже сложена, но еще не дана евреям.
Осталось только разобрать, что такое "Песнь", что такое цельность и в чем уникальное величие "Песни Песней"?

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА "Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.