На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


В течение тысяч лет родители занимаются воспитанием и образованием детей, но никогда еще к этому не было такого интереса, как в наше время.
О воспитании издают сотни книг, но, похоже, у родителей еще не бывало с детьми столько трудностей. Особенно остра проблема с дисциплиной, и многие родители теряются и не знают, что с этим поделать.
В прежних поколениях матери и отцы в основном следовали примеру своих родителей. Традиционные методы не подвергались сомнению. Взрослые обладали авторитетом, а дети сознавали свой долг. Но наше поколение отвергло многое из того, что было принято в прошлом, и в том числе — освященные временем способы воспитания. Были сформулированы новые принципы, основанные на утверждении равенства между родителями и детьми. Появились специалисты, считающие, что от детей больше нельзя ожидать подчинения отцу и матери. Возможно только "добровольное сотрудничество". Более того, психологи рассказывают о пагубном влиянии строгих родителей на вольнолюбивую душу маленьких детей.
Так, лишенные своего авторитета, взрослые стали чрезвычайно неуверенными. Если одни родители верят в свою способность растить детей, то другие, склонные к самоанализу, пересматривают и подвергают сомнению свои решения, действия и слова. И, мучимые комплексом родительской неполноценности, передают свой невроз детям. Для таких пап и мам воспитание стало испытанием, сопровождающимся чувством вины, а не творческим переживанием, приносящим удовлетворение (каковым оно и должно быть).
К счастью, евреи, которые руководствуются Торой, все еще считают, что быть родителями — значит, пользоваться авторитетом и контролировать своих детей. Еврейская традиция не приемлет никакого отказа от родительской ответственности. Тора учит родителей воспринимать детей как дар Б-га ("Мидраш Мишлей", 31:10). Задача взрослых: воспитывать детей для жизни в служении Всевышнему — священна. В первую очередь от родителей требуется дать детям пример таких черт характера, которые они хотят развить в них. Но этого недостаточно. Всегда будут случаи, при которых родители должны утвердить свой авторитет. Более того, мицва уважать и почитать отца и мать препятствует всяким равноправным отношениям. Хотя Тора считает родителей и детей равноценными, она предписывает им разные роли и разную ответственность.
Однако многие еврейские родители все же попали под влияние времени, они не уверены в себе. Поэтому они нуждаются в ясном руководстве по вопросам воспитания детей, основанном на учении Торы.
Современные руководства критикуют "старые" методы воспитания как грубые и подавляющие. Но если мы рассмотрим подход Торы к вопросам дисциплины, мы обнаружим, что, напротив, он полон тепла и любви и дарует детям великую свободу. Гаон из Вильно, знаменитый мудрец Торы, писал, что детей следует увещевать "мягкими словами и упреками, которые они будут с охотой принимать" ("Эвен Шлема", 6:5). Знаменитый педагог рабби Шимшон Рефаэль Гирш пишет: "Никогда не требуйте от ребенка делать то, что не нужно и не важно; и не отказывайте в безобидных и обычных просьбах (...). Пусть ваш ребенок делает и имеет все, что вы ему позволяете, при условии, что это не ставит под угрозу его физическое и моральное благополучие" (рабби Шимшон Рефаэль Гирш, "Йесодот гахинух", т. 2). Хотя в Торе содержатся конкретные советы по проблемам воспитания детей, бывает трудно применить их на практике, т. к. многие родители не умеют контролировать свои чувства. Недостаточно просто рассказать взрослым, что нужно быть спокойными и не сердиться, — это все знают. Нужно научиться тому, как сохранять спокойствие и избавиться от гнева.
Необходим эмоциональный контроль. Обрести его помогает когнитивная психология — недавно разработанная система. Она утверждает, что мы способны изменить наше поведение и контролировать себя. Когнитивная психология учит, что нас расстраивают не сами жизненные события, а то, как мы их интерпретируем и оцениваем. Мы должны рассматривать все окружающее в более позитивном свете, и тогда мы начинаем действовать эффективнее, и жизнь будет приносить нам большее удовлетворение. В ситуации с воспитанием детей родители, которые хотят научиться иначе реагировать на ребенка, прежде должны научиться иначе оценивать поведение детей. Тогда их ощущения изменятся, им будет легче контролировать свое собственное поведение.
А когда мы изменяем наши привычные реакции на происходящее, мы обнаруживаем, что в результате меняются наши чувства и образ мыслей.
Мудрецы учили: "Человек формируется действиями; его сердце и мысли всегда (следуют) за его делами" ("Сефер гахинух", 161). В сущности, изменяя свое поведение, утверждая положительный образ мыслей, мы разрываем порочный круг, где дети неправильно себя ведут, а родители реагируют на это неконструктивно.
Далее мы обрисуем учение Торы о воспитании, выраженное авторитетами разных поколений. А открытия современной когнитивной психологии послужат инструментом для практического воплощения учений наших мудрецов.

ГЛАВНОЕ — НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ

Самое трудное для родителей в воспитании детей — справляться с собственными эмоциями. "Что я могу сделать? — говорит одна мама. — Знаю, что не должна сердиться, но когда мои дети начинают драться, я просто схожу с ума, не помню себя и, прежде чем пойму, что делаю, уже кричу и ругаюсь". А вот слова другой матери: "Когда я срываюсь на своих детей, я чувствую себя такой виноватой, что потом, пытаясь поладить с ними, начинаю им во всем потакать".
Воспитатели понимают, что такое проявление чувств — неправильная реакция на поведение детей. Мы должны научиться владеть своими эмоциями, иначе нам будет очень трудно воспитывать своих чад.
Откуда же берутся все эти бурные эмоции? Люди часто говорят: "Я от этого просто обезумела" или "Он заставил меня чувствовать свою вину", — как будто внешние события порождают наши чувства. Но, с точки зрения когнитивного (разумного) подхода и современной психологии, мы сами продуцируем свои чувства. Иными словами, наши эмоции порождены не внешними обстоятельствами. Напротив, по большей части наши чувства определяются тем, что нам диктует наш "внутренний голос". Итак, мы "чувствуем то, что думаем"!
Согласно этой теории, наше мышление — вид внутренней речи, особый разговор с самими собой. Иногда мы осознаем эти внутренние диалоги, а иногда они проходят бессознательно, так стремительно и неуловимо, что мы не в силах их заметить. Но зато мы очень хорошо знаем, какие чувства и поступки рождаются из таких "бесед". Мы можем научиться выявлять мысли, которые заставляют нас расстраиваться, выходить из себя и приводят нас к срыву. Выявить и — постепенно их изменить. Это приведет к более уравновешенному эмоциональному состоянию. Когда мы научимся контролировать и предотвращать те чувства, которые приводят к безотчетным защитным реакциям, самообороне (стремительно переходящей в агрессию против того, в ком мы видим источник угрозы для нашего спокойствия), мы можем создать устойчивые привычки. А когда мы научимся контролировать свои эмоции, мы сумеем лучше справляться с проблемами воспитания.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.