На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

СОВЕРШЕННАЯ МЕРА


ВИЛЕНСКИЙ ГАОН И КНИГА «ЭВЕН ШЛЕМА» («СОВЕРШЕННАЯ МЕРА»)

Почти всю свою жизнь рабби Элияу бен Шломо Залман — Виленский Гаон — провел в уединении, углубленно изучая Тору в комнате, двери и окна которой были постоянно заперты. Он не стоял во главе общины, не руководил ешивой, вообще не занимал никакого поста — он "просто" учился в своей комнате, и Б-жественное влияние, притянутое этим учением из высших миров, с такой силой распространялось и распространяется во всем мире, что и сегодня евреи в различных уголках планеты встают в знак почтения, когда произносят имя Виленского Гаона.
Рассказывают, что однажды, в то время, когда слава рабби Элияу уже гремела по всему еврейскому миру, к Гаону пришел его сверстник, товарищ детства, который стал известным раввином, и спросил: "В чем Ваш секрет? Мы начинали вместе, и меня Всевышний не обделил способностями. И все же Вы — Гаон, а я — "всего лишь" известный раввин". Гаон ответил: "Знакома ли Вам мишна, в которой говорится, что тот, кто повторил изученное сто раз, не может сравниться с тем, кто повторил материал сто один раз?" "Конечно", — ответил гость. "Верите ли Вы в то, что это и на самом деле так?" — продолжал спрашивать Гаон. "Безусловно, кто же не верит словам наших святых мудрецов?!" — ответил рав. "А вот я не поверил, — неожиданно для гостя заметил Гаон, — и испытал истинность этого утверждения на каждом слове и на каждой фразе Письменной и Устной Торы". Такова была легендарная сила учения Гаона, не оставившего без внимания ни одного даже самого отдаленного островка безбрежного океана Торы.
Книга "Совершенная мера", которую сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей, не написана рукой Гаона, а составлена рабби Шмуэлем Мальцаном. Ученик Гаона и знаток его сочинений рабби Мальцан проработал огромную массу материала.
В результате на свет появилась небольшая книжка, заслужившая одобрение многих авторитетов той эпохи и поэтому могущая считаться точным изложением кредо Виленского Гаона. "Совершенная мера" — не просто сборник разрозненных нравоучительных афоризмов. Это стройное и законченное описание служения, которое смертный человек, прах и пепел, может предложить Царю Царей, Властелину Мира. Битва человека с недостатками своего характера выходит далеко за пределы строительства отдельной личности. Она ложится в основу совершенного изучения Торы и соблюдения заповедей, которые, в свою очередь, создают единственно возможную платформу для настоящей войны со злом — как внутри человека, так и вне его. Важнейшими средствами создания прочной основы Торы и заповедей являются воспитание и молитва, что объясняет появление этих тем на страницах книги. Путь к избавлению Израиля и мира от зла лежит через изучение Торы и соблюдение заповедей, но и Тора, и заповеди без крепких нравственных устоев лишены совершенства и не приближают избавление.

Глава 1.

Общее описание путей преодоления плохих качеств, которое является корнем всего служения Всевышнему

1. Все служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Эти качества подобны облачению для заповедей и являются основанием Торы. И корень всех грехов — качества характера. А их основа — огонь, вода, земля и воздух. (Имеются в виду духовные прообразы всех явлений нижнего мира.)
2. Человек должен постоянно укрепляться в преодолении своих дурных качеств. И если он этого не делает, то зачем живет?!
3. Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах, хорошенько их узнать. И приучить себя превращать — постепенно, шаг за шагом — каждое дурное качество в его противоположность. Например, гнев — в сострадание, а гордость — в максимальное самоуничижение. И затем постараться сохранять среднее, умеренное состояние, как предписано Торой.
4. Каждый человек должен возводить для себя ограду от грехов в соответствии со своим характером, даже если другим людям его путь не кажется верным. Однако в вопросах, противоречащих Торе, человек не должен полагаться на свой разум.
5. Качества характера соответствуют природе тела и животной души (нефеш) и меняются в зависимости от их деяний в первом воплощении. А дела человека соответствуют духу (руах). Всадник может, приложив усилия, заставить идти прямо даже строптивого коня. Так же и дух может быть определяющим для животной души, которая обладает по своей природе плохими качествами.
6. Со стороны тела и животной души человек хуже всего живого. Но со стороны духа и высшей души (нешама) он — величайшее из творений.
7. Даже тот, чья натура дурна, не должен во всем идти против своей природы, ибо у него это не выйдет. Но следует приучать себя идти прямым путем в соответствии со своей природой. Например, тот, кто родился под знаком Марса, непременно прольет кровь. Но он может обучиться ремеслу шойхета (резника) или даже стать моэлем (специалистом по обрезанию) — и не пойти по пути грабителя. И об этом написано: "Воспитывай юношу в соответствии с его путем и, даже когда состарится, не свернет с него" ("Мишлей" 22:6).
8. Бывает, что душа человека по своей природе обладает хорошими качествами, но, несмотря на это, он — нечестивец. Такому человеку дают всю его награду в этом мире, чтобы у него не было доли в Грядущем мире. Потому что ему было очень легко делать добро, но он не хотел, и о нем сказано: "Горе их душе, ибо воздали им зло" ("Йешая" 3:9). А если душа человека дурна, но он постоянно воюет со стремлением ко злу, тогда "по страданию и награда". И даже если он иногда оступается и грешит, не дай Б-г, Всевышний судит его со снисхождением (лифним мишурат адин).
9. Все добро и зло в этом мире человек получает по большей части согласно качествам своего характера.
10. Есть в человеке такие недостойные вещи, от которых он избавляется, исполняя заповеди; есть такие, от которых может избавиться только Торой; есть и такие, от которых человек может избавиться только с помощью этических наставлений, отделяя пути добра от путей зла.
11. Тора для души — что дождь для земли, взращивающий все посеянное в ней, будь то целебные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него доброе сердце, она увеличит его Б-гобоязненность. Если же в его сердце "корень, начиненный ядом и горечью", возрастет в нем порча. Как написано: "Прямы пути Б-га, праведники пойдут по ним, а злодеи оступятся на них" ("Ошеа" 14:10). И как сказано ("Шаббат" 88б): "Для забирающих в ней вправо — эликсир жизни, а для забирающих влево — смертный яд". Т. е. для тех, кто трудится над Торой изо всех своих сил, она — эликсир жизни; для тех же, кто относится к ней, как к чему-то второстепенному, — смертный яд (Раши).
Поэтому необходимо каждый день перед началом учения и после него освобождать свое сердце от плесени неправильных мнений и черт характера с помощью боязни греха и добрых дел, и это занятие называется "отхожим местом". И на это намекнули Мудрецы, сказав: "Отхожее место — предпочтительнее всего" ("Брахот" 8б); а также: "Тому, кто проводит много времени в отхожем месте, удлиняют дни и годы" (там же, 55а). Человеку необходимо тщательно проверять, какое дурное качество усиливается в нем, и после этого очиститься от этой черты. Тому же, кто ленится копаться во всех своих плохих чертах, не помогут никакие ограды и межи, которые он устраивает, так как "всякое поражение, которое не вылечено внутри (...) снова проявится снаружи". И даже ограда Торы, которая защищает от греха, разрушается ленью человека.
12. Качества характера — в животной душе, сопряженной с телом, и они — облачения для разумной души. И как человек пользуется почетом и завоевывает расположение окружающих благодаря своей одежде, так и Тора только тогда дает изучающим ее милость в глазах людей и удостаивает их почета, когда человек отличается хорошими чертами характера.
13. Несмотря на то, что сказали мудрецы: "Не следует человеку расхваливать товарища, так как от похвалы он придет к хуле" ("Бава батра" 164б), — того, кто известен своими хорошими качествами, наоборот, подобает прославлять, поскольку в этом случае невозможно "от похвалы перейти к хуле" — ведь не только товарищ, но все прославляют его.
14. Мудрец Торы должен предъявлять к себе повышенные требования (лифним мишурат адин) в большей степени, чем другие люди. Например, многие люди прощают наемному работнику нанесенный хозяину ущерб. Но мудрец Торы кроме прощения ущерба должен еще и заплатить ему за работу, выполняя которую, он причинил ущерб (как поступил Раба бар Бар Хана — "Бава меция" 83а).

Составил рабби Шмуэль МАЛЬЦАН
по сочинениям рабби ЭЛИЯУ из Вильны
(Виленского Гаона).

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.