На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

(Продолжение. Начало в № 499.)

О ЧЕМ ЯАКОВ ПРОСИЛ В СВОЕЙ МОЛИТВЕ?
Итак, избавившись от преследований Лавана, Яаков попал в не менее сложную ситуацию: необходимо было подготовиться к встрече с Эсавом. Что же предпринял Яаков?
1. Прежде всего, Яаков помолился Ашему, прося у Него помощи.
2. Он послал подарки Эсаву, чтобы его задобрить.
3. На крайний случай были предприняты военные приготовления.
О чем же Яаков просил в своих молитвах?
Яаков обратился к Ашему с такими словами: "Я знаю, что Твое обещание помогать мне зависит от того, каковы мои помыслы и поступки. Однако я не совершил никаких добрых дел и недостоин той верности и доброты, которую Ты проявил по отношению ко мне. Когда я впервые пересек Иордан, я был один, но с тех пор Ты даровал мне большую семью. Избавь меня от рук Эсава, и пусть мое избавление будет знаком того, что и дальше Ты будешь так же спасать моих потомков от рук их притеснителей. Ты заповедал в Торе, что, забивая скот, нельзя одновременно убивать мать и ее детей. Именно это и угрожает сейчас моей семье: если Эсав настигнет нас, он может погубить всех, и кто же тогда останется, чтобы выполнять заповеди Святой Торы, которую Ты даруешь в будущем на Синае?"

ЩЕДРЫЕ ДАРЫ
Чтобы умилостивить Эсава, Яаков приготовил также дорогие подарки — золото, и серебро, и драгоценности, и, кроме того, десятую часть своего скота. Почему именно десятую часть? Оказывается, до этого Яаков не исполнил заповеди маасер и не отдал Ашему десятую часть своего имущества, поэтому ему и пришлось отдать ее Эсаву. Так происходит всегда. Тот, кто не отдает Ашему, вынужден отдать Эсаву.
(Доход человека на предстоящий год определяется в Рош-а-Шана. Если он не дает соответствующую сумму денег на цдаку, Ашем вычитает эти деньги из его состояния, и ему приходится расходовать их на другие нужды.)
Яаков приказал своим людям: "Разделите стадо на несколько частей, так, чтобы подарить скотину Эсаву в несколько приемов — тогда подарок будет казаться более внушительным. А когда вы встретите Эсава и он спросит вас о том, кому это стадо принадлежит, скажите ему, что это подарок, приготовленный для него. И не забудьте добавить: "А твой слуга идет сзади".
Эти поступки Яакова были весьма продуманны. Они учат нас тому, что нужно быть подготовленными к возможным вопросам идолопоклонников.
Ашем спросил у Яакова: "Почему ты заискиваешь перед этим нечестивцем и называешь его "мой господин"?
— Властелин Вселенной, — ответил Яаков, — мне приходится льстить этому злодею, поскольку он попросту убьет меня, если я не окажу ему хотя бы минимального уважения.
Ашем сказал: "Восемь раз ты унизился перед Эсавом, восемь раз ты назвал его "мой господин". За это, прежде чем у еврейского народа появится свой царь, Я сделаю царями восьмерых потомков Эсава".

ПОДГОТОВКАК ВОЙНЕ
Яаков приказал своим людям спрятать под одежды оружие, чтобы в случае необходимости быть готовыми к нападению со стороны людей Эсава. Причем он разделил их всех на два лагеря. "Если Эсав разгромит один лагерь, то хотя бы второй останется цел", — так сказал он своим людям.
Еще Яаков попросил у Ашема: "Пусть эта ситуация будет предзнаменованием на будущее. Всякий раз, когда потомкам Эсава удастся разгромить один мой лагерь, пусть спасется другой". То есть он попросил защиты евреев на все поколения вперед — чтобы в будущем еврейский народ не был уничтожен.
Мы уже знаем, что все происходившее с нашими праотцами обязательно чему-либо учит нас. Из этой ситуации мы тоже извлекаем урок — мы учимся тому, как вести себя, если предстоят переговоры с врагом:
— прежде всего, мы должны молиться, чтобы Ашем даровал нам мир и безопасность среди нееврев;
— иногда следует преподносить щедрые подарки, чтобы умилостивить своих врагов;
— надо быть готовым бороться за свою жизнь, что в условиях изгнания означает — спасаться и искать убежища.
Р. Бехайа пишет по этому поводу: "Хоть мы и должны подражать примеру Яакова, т. е. молиться, подкупать врагов щедрыми приношениями, тем не менее, мы не имеем права объявлять войну язычникам. Ашем заповедал сынам Израиля не восставать в изгнании против других народов" ("Ктубот" 111). Именно такой политики и придерживались в изгнании наши религиозные руководители.
Перед встречей с Эсавом Яаков спрятал свою дочь Дину в сундук, поскольку боялся, что она понравится Эсаву и тот потребует ее себе в жены.
Но Ашем решил: "Раз ты не хотел совершить доброе дело и отдать Дину в жены своему обрезанному брату, клянусь тебе — ее возьмет необрезанный, да еще и без брачного обряда!" Она обладала таким духовным величием, что, окажись она рядом с Эсавом — он мог бы сделать тшуву.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.