На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЛЕВ АБРАМОВИЧ КУПЕРНИК


Он ушел из жизни более ста лет назад. За эти годы его имя и плодотворная деятельность как в юриспруденции, так и в искусстве, к сожалению, забыты. Если его и вспоминают, то только как отца известной писательницы Т.Л. Щепкиной-Куперник. А ведь Лев Абрамович Куперник всей своей жизнью заслужил добрую память потомков.

В истории культуры Одессы в конце XIX - начале XX столетия видное место занимал юрист, адвокат, публицист и писатель, музыкальный и театральный критик, общественный деятель Лев Абрамович Куперник.
Человек прогрессивных убеждений, гуманист и демократ, Л. Куперник защищал "униженных и оскорбленных". Его популярность была настолько велика, что ни одно судебное дело в Москве и Омске, Киеве и Одессе, где он состоял присяжным поверенным, не обходилось без его участия. На съездах криминалистов в Петербурге Куперника избирали почетным председателем.
Его выступления на громких судебных процессах демонстрировали необыкновенную эрудицию оратора, его живость ума и логику мышления. Речь Льва Абрамовича - ровная, но достаточно эмоциональная, оживляемая блеском остроумия, временами поднимавшаяся до пафоса, производила огромное впечатление, заставляла тревожно биться человеческие сердца.
Л. Куперник принадлежал к числу выдающихся юристов, переживших годы судебной реформы в России. Эта когорта: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, И.И. Холев, К.К. Арсеньев и другие - славилась сплоченностью в самых сложных и ответственных ситуациях судебного разбирательства. Одним из ярчайших примеров их профессиональной солидарности явился судебный процесс по делу Веры Засулич (1878 год), всколыхнувший всю Россию и получивший мировую огласку. Блестящий оратор С.А. Андреевский отказался поддерживать обвинение, за что был отправлен в отставку. Защиту вел П.А. Александров, который прославился своей речью и добился оправдательного приговора. Суд проходил под председательством А.Ф. Кони, утвердившего этот приговор.
Л. Куперник непосредственного участия в этом процессе не принимал, но вел всю подготовительную работу и зорко следил за его ходом. Этот процесс многому его научил. Он стал для него примером добродетельного отношения к людским судьбам, к жизни человека.
За свою активную общественную деятельность в Союзе адвокатов Л. Куперник даже привлекался к ответственности по статье 126 Уголовного уложения, так как одной из многих задач Союза, им сформулированных, было изменение политического строя России.
Наш современник - известный одесский адвокат С.И. Емец - в книге "Адвокаты Одессы. 100 лет", изданной в 2004 году, прокомментировал факт коллегиальной защиты: "К чести всех членов Союза адвокатов, они заступились за своих коллег путем массовой подачи заявлений о своей принадлежности к Союзу в жандармские управления. В результате такого демарша жандармское ведомство, опасаясь общественной огласки и скандала, летом 1905 года прекратило привлечение адвокатов к уголовной ответственности за членство в Союзе адвокатов".

* * *
Лев Абрамович Куперник родился 30 сентября 1845 года в Киеве в интеллигентной еврейской семье. После окончания местной гимназии поступил в Киевский университет, откуда был вынужден вскоре перевестись в Московский университет (причиной послужило написанное Л. Куперником сочинение вольнодумного толка).
Окончив в девятнадцатилетнем возрасте юридический факультет университета, он поступил на службу кандидатом на вакантные судебные должности.
Нескольких лет работы в Москве оказалось достаточно, чтобы завоевать широкую популярность. Из ранних уголовных защит Л. Куперника следует упомянуть процесс кантониста Кауфмана, по делу которого последовало специальное сенатское постановление в защиту подсудимого.
Резонансным оказался судебный процесс по делу воровского клуба "Червонные валеты" с участием криминальной "звезды" мирового класса Софьи Блювштейн, известной под кличкой Сонька Золотая Ручка. В материалах уголовного дела она проходила под разными фамилиями (Рубинштейн, Бреннер, Розенблад), реже - под собственной (Сура Лейбовна Соломониак), чаще - под фамилией одного из своих супругов, Мишеля Блювштейна.
Л. Куперник, защищая в суде пострадавших от аферистов, воров, шулеров, грабителей и бандитов - членов клуба "Червонные валеты" и главаря банды Софьи Блювштейн, добился вынесения ей справедливого приговора. Судебный вердикт гласил: Шнейдлю-Суру Лейбовну Розенблад сослать на поселение и каторжные работы в отдаленные места Сибири. Оттуда она вскоре бежала, но была поймана, закована в кандалы и помещена в одиночную камеру. Там ее увидел А.П. Чехов во время своей поездки на Сахалин и записал: "Из сидящих в одиночных камерах обращает на себя также внимание известная Софья Блювштейн - Золотая Ручка. Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым старушечьим лицом. На руках у нее кандалы... Глядя на нее, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков".
На профессиональном счету Л. Куперника известные Нечаевский и Глуховский процессы. Он вел защиту в делах Струсберга и Ковнера, обвиняемых в крупных банковских хищениях, где представителем обвинения выступал сам Н.В. Муравьев, тогда - товарищ прокурора окружного суда Москвы, впоследствии - министр юстиции России.
Л.А Куперник очень быстро приобрел репутацию выдающегося адвоката-криминалиста. Он участвовал в крупных аграрных и политических судебных делах, в процессах о рабочих беспорядках и государственных преступлениях, разоблачая на судебных заседаниях черносотенцев и участников еврейских погромов. Показательными в этом плане были Кишиневский и Гомельский процессы, затрагивающие интересы еврейского населения.
Живя в Москве, Лев Абрамович наряду с адвокатской практикой публиковал статьи в специальных юридических изданиях, таких как "Юрист", "Исторический вестник" и "Юридический вестник". Кроме того, ряд статей, которые не могли быть опубликованы по разным причинам в России, он помещал в заграничных изданиях.
В 1876 году он выдержал экзамен на магистра. Но только десять лет спустя, в 1886-м, Лев Абрамович получил возможность прочесть в Московском университете две лекции. И хотя они прошли блестяще, занять кафедру и получить звание профессора ему не удалось из-за политических, административных, а главное - национальных препятствий.

* * *
Л. Куперник был человеком разносторонних интересов, широкого кругозора и большой культуры. Профессиональную деятельность он сочетал с преданностью театру и музыке, которым посвящал редкие часы досуга. С юных лет, живя в Москве, Л. Куперник был горячим поклонником Малого театра. Большое внимание он уделял музыкальной критике, которая с конца 1870-х годов развивалась не только в Петербурге и Москве, но и во многих городах страны: Киеве, Харькове, Тифлисе, Одессе, где создавались отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В своих статьях о театре и музыке Л. Куперник выступал сторонником свободы художественного творчества.
Лев Абрамович обладал абсолютным слухом. Не зная нотной грамоты и не умея читать партитуру, он, тем не менее, мог продирижировать симфоническим оркестром, исполнив любое произведение по слуху. Но не делал этого, так как считал, что становиться за дирижерский пульт имеют право только музыканты-профессионалы.
В силу своей природной одаренности и интуиции Лев Абрамович мог безошибочно определить талант человека и дать ему правильную оценку. Так, однажды услышав в концерте памяти Т. Шевченко необыкновенный по красоте голос молодой учительницы А.В. Неждановой, предсказал ей большое будущее и познакомил с проживавшей в Одессе преподавательницей музыки Софьей Григорьевной Рубинштейн - сестрой известных музыкантов Антона и Николая Рубинштейнов. Бесплатные уроки с С. Рубинштейн в течение года положили начало карьере великой певицы.

* * *
Первой женой Льва Абрамовича Куперника была Ольга Петровна Щепкина - внучка великого артиста М.С. Щепкина. В юности она училась в Московской консерватории по классу фортепиано у Н.Г. Рубинштейна, по гармонии - у П.И. Чайковского. Затем давала уроки фортепианной игры.
В 1874 году у Льва Абрамовича и Ольги Петровны родилась дочь Татьяна. Родители с детских лет приобщали ее к искусству, воспитывая в атмосфере классической музыки, поэзии и театра. Девочка с детства была связана с артистической средой. В десятилетнем возрасте она видела на сцене великую М. Ермолову, которая была в зените своей славы. Спектакли с участием Г. Федотовой и А. Ленского поражали детское воображение.
Лев Абрамович поощрял и поддерживал первые литературные опыты дочери, помог опубликовать в газете "Киевское слово" ее стихотворение, посвященное 100-летию со дня рождения М.С. Щепкина (1888 год).
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (она вошла в литературу с двойной фамилией - материнской и отцовской) стала писательницей, драматургом, переводчицей. Первая ее пьеса, "Летняя картинка", была поставлена в 1892 году на сцене Малого театра. Т.Л. Щепкина-Куперник писала путевые очерки и мемуары, рассказы о жизни народа, о революции 1905 года. Первым откликом писательницы на события 9 января было стихотворение "На родине", получившее известность как песня "От павших твердынь Порт-Артура". Многие из ранних произведений писательницы (сборник "Это было вчера", "Около кулис") были уничтожены цензурой.
Наиболее ценная часть ее литературного наследия - это переводы произведений западноевропейской классики: Лопе де Вега, Ж.-Б. Мольера, В. Шекспира, К. Гольдони, К. Гоцци, Р.Б. Шеридана, Дж. Флетчера, Э. Ростана. С творчеством Э. Ростана в жизни Щепкиной-Куперник была связана целая эпоха. Весной 1894 года Татьяна Львовна вместе с артисткой Л.Б. Яворской в качестве корреспондента газеты "Русские ведомости" совершила поездку в Италию. На обратном пути, остановившись в Париже, она познакомилась с поэтом и драматургом Эдмоном Ростаном. Из Парижа Татьяна Львовна привезла в Москву последнюю пьесу Ростана "Романтики" и перевела ее на русский язык. Пьеса была поставлена в театре Корша. В письме к сестре А.П. Чехов назвал перевод пьесы "изящным". Вскоре Татьяна Львовна перевела пьесу Ростана "Принцесса Греза". Премьера состоялась в Суворинском театре в Петербурге с участием Л. Яворской и пользовалась большим успехом у зрителей. В 1898 году Т.Л. Щепкина-Куперник перевела героическую комедию "Сирано де Бержерак".
Т.Л. Щепкина-Куперник - автор оперных либретто, воспоминаний об артистах и певцах, многочисленных поэтических произведений. На ее стихи сочиняли музыку композиторы А. Аренский и Н. Черепнин.

* * *
Семья Куперник постепенно распалась, Ольга Петровна и Лев Абрамович разошлись. В 1877 году Л.А. Куперник переехал из Москвы в Киев. Там он также активно сотрудничал со многими журналами и газетами. С 1880-х годов Лев Абрамович сосредоточил свою журналистскую деятельность в газете "Заря", с редактором которой, известным в свое время присяжным поверенным С.А. Андреевским, был очень дружен. С прекращением издания "Зари" и появлением на ее основе "Киевского слова" Л. Куперник начал публиковать свои статьи и в этой газете, а также в ряде других изданий - "Жизнь и искусство", "Киевские отклики", "Киевская газета" (в последней он поместил ряд фельетонов под общим названием "Еврейское царство", которые вышли затем отдельной книжкой).
В Киеве Лев Абрамович жил широко - в большой квартире в одном из лучших домов города. Здесь бывали артисты, писатели, поэты, музыканты, часто исполнялась вокальная и инструментальная музыка. Страстный театрал, Л. Куперник основал и возглавил в Киеве литературно-артистическое общество, в спектаклях которого по его приглашению участвовали профессиональные артисты. В этом обществе начинала свою карьеру известная впоследствии актриса Александринского театра М.А. Потоцкая и засверкавшая яркой звездой в Малом театре К.Е. Лешковская.
Л. Куперник и сам участвовал в спектаклях общества, например, в "Женитьбе" Н.В. Гоголя.
Кроме драмы Л. Куперник любил и оперу и даже имел в театре постоянную ложу.
Киевская опера в те годы переживала творческий подъем. В 1884 году впервые на ее сцене был поставлен "Евгений Онегин" П.И. Чайковского. Спустя шесть лет музыка Чайковского вновь прозвучала в Киеве на сцене Первого оперного товарищества, основанного антрепренером И. Прянишниковым. В прошлом прекрасный певец и режиссер, Прянишников осуществил постановку новой оперы П. Чайковского "Пиковая дама".
Композитор был официально приглашен на премьеру и ответил согласием (будучи гласным Киевской городской думы, Л. Куперник принимал активное участие в этом приглашении). Через двенадцать дней после петербургской постановки "Пиковая дама" была дана в Киеве. Здесь и состоялось знакомство Л. Куперника с великим композитором, которое вскоре переросло в дружбу.

* * *
Последние пятнадцать лет своей жизни Лев Абрамович Куперник прожил в Одессе, оставив глубокий след в ее культуре. Он переехал сюда из Киева в конце 1890 года (поселился в доме № 29 по улице Херсонской) и начал сотрудничать с местной прессой как театральный рецензент.
В Одессе Куперник сблизился с И. Буниным, который ежегодно отдыхал и работал в нашем городе. Друзья Бунина: художники П. Нилус и Е. Буковецкий, писатель А. Куприн, а также редактор и издатель газеты "Южное обозрение" Н.П. Цакни - составили круг друзей и знакомых Л. Куперника. Именно в "Южном обозрении" появляются его публикации, в которых автор анализирует музыкальную, театральную жизнь Одессы, творческие успехи артистов Городского театра. Критические статьи Л. Куперника появляются в "Одесском вестнике" и "Новороссийском телеграфе".
В 1891 году Л. Куперника избирают членом дирекции одесского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Его фамилия впервые появляется в официальном отчете "Исторический очерк деятельности одесского отделения ИРМО и состоящего при нем музыкального училища за 25 лет".
В последующие четыре года Льва Абрамовича переизбирают в состав дирекции, и столько же лет он состоит кандидатом в директора ИРМО.
В те годы Одесса жила интересной творческой жизнью. Выстроенный в 1887 году Городской театр быстро завоевал мировое признание. Но на его сцене по-прежнему господствовала итальянская опера. Произведения русских композиторов с трудом пробивали себе дорогу. Правда, на сезон 1893 года была назначена постановка оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама". Учитывая высокий уровень музыкальной культуры Одессы и свое положение в ИРМО, а также личное знакомство с Чайковским, Л. Куперник решил пригласить Петра Ильича в Одессу. Эту идею поддержал антрепренер Городского театра И.Н. Греков и даже предложил Чайковскому дирижировать оперой "Пиковая дама". Но, как сообщил "Новороссийский телеграф", ссылаясь на газету "Одесский вестник", композитор "отказался от дирижирования своей оперой (...) и будет управлять лишь двумя симфоническими концертами". В письме к Л. Купернику Чайковский по этому поводу писал: "Мне очень жаль, что я должен уклониться от предложения Грекова: раз навсегда я отказался от дирижирования операми".
Триумф П.И. Чайковского в Одессе был поистине ошеломляющим. Петр Ильич дирижировал не двумя, как было условлено, а пятью концертами с разными программами, и все они вызывали бурную реакцию слушателей.
В письме к брату Модесту Петр Ильич писал: "Никогда мне не приходилось так уставать от дирижирования, как в Одессе, ибо мне пришлось дирижировать в пяти концертах, но зато никогда и нигде меня так не возносили, не фитировали, как там (...). Если когда-нибудь хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог удостоиться в столицах".
До конца жизни Петр Ильич не порывает связи с Одессой.
В письмах к Л. Купернику П.И. Чайковский интересуется музыкальной жизнью города, рекомендует отдельных исполнителей - дирижеров и композиторов - для концертов в Одессе, советует пригласить на должность директора Городского театра известного и уважаемого им маэстро И.В. Прибика. В 1894-м одесское отделение ИРМО объявило конкурс, по итогам которого главным дирижером Городского театра был утвержден И.В. Прибик.
Во всех своих добрых начинаниях он находил понимание Л.А. Куперника.
И.В. Прибик был одним из первых дирижеров, кто начал в Одессе пропагандировать оперное творчество А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Истинный поклонник итальянской оперы, Л. Куперник всячески поддерживал творчество отечественных композиторов. В своих статьях он приветствовал постановки на сцене Городского театра опер "Руслан и Людмила", "Демон", "Иоланта" и др.

* * *
В Одессе успешно продолжалась адвокатская деятельность Л. Куперника. Последним в его судебной практике оказалось дело, вошедшее в историю как "Процесс 44" - суд над матросами экипажа миноносца "Прут", присоединившегося к восставшему броненосцу "Князь Потемкин Таврический". 30 июня 1905 года под Севастополем, в Киленбалке, началось заседание военно-морского суда по обвинению сорока четырех матросов в стремлении к ниспровержению существующего в России государственного строя. Речь Льва Абрамовича Куперника в суде получила широкую известность. Смертная казнь грозила большей части обвиняемых, но в результате выступления адвоката такой приговор был вынесен лишь четырем матросам. Остальных суд приговорил к различным срокам каторжных работ.
Казнили матросов 25 августа 1905 года. В середине сентября закончилось следствие по делу о восстании на "Потемкине". Но информация о развитии революционных событий на Черноморском флоте и в стране в целом уже не доходила до Льва Абрамовича Куперника - он находился на больничной койке. Выезжая на заседание суда из Одессы в Севастополь, он простудился. Легкое недомогание обернулось тяжелой болезнью, приведшей к летальному исходу.
29 сентября 1905 года остановилось доброе, честное сердце этого замечательного человека. Он не дожил один день до своего шестидесятилетия.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.