На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Окончание. Начало в № 499.)

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ЯАКОВА

Перед смертью Яаков обратился к сыновьям с тремя повелениями.
1. Не нарушайте запрет на идолопоклонство.
Это предостережение относилось к потомкам его сыновей, которым предстояло жить во времена изгнания. Яаков боялся, что они начнут сомневаться в своей вере в Ашема и поддадутся искушению оставить Тору, ибо долгое время будут проживать в среде язычников. Поэтому он и решил опередить события и предостеречь их.
2. Не проклинайте Ашема!
Такое предостережение Яаков счел необходимым, потому что хотел предупредить своих сыновей: проклятие в адрес Ашема приравнивается к отрицанию Его существования и служению идолам.
3. Пусть к моему гробу не притронется ни один идолопоклонник, иначе Шехина покинет мой гроб!
Яаков дал наставление сыновьям, как нести его гроб: "Три колена должны идти с северной стороны, три - с южной, три - с восточной, три - с западной. В таком же порядке вы будете впоследствии проходить по пустыне, под четырьмя флагами, а Шехина будет пребывать среди вас".

СМЕРТЬ ЯАКОВА И ЕГО ПОГРЕБЕНИЕ

Как только Яаков закончил благословлять своих сыновей - в тот же момент его душа покинула тело. С плачем Йосеф упал на грудь своего отца, поцеловал его и закрыл его глаза, тем самым исполнив обещание, которое дал Яакову Ашем: "Йосеф приложит свою руку к твоим глазам" ("Берешит" 46:4).
В знак траура сыновья Яакова разорвали свои одежды и посыпали головы пеплом. После чего Йосеф приказал врачам набальзамировать тело отца, поскольку в те времена тела всех царей, как правило, бальзамировали, обрабатывая их на протяжении сорока дней специальными маслами и специями. Тело впитывало эти масла и не разлагалось долгое время. Йосеф знал, что Ашем сохраняет тела цадиким, но он не хотел полагаться на чудо. Согласно другой точке зрения, Йосеф согрешил, набальзамировав тело Яакова. Ашем сказал: "Ты думаешь, что Я Сам не могу защитить моих праведников?" За этот грех Йосеф был наказан тем, что умер раньше своих братьев.
Все жители Египта оплакивали Яакова, ибо знали, что только благодаря его благословению Нил регулярно выходил из берегов и питал водой поля. Теперь, после смерти Яакова, все вновь ожидали наступления голода. Египтяне оплакивали его семьдесят дней и даже своих лошадей и ослов покрыли траурными попонами.
Йосеф отправил фараону послание, в котором говорилось: "Мой отец перед смертью взял с меня клятву, что после его смерти я перенесу его тело для погребения в пещеру Махпела, в ханаанскую землю. Разреши мне исполнить мою клятву, после чего я без промедления вернусь в Египет".
Фараону не хотелось отпускать Йосефа из Египта, поэтому он сказал:
- Попроси мудрецов отменить твою клятву!
- Если ты хочешь, - ответил ему Йосеф, - чтобы моя клятва стала недействительной, то ты лишишь силы и другую мою клятву. Однажды я поклялся, что никогда не открою ни одному человеку, что я знаю на один язык больше тебя. До сих пор я держал свое слово.
- Раз так, то я не намерен удерживать тебя, - согласился фараон. - Взойди в Ханаан и похорони своего отца так, как он тебе повелел.
Йосеф положил отца в гроб, сделанный из чистого золота и покрытый алмазами. Над гробом натянули полог, сотканный из золотых нитей и державшийся на опорах, усыпанных жемчугами.
Фараон издал указ, чтобы похоронную процессию сопровождали все подданные страны, воздавая умершему последние почести.
Гроб несли сыновья Яакова. Йосеф снял корону со своей головы и положил ее на крышку гроба отца.
Когда процессия прибыла в Эрец Ханаан, ее встречали ханаанские цари, а также Ишмаэль и Эсав, которых сопровождали их воины. Даже в такой момент Эсав и Ишмаэль хотели попытаться развязать войну против сыновей Яакова. Однако, увидев, какие почести оказывают Яакову, они присоединились к прощальному шествию.
Йосеф объявил семидневный траур по Яакову, которого оплакивали даже ханаанские цари, восклицая: "Его смерть - великое горе для Египта".
Как было решено раньше, братья задумали похоронить Яакова рядом с Леей, но тут вмешался Эсав:
- Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Яакова!
- Но ведь ты продал свою долю в пещере Махпела нашему отцу! - сказали ему братья.
- А где договор об этой сделке? Предъявите его! - стал требовать Эсав.
- Договор есть, но он остался в Египте.
- Сожалею, но если нет документа, то нет и доказательств, - заявил Эсав.
- Раз так, то Нафтали немедленно его доставит, - сказали братья, и быстроногий Нафтали помчался в Египет за договором.
Силач Хушим, сын Дана, был глух и за разговором, понятно, не следил. Однако он увидел, что Эсав пытается помешать погребению деда. Поэтому, недолго думая, он схватил в негодовании палку и ударил ею Эсава по голове с такой силой, что голова отлетела от тела Эсава и закатилась в пещеру Махпела. (Само тело Эсава позже погребли на горе Сайр. Согласно Тосафот, удар Эсаву нанес Йеуда.)

КОНЧИНА ЙОСЕФА И СМЕРТЬ ОСТАЛЬНЫХ БРАТЬЕВ

На обратном пути из Эрец Ханаан братья заметили, что Йосеф выбрал необычную дорогу. Он собрался посетить то место, где находилась злополучная яма, в которую братья бросили его перед продажей в Египет. Когда они подошли к яме, Йосеф остановился и некоторое время молча стоял рядом с ней. Братья поняли, что он до сих пор не забыл страданий, которые они ему однажды причинили.
- Должно быть, он до сих пор ненавидит нас в глубине своего сердца, - решили они.
На самом деле Йосеф остановился не для мрачных размышлений на тему предательства, а чтобы прочитать благословение: "Да будет благословен Тот, Который на этом месте сотворил для меня чудо!"
После возвращения в Египет братья отметили, что в поведении Йосефа произошли кое-какие перемены: он больше не приглашал их на свои домашние трапезы, как делал раньше, при жизни отца.
Действительно, перемены в Йосефе произошли, но продиктованы они были лишь самыми добрыми побуждениями. Яаков всегда сажал Йосефа во главе стола, но после смерти отца Йосеф не хотел больше занимать это место, рассуждая примерно так: "Как я могу сидеть во главе стола в присутствии Йеуды, царя, и Реувена, первенца?" Поэтому он решил не приглашать к себе больше братьев, чтобы не ставить их в неловкое положение. Однако братья не знали, почему Йосеф перестал
их приглашать, и решили, что теперь, после смерти отца, Йосеф захочет им отомстить за их старое преступление.
Поэтому братья попросили Билу, к которой Йосеф относился, как к своей матери, чтобы она пошла и сказала Йосефу: "Перед смертью твой отец велел, чтобы мы сказали тебе: пожалуйста, прости своим братьям совершенный грех".
На самом деле Яаков этого не говорил, но братья решили обмануть Йосефа, чтобы сохранить мир и покой в семье.
В таком случае ложь может быть оправдана.
Услышав такие слова от Билы, Йосеф заплакал, ибо не ожидал, что братья заподозрят его в сохранении ненависти к ним. Тем не менее, братья явились к Йосефу сами и пали перед ним ниц с такими словами: "Мы твои рабы!" Йосеф стал их успокаивать: "Не бойтесь! Разве я вместо Б-га? Если десять свечей не могли погасить одну, то как одна может погасить десять? Вы уподоблены морскому песку. А кому под силу уничтожить весь песок? Вы уподоблены полевым зверям. Кто может их всех истребить? Мир не может существовать без вас; существует двенадцать дневных часов и двенадцать ночных часов, двенадцать месяцев и двенадцать зодиакальных созвездий, так что и колен Израиля - будет вечно двенадцать! Или вы считаете, что я в силах изменить план мироздания?.. Кроме прочего, если я убью вас (не дай Б-г и помыслить такое!), то египтяне скажут: "Посмотрите на этого лжеца, на раба, который привел в Египет столько людей, сказав, что они его братья. Они вообще не из его семьи, ибо, смотрите, он нашел повод, чтобы истребить их!"
Великим праведником был Йосеф. Несмотря на то, что братья совершили по отношению к нему такой жестокий поступок, он не отплатил им злом. Он вел себя не так, как Каин, убивший своего брата Эвеля; не так, как Эсав, постоянно искавший повод, чтобы отомстить Яакову; не так, как Ишмаэль, ненавидевший Ицхака.
Йосеф был мудрейшим правителем и великим благодетелем страны. Он разбил врагов Египта и упрочил безопасность царства. Сорок лет он правил в стране как наместник, а когда фараон умер, он стал его преемником и еще сорок лет правил Египтом как царь.
И хотя среди братьев Йосеф по старшинству был предпоследним, ему было суждено умереть первым. Ашем наказал его за то, что по отношению к своей семье он вел себя как повелитель. Кроме того, когда братья пришли в Египет, он слышал, как его отца назвали слугой, и не возразил на это. Так как он не оказал своему отцу достаточно почета, срок его жизни был укорочен. Награда за почитание родителей - долгая жизнь, а наказание за неисполнение этой мицвы - короткий срок жизни.
Почувствовав, что он умирает, Йосеф созвал всех братьев: "Я скоро умру, но Всемогущий непременно возвратит вас из Египта. Мой отец открыл мне, что тот избавитель, который произнесет слова "пакод йифкод", будет послан Ашемом, чтобы вывести вас из Египта".
Затем Йосеф попросил братьев поклясться ему, что когда они будут покидать Египет, они не забудут взять его останки, чтобы позже похоронить его в Шхеме, в том месте, откуда он был продан. "Я знаю из предания, что в пещере Махпела должны быть похоронены только четыре четы, а для меня там нет места", - сказал Йосеф.
Но почему Йосеф попросил похоронить его именно в Шхеме?
Шхем Йосеф получил в дар от отца. Земле из удела каждого колена было присуще одно из свойств характера этого колена, аналогичное его духовным качествам. Ашем хотел, чтобы Йосеф был погребен в своем уделе, так как там он мог найти подходящее для себя место успокоения.
Йосеф умер в возрасте ста десяти лет. Кончина такого большого праведника сразу изменила состояние страны. Колодцы высохли, народ обнищал. И братья Йосефа начали ощущать на себе тяжесть изгнания.
Египетские волшебники положили Йосефа в железный гроб, который опустили в Нил, и принялись ждать, когда вернется благословение. Но ждали они напрасно.
Остальные сыновья Яакова стали умирать один за другим; последним ушел из жизни Леви. Биньямин до конца своей жизни был безгрешен, оставаясь абсолютным праведником, но и ему было суждено умереть, ибо с тех пор как змей склонил Хаву к греху, все человечество обречено на смерть Б-жественным повелением.
Четыре цадика умерли, не совершив ни единого греха. Их смерть наступила только в результате повеления Всевышнего. То были
- Биньямин, сын Яакова;
- Амрам, отец Моше;
- Ишай, отец Давида;
- Килав, сын Давида (Килав был сыном Авигайль, жены Давида, и выдающимся талмид-хахамом).

* * *
Египетское изгнание можно условно разделить на четыре этапа:
- пока жил Яаков, евреи чувствовали себя в Египте свободными людьми (правда, на правах иностранцев);
- как только умер Яаков, египтяне обложили евреев налогом;
- после смерти Леви, последнего из зачинателей колен, египтяне окончательно поработили евреев и заставили их работать на строительстве;
- когда родилась Мириам, сестра Моше, египтяне ужесточили положение евреев, превратив их в настоящих рабов.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.