На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ХААЗИНУ


Большую часть раздела "Хаазину", предпоследнего в книге "Дварим" и всем Пятикнижии, составляет песнь, записанная в свитке Торы двумя параллельными колонками. Моше призывает небо и землю в вечные свидетели того, что произойдет с евреями, если они изменят Торе и Б-гу. Он предлагает вспомнить, как Б-г спасал их от уничтожения в каждом поколении, напоминает, что именно Всевышний управляет мировыми событиями с целью дать сынам Израиля возможность выполнить свою историческую миссию — быть посланниками Творца на Земле. Евреи должны вечно благодарить Б-га за обеспечение их нужд в пустыне, за то, что Он привел их в страну, отличающуюся необычайным изобилием, и разгромил их врагов.
Но, как сказано в этой пророческой песне, материальное процветание породит в евреях самодовольство, подорвет их нравственность. Они станут поклоняться идолам, морально развратятся. Тогда Всевышний позволит другим народам покорить евреев и рассеять их по свету. Но пусть не думают эти народы, что их "рука одолела" евреев. Б-г напомнит, что они — всего лишь орудие, которым Он наказывает непокорных сынов Израиля за отступничество и побуждает к раскаянию. Задача еврейского народа неизменна — он должен привести человечество к высшей правде Творца. Ни изгнание, ни страдания не могут расторгнуть связь между Б-гом и Его народом. На заключительном этапе истории эта близость будет восстановлена, и тогда Б-г обратит Свой гнев на врагов евреев.
Песнь завершена; Б-г дает Моше последнее указание: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.
* * *
Почти весь раздел "Хаазину" написан в виде песни. Песня устроена так, что всегда возвращается к одному и тому же месту — припеву, рефрену. Песня символизирует завершенность, гармоничную целостность. Когда завершились шесть дней Творения, Адам торжественно произнес "Мизмор шир ле-йом а-шабат" — "Песнь дня Шаббата", которой мы встречаем сегодня каждую Субботу. После успешного перехода через Красное море при побеге из Египта евреи возблагодарили Б-га "Песней моря" ("Шират а-ям"). Царь Шломо, закончив строительство Храма, сочинил "Песнь песней" ("Шир а-ширим"). В общем, песня воплощает завершение какого-то важного дела; она славит еще один кирпичик в грандиозном здании Б-жественного замысла.
Песнь "Хаазину" прекрасна не только своей неподражаемой поэтикой ("Польется, как дождь, учение Мое, будет струиться, как роса, речь Моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву..."), не только своей сложной мистикой и пророческим размахом. Будучи предпоследним в Торе, раздел с этой песней достойно венчает ее. На более глубоком уровне вся Тора — это песнь. В предыдущем разделе "Ваелех" Б-г говорит Моше и его преемнику Йеошуа: "А теперь напишите себе песнь эту и научи ей сынов Израиля, вложите ее в уста их" (31:19). Здесь имеется в виду не только песнь "Хаазину", но и вся Тора. Ибо мир достигнет совершенства и завершенности только на основе Торы. И тогда Б-г удовлетворенно скажет: "Вот теперь все на месте. Таким я и задумал этот мир. Пользуйтесь, люди".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.