На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Коктейль этностилей и джазовых ритмов


В шестой раз в Одессе прошел Международный джазовый фестиваль "Джаз-карнавал". Основанный в 2001 году на родине первого советского джазмена — Леонида Утесова, этот фестиваль ежегодно проводится в разгар бархатного сезона. Солнце уже не обжигает, море манит обманчивой теплотой (а потом на гала-концерте певцы хрипят и сопливят)… На этот раз по части карнавальной пестроты праздник джаза превзошел самое себя: такой парадоксальной смеси культур и национальностей, ритмов и стилей что-то не удается припомнить.

"Карнавальная" концепция Одесского джазового фестиваля совершенно не случайна: к нам приглашают музыкантов из разных стран, играющих совершенно разный джаз. Карнавал открытий — каждый непременно находит здесь что-то для своей души. И не может быть такого, чтобы все фестивальные мероприятия одинаково нравились. Кому-то больше по душе филармонические концерты, кому-то более чем достаточно уличного шествия диксилендов или встречи с экскурсионным трамвайчиком под названием "Джазоход" с опять-таки диксилендом на борту. Есть такие, кто посещает джазовую регату, есть любители искусства ди-джеев от джаза, а специально для детей придумана акция "Миллион улыбок"…
Великая Элла Фитц-джеральд любила повторять: "Джаз — дело темное". Джаз и в самом деле придумали темнокожие, и все же это музыка светлая, представляющая собой всеобщее достояние. И не-случайно легендарный Леонид Утесов заявил, будто джаз родился в Одессе раньше, чем в Америке. Южная Пальмира и сегодня рождает джазовых людей, склонных к импровизации и риску. "Не дадим джазу умереть на его родине!" — объявил на заре нового миллениума автор идеи "Джаз-карнавала", его генеральный продюсер Михаил Фрейдлин. Не смущаясь заведомой убыточностью сего мероприятия (ну куда же против правды?), Фрейдлин вместе с арт-директором фестиваля Юрием Кузнецовым, джазовым композитором и пианистом (кстати, Кузнецов вот уже второй год является еще и начальником управления культуры и туризма Одесской облгосадминистрации), делает возможное и невозможное, привлекая джазовых музыкантов к участию в концертах.
Третий год подряд благодаря генеральному спонсору фестиваля, известной торговой марке, лозунг "Джаз-карнавала" оставался таким: "Кофейный вкус джаза". Посетители концертов в филармонии получали бесплатную чашку кофе плюс шоколадное печенье, хотя музыка бодрила не хуже горячего душистого напитка. Каждый вечер на сцену филармонии поднимались музыканты трех различных проектов, трех различных направлений джаза, трех различных культур. "Фишкой" нынешнего фестиваля оказался решительно и бесповоротно преобладавший в программе этноджаз. Совместный проект французского саксофониста Франсуа Жанно и немецкого пианиста Ули Ленца и молодежный биг-бенд "BuJazzO" из Германии, по правде говоря, представляли контраст с общим направлением, демонстрируя авангардные метания и крепкий мейнстрим. А вот грузинское трио "The Shin" очаровало сочетанием иберо-кавказского стиля, неповторимого вокала гурули и скэта, элементов фламенко, стилей фьюжн, фолк-джаз, использования традиционных для джаза инструментов и народных грузинских мелодий. Заза Миминошвили, Зураб Гагнидзе и Мамука Гаганидзе вот уже десять лет живут в основном в Германии, правда, в нынешнем году выступали в родном Тбилиси. К сожалению, грузинские музыканты, как и другие "этники", не попытались найти себя в джем-сэйшнах после концертов — не нравится им американский джаз как средство самовыражения, что уж тут поделать…
"Open Quartet" итальянца Джованни Фальцоне с известным русским контрабасистом Юрием Голубевым снова погружал публику в лабиринты изысканных авангардных поисков. Взрыв этнических ритмов и мелодий предложили "Балканский Бенд" серба из Австрии Ненада Василича, мультикультурный проект из Голландии "mWWm" с потрясающим певцом и гитаристом Омаром Ка, выходцем из Сенегала. Омар поет на языке своих предков, кочевников западноафриканского племени фула, его манера пения и тембр голоса так же неповторимы, как и этот язык, особенно в сочетании с перкуссией уроженца Ирана Афры Муссавизаде, флейтами немца Марка Албана Лотца, гитарой и электроникой француза Рафаэля Ваноли. Напоминаю: коллектив из Нидерландов…
Имелось в "меню" фестиваля изысканное, по мнению устроителей, блюдо для гурманов — сольный проект норвежской вокалистки Эльдбьорг Ракнес, частой гостьи фестивалей авангардного джаза. Предполагалось, что ее выступление привнесет в южную фестивальную атмосферу немного скандинавского холода. Но холода оказалось даже многовато, а когда джаз не греет, он автоматически перестает быть джазом, не так ли?
Каждый день после "официального" концерта на сцене филармонии фестиваль органично "перетекал" на ночной джем-сейшн, где лидировали одесситы, немцы и россияне, все еще питающие интерес к интерпретациям джазовых стандартов. Получалось неплохо…
Между концертными вечерами тоже происходило много интересного. Слияние поколений и музыкальных вкусов дедов, отцов, сыновей и внуков случилось в рамках молодежной акции "DJ — Band" со специальной программой "JazzoМания" — музыкального марафона ди-джеев, "колдующих" над джазовыми стандартами. Мы уже упоминали еще одно "ноу-хау" одесского "Джаз-карнавала", "Джазовую регату" на приз "Swarovski" — гонки парусников по акватории Одесской бухты под музыкальное сопровождение джазовых ансамблей на судейских катерах. Четырехчасовой гала-концерт под открытым небом на Театральной площади перед Одесской оперой несколько удивил отсутствием скамеек для VIP-гостей, этого никто не ожидал, а стоять на ногах все четыре часа было неудобно…
Третий год подряд с "Джаз-карнавалом" активно сотрудничает, став продюсером фестиваля, президент компании "Двери в Голливуд" Боб Ван Ронкель (США). В прошлом году ему удалось привезти в Одессу в дни фестиваля голливудского актера Армана Ассанте. На этот раз никого из Голливуда не оказалось, но придуманная Бобом акция для детей "Миллион улыбок" — специальный благотворительный дневной концерт для ребят из малообеспеченных семей и интернатов — прошла великолепно.
Открывал фестиваль по сложившейся традиции его почетный президент, великий импровизатор в прозе, ценитель джазовой музыки Михаил Жванецкий. Ведущим концертов "Джаз-карнавала", как и в прошлом году, был приглашен музыкальный критик, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, джазовый обозреватель журнала "Америка Illustrated" Владимир Каушанский, совсем не понизивший планку, заданную его предшественником Владимиром Фейертагом.
Будет несправедливо, если мы умолчим о ярком выступлении одесского молодежного биг-бенда под управлением Николая Голощапова, о достойном участии Юрия Кузнецова в проектах "Funky Band" Аркадия Овруцкого и Фрэнка Лейси при участии Кима Плайнфилда (Россия — США — Украина), а также Ули Ленца — Франсуа Жанно. Но все же бал правила этническая музыка в джазовых ритмах. Так, собственно, и было задумано — музыканты стремятся, образно говоря, торговать своим товаром на рынке джаза, а не бесконечно копировать американские образцы. Партнерами "Джаз-карнавала в Одессе — 2006" стали многие европейские культурные институции, а также посольство США в Украине и посольство Королевства Норвегия в Украине. Джаз с самобытным европейским и даже африканским (не путать с афроамериканским!) лицом прекрасен, это воплощенная любовь, воплощенное жизнелюбие — таков был общий вывод всех, кому довелось в эти дни "покарнавалить" в Одессе… Обидно лишь, что самобытные джазовые музыканты сегодня зачастую не могут творить на своей родине (в Сенегале, Сербии, Грузии), они вынуждены искать приюта в развитой Европе, так как дома сложилась обстановка, в результате которой там просто не до искусства. Приятно, что Одесса в этом контексте выглядела европейским городом, форпостом джаза!

Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.