На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

К 80-летию со дня рождения

Художник Александр Фрейдин

Саша Фрейдин родился в Одессе 29 сентября 1926 года. В автобиографии он сообщал, что восьми лет поступил в одесскую школу. Об отце в автобиографии сведения отсутствуют. Это меня насторожило. По собственному опыту я знаю, что о репрессированных родственниках лучше было не писать (брат моего отца провел в ГУЛАГе 20 лет). Возможно, так же поступил и А. Фрейдин. Его друзья рассказывали мне, что отец Саши был до войны на партийной работе в Одессе. А все мы знаем о "чистках" 1937 года. Заглянув в "Одесский мартиролог", я обнаружил в первом томе на стр. 551: "Фрейдин Борис Соломонович, 1900 года рождения, расстрелян".
В архиве СБУ нашлось его дело. Он был арестован 5 января 1938 года — как "участник контрреволюционной правотроцкистской террористической организации". В деле содержалась краткая биография Бориса Фрейдина (в ответах на вопросы следователя).
Его отец Соломон Фрейдин (дед Саши) был чернорабочим и жил в Херсоне. В семье было двое детей: Борис и Лиза. Борис родился в Херсоне и жил там до 1919 года. Получив начальное образование, с двенадцати лет служил приказчиком в галантерейном магазине Эдельштейна. В 1919 году вступил в Красную Армию, с 1920-го работал секретарем военкома Херсонского военпродснаба, с 1922-го — секретарем в военном трибунале. В Одессу приехал в 1923 году. Работал секретарем партячейки пивоваренного завода, затем — консервного завода им. Ворошилова, был председателем районной контрольной комиссии Троицкого, а позже — Грушковского района Одесской области. С 1934-го по 1936 год — ответственный контролер и партследователь в аппарате уполномоченного комиссии партконтроля по Одесской области.
Женился Борис Соломонович, по-видимому, в Одессе на своей ровеснице Розалии Исаевне. Жили они на улице Карла Маркса (ныне Екатерининская).
Выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР (в составе трех воен-юристов — Орлова, Галенкова, Климина) 10 октября 1938 года вынесла Борису Фрейдину приговор: высшая мера социальной защиты — расстрел с конфискацией всего лично принадлежавшего имущества. Приговор окончательный. По закону от 1 декабря 1934 года он был приведен в исполнение в тот же день.
13 июня 1941 года Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела протест по делу Фрейдина Б.С. и признала, что никакой антисоветской деятельностью осужденные не занимались, хотя дали признательные показания во время следствия. Следователи были осуждены, но не арестованы.
30 декабря 1956 года семье Б.С. Фрейдина сообщили, что он умер "в ссылке 2 августа 1939 г.".
Но вернемся к Саше. Весной 1941 года он оканчивает семилетнюю школу. Начинается война, и он с матерью эвакуируется в г. Бугуруслан, где поступает в школу фабрично-заводского обучения. После окончания в 1942 году работает слесарем, затем — дизелистом на нефтяных разработках. В марте 1944-го Александр Фрейдин переезжает в Куйбышев (ныне — Самара), где снова работает слесарем в тресте авиапромышленности, а затем — техником ПТО. В конце 1946-го двадцатилетнего А. Фрейдина награждают медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г. г.".
Весной 1948 года Александр вместе с матерью возвращается в Одессу, а в сентябре поступает на первый курс Одесского художественного училища, который вела художник Любовь Иосифовна Токарева-Александрович (1919 — 2003).
Сделаю небольшое отступление, связанное с одним важным эпизодом в жизни Любови Иосифовны. Д.М. Фрумина рассказывала: "Во время оккупации Одессы Л.И. как еврейка вынуждена была скрываться. В 1942 году в музее на Пушкинской открылась выставка художников под названием "Освобождение Транснистрии от советских варваров". Открывал выставку профессор Крайнев, возглавлявший тогда Общество художников. Люба (ей тогда было 23 года) рискнула пойти на открытие выставки. Увидев ее среди зрителей, Крайнев негромко бросил: "А я уже думал, что мы свободны от жидов". Художник М.Д. Тодоров (1915 — 1998) услышал это, понял, о ком идет речь и какая опасность грозит Любе, и, быстро подойдя к ней, тихо шепнул, чтобы она немедленно ушла. Скрывалась она на 16-й станции Большого Фонтана. М.Д. Тодоров приносил ей продукты.
Тогда же в Одессе была открыта Транснистринская академия художеств. Ректором стал художник Николай Артемович Павлюк. Узнав, что мать Любови попала в гетто, Н.А. Павлюк надел рясу священника, большой крест (его длинные волосы помогли перевоплощению) и отправился в гетто. Там он сказал, что мать Любы — христианка, и ему удалось добиться ее освобождения. В дальнейшем она скрывалась у дочери, прячась за шкафом в углу комнаты".
А вот что рассказала мне Д.М. Фрумина о самом Фрейдине. Осенью 1949-го ей поручили группу второго курса, которой она ежедневно преподавала живопись и рисование, а через день — композицию.
В этой группе были Михаил Ивницкий, Зоя Скульская, Александр Фрейдин, Аркадий Кельник, Георгий Русаленко и другие. Самыми талантливыми были А. Кельник и Г. Русаленко. Фрейдин был на их уровне, но другой.
Александр Фрейдин — импульсивный, порывистый, нервный. Часто бывал насмешлив.
Он дружил с М. Ивницким, и они оба ухаживали за З. Скульской. После третьего курса, осенью 1951 года, Александр неожиданно оставил училище (Д.М. Фрумина считала, что причиной этому послужило безответное чувство к Зое Скульской), ненадолго уехал в Кишинев, затем вернулся в Одессу и начал работать художником живописного цеха художественно-производственного комбината Художественного фонда УССР.
Мне думается, что А. Фрейдин, пройдя смолоду горнило жизни, перерос рамки студента училища. Быть может, ему стало там скучно, да и на жизнь надо было зарабатывать 25-летнему парню.
В дальнейшем Александра Фрейдина пригласил в свою мастерскую художник А.П. Ацманчук (1923 — 1974), и Александр несколько лет проработал там, испытывая влияние крупного мастера. Спустя годы ему удалось освободиться от этого и стать самостоятельным художником.
С 1956 года А. Фрейдин систематически участвует в областных выставках. В октябре 1960-го его принимают кандидатом в Союз художников, а членом Союза он становится лишь в марте 1964 года. За это время он участвовал в республиканской выставке маринистов — пейзажем "Берег Аркадии", в областной выставке этюдов (обе — в 1962 году), а в 1964-м картиной "Шевченко в крепости" — в республиканской выставке, посвященной 150-летию Т.Г. Шевченко.
В октябре 1976 г. искусствовед А.М. Тюрюмин в одесской газете "Знамя коммунизма", поздравляя А.Б. Фрейдина с пятидесятилетием, описывает несколько картин, представленных на выставках в разное время, начиная с "Дороги" — первой картины на первой выставке, и заканчивая "Сенокосом" — последней картиной на последней выставке "Слава труду", посвященной XXV съезду КПСС. А.М. Тюрюмин рассказывает историю самой главной картины художника: "Его (Фрейдина) поразила одна запись в "Испанском дневнике" М. Кольцова: погибших бойцов интербригад хоронили, стоя. Их можно было убить, но не сломить. Этот сюжет лег в основу его картины "Вы с нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах". Пять лет (с 1969-го по 1974 год) работал художник над этим полотном".
Прошло 25 лет, и в своей статье, посвященной выставке Фрейдина в 2001 году, А.М. Тюрюмин вновь пишет об этой картине, заканчивая ее историю: "В противоположность импрессионистической южнорусской (одесской) школе колорит работы основан на сочетании сдержанных по цвету больших масс, иногда почти локальных цветовых пятен. Неравномерная проработка фактуры холста оправдана трагичностью мотива. Формального в этой картине было не больше, чем в картинах его коллег (Ацманчука, Егорова, Токарева). Но А. Фрейдина обвинили в формализме, картину сняли с республиканской выставки в Киеве. (Сейчас она — в частной коллекции в США, — прим. А. Ч.) Трагизм существования оставшихся в живых, а не только трагизм смерти вполне справедливо заметили "искусствоведы в штатском".
В 1972 году вышел набор брошюр "Художники Одессы". Выпуск второй, посвященный А.Б. Фрейдину, с восемью репродукциями его работ был составлен А. Шистером.
В 1981 году в Москве вышел альбом "Изобразительное искусство Одессы" (тираж 20 тысяч экземпляров), где были опубликованы репродукции двух картин А.Б. Фрейдина.
…Каким был Фрейдин-человек? Его друг художник Алексей Лопатников пишет: "Он был настоящим одесситом: жизнерадостным, острым, умевшим заразительно смеяться не только над другими, но и над собой, был человеком гостеприимным, непритязательным, скромным в быту, требовательным к себе и другим. Максималист, эмоциональный, искренний, ищущий мастер, честный и преданный товарищ… Он замечательно относился к молодым талантливым людям, носился с ними, помогал всем, чем мог. И что важно — помощь всегда предлагал первым: "Вы такие молодые, вы еще столько можете сделать!" Он умел заразить жаждой работы других. Сам он никогда не бывал в творческом простое. Был художником и человеком как бы вне возраста… Всегда в движении, в развитии, интуитивно тянулся к новому, ценя остроту и свежесть приемов, искренность, неконъюнктурность. Трудно представить себе более благодарного зрителя, чем Александр Фрейдин".
Друг А. Фрейдина скульптор Александр Князик рассказывает: "Саша очень любил классическую музыку. В его мастерской часто звучали Гайдн, Бетховен, Бах, Моцарт. К пластинкам относился очень бережно, коллекционировал их".
В конце 1965 г. Союз художников построил дом по ул. Торговой, 2, и А.Б. Фрейдину с матерью выделили двухкомнатную квартиру.
Он любил детей (своих у него не было). Довольно поздно женился — в сорокалетнем возрасте в его жизнь вошла Тамара Педина, бухгалтер одесского отделения Союза композиторов. Мама Александра была против этого брака, и они с Тамарой зарегистрировались лишь после ее смерти.
Маму Александр очень любил, хотя они постоянно пикировались.
Фрейдин много курил. Был мнителен. Однажды друзья подговорили приятеля-врача, чтобы тот напугал Сашу. Тому это удалось, и Саша бросил курить.
…Требовательный к себе Фрейдин все откладывал свою персональную выставку, хотя напряженно готовился к ней. В его последних работах — тоска по идеалу и стремление выявить идеальное в повседневности.
Я позвонил в Москву друзьям А. Фрейдина — художнику Алексею Лопатникову и его жене Татьяне Цигаль (дочери известного скульптора) — и услышал от Татьяны следующее: "Диагноз предсмертной болезни был поставлен неправильно: думали, что у него радикулит, — "спину схватило". Ему делали массаж, растягивали позвонки… А на самом деле были раковые метастазы. Он так страдал!.. Болезнь продлилась два месяца. 19 декабря 1984 года А.Б. Фрейдин скончался".
Судьба его творческого наследия такова: при жизни Александра Борисовича картины уходили к коллекционерам, многие из которых уехали в США и Израиль, Германию и Францию. В Одессе его картины есть в Художественном музее, у многих коллекционеров.
После смерти А.Б. Фрейдина его жена продолжала понемногу продавать картины. Умерла она на 64-м году жизни, в 2002 году. Все наследовал ее брат, который отдал картины Фрейдина другу Александра и Тамары, одесскому (а затем московскому) художнику Алексею Лопатникову (который после смерти Александра Борисовича материально поддерживал вдову). Тот обещал устроить выставку картин Фрейдина в Третьяковской галерее. К сожалению, пока этого не произошло. В стенах Одесского художественного музея прошли три персональные выставки Фрейдина: в 1986-м, 1996-м, 2001 годах.
Скульптор Александр Князик для могилы художника создал надгробие в виде красивой старинной рамы, из которой выплывает человек в лодке. К сожалению, памятник А.Б. Фрейдину был украден. Представление о нем дает рисунок скульптора. Хочется верить, что надгробие будет восстановлено, а на доме, где жил художник последние 19 лет своей жизни (ул. Торговая, 2), будет установлена мемориальная доска.

Александр ЧАЦКИЙ.

Мне приятно выразить благодарность всем, кто поделился со мной воспоминаниями об Александре Борисовиче Фрейдине: Дине Михайловне Фруминой, Аркадию Викторовичу Русину, Александру Вениаминовичу Князику, Таисии Георгиевне Судьиной, Александру Михайловичу Тюрюмину, Татьяне Цигаль и Нинель Ильясовой. Особая благодарность моему сокурснику по физмату Одесского университета доценту Владимиру Александровичу Смирнову, который изучил в архиве СБУ дело Б.С. Фрейдина и поделился со мной полученной информацией.

Рисунки А.Б. Фрейдина
из собрания автора.
Публикуются впервые.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.