На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ЯАКОВ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ
Продолжим наш рассказ о том, как Яаков дал перед смертью благословение каждому из своих сыновей.

* * *
ВОЙСКО ГАДА ВЫСТУПИТ НА БИТВУ — так начинается благословение Гада, колено которого при завоевании Эрец Исраэль будет идти во главе еврейского войска.
Гад был известен своим необыкновенным умением воевать. Все представители колена Гада, вступавшие в битву, выходили из нее победителями.
НО ВЕРНЕТСЯ ОН к своему уделу на другой стороне Иордана, ТОЙ ЖЕ ДОРОГОЙ, ЧТО УШЕЛ (и ни одного человека не потеряет).
Яаков здесь говорит о том, что люди из колена Гада четырнадцать лет будут помогать своим братьям завоевывать Эрец Исраэль и за все это время ни один из них не погибнет. Все четырнадцать лет их жены с детьми, окруженные врагами, будут ждать их на противоположной стороне Иордана.

* * *
ОТ АШЕРА исходит ТУЧНЫЙ ХЛЕБ.
На земле, принадлежащей Ашеру, будут собирать самый богатый урожай. Его удел прославится масличными деревьями, так что масло будет сочиться из земли — подобно воде.
Как-то раз жителям Лудкии (нееврейского города) понадобилось большое количество оливкового масла. Они решили послать одного из своих людей в Эрец Исраэль, чтобы он купил там масла на миллион динаров. Когда он пришел в Иерусалим, то на такую сумму ему дать масла не смогли из-за неурожая и посоветовали отправиться в город Цур. Когда он пришел в Цур, ему посоветовали идти дальше, до города Гуш-Халав, который расположен в уделе Ашера. В Гуш-Халаве сказали: "Иди в поле. Тот, у кого ты сможешь купить такое количество масла, как раз сейчас там работает". Житель Лудкии пошел в поле и увидел простого работника, который обрабатывал деревья. "Не найдется ли у тебя масла на миллион динаров?"
— обратился к нему посланец. "Найдется, только тебе придется немного подождать, пока я закончу работу", — ответил тот. Посланец подождал, пока человек закончит работу и соберет инструменты. Но когда тот стал убирать с поля камни, посланец понял, что евреи просто посмеялись над ним. "Неужели тот, кто имеет такие запасы масла, станет работать в поле на уборке валунов, словно он простой мужик?" — думал он.
Но когда они пришли к работнику домой, покупатель получил требуемое количество масла. "Может, тебе нужно еще?" — спросил его земледелец. "К сожалению, у меня не осталось денег", — ответил посланец. "Я дам тебе взаймы", — предложил земледелец и отмерил ему еще масла на 180 тысяч динаров. Говорили, что во всей земле Израиля не осталось ни единой лошади, мула или верблюда, которого бы не нанял тот посланец, чтобы увезти домой купленное масло. Когда посланец вернулся домой, люди вышли, чтобы отблагодарить его. "Хвалите не меня, а того, кто отмерил мне масла на миллион динаров и еще дал в долг. Он заслуживает настоящей похвалы, ибо, несмотря на свое богатство, трудится в поле, как простой работник".
…Слова Яакова также означали пророчество, что дочери Ашера будут выходить замуж за коаним и их потомки станут носить восемь священных одежд первосвященников (слово "шмена", "тучный", можно прочитать как "шмона", "восемь").
И БУДЕТ ДОСТАВЛЯТЬ Небесному ЦАРЮ ЯСТВА.
Здесь Яаков говорит о том, что Ашер будет доставлять в Бейт-Амикдаш шемен амишха — масло помазания.

* * *
НАФТАЛИ — ПРЫТКАЯ ЛАНЬ.
Яаков благословил удел Нафтали, как и удел Ашера, богатым урожаем. Земля Нафтали будет орошаться естественными водоемами, и потому ее плоды будут вызревать быстрее, чем в других уделах.
А что означали слова Яакова о том, что Нафтали — самый быстроногий из всех братьев? Быстроногий — значит, выполняющий слово Ашема быстро, без промедления.
Когда братья собрались в пещере Махпела, чтобы похоронить там Яакова, Эсав стал оспаривать право Яакова на эту пещеру. И тут на помощь пришел быстроногий Нафтали — он, как "прыткая лань", мгновенно преодолел расстояние до Египта и принес необходимый документ, подтверждающий, что Яаков выкупил у Эсава его долю в пещере.
И ГОВОРИТ ОН ПРИЯТНЫЕ СЛОВА.
1. Приятны слова Торы, исходящие из уст Нафтали. Так как его земли были плодородны и не требовали особого ухода, все свободное время он посвящал изучению Торы.
2. Из его рода происходит пророчица Двора, известная тем, что воспела хвалебную песнь миру.

* * *
БЕН ПОРАТ ЙОСЕФ БЕН ПОРАТ АЛЕЙ АИН.
Эта ивритская фраза имеет много значений.
1. Йосеф — МИЛЫЙ (прелестный) СЫН, МИЛОВИДНЫЙ СЫН. В такой трактовке слово "порат" связывается с арамейским словом "милость".
2. ЭТО СЫН, РАЗОРВАВШИЙ УЗЫ ДРУЖБЫ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ, злословя на них перед отцом. А ОНИ ПОРВАЛИ УЗЫ БРАТСТВА, продав его. Согласно этому толкованию, слово "порат" происходит от корня "эй", "пэй", "рэш" — "портить". Причем слово "порат" повторяется в отрывке два раза — здесь содержится намек на то, что испорчены два вида отношений. "Алей аин" означает, что ненависть братьев возникла из-за того, что Яаков положил на Йосефа "свой глаз", уделял ему особое внимание.
3. ЭТО СЫН, РАССТРОИВШИЙ планы своей госпожи, отказавшийся послушаться ее приказа; а ОНА РАССТРОИЛА (его спокойствие) и отправила его в темницу (т. е. "подняла свои глаза" на него).
4. ЭТО СЫН, ВСТАВШИЙ ВО ВЕСЬ РОСТ, чтобы заслонить свою мать, и ЗАГОРОДИВШИЙ ВЗОР (Эсава). (Слова "бен порат", которые означают возвышение и величие, повторяются дважды еще и затем, чтобы дать понять, что Йосеф поднялся до самого высокого поста в стране в награду за то, что выпрямился во весь свой рост и загородил свою мать — "аль аин" — от дурного глаза Эсава.)
Ашем сказал: "В награду за то, что ты защитил свою мать от взгляда Эсава, твои потомки будут защищены от дурного глаза!" Это обещание сбылось, когда пророк Билам хотел проклясть общину Израиля: "И поднял Билам свои глаза" ("Бемидбар" 24:2) — т. е. хотел навредить народу Израиля, но в заслугу Йосефа его желание не сбылось.
ДОЧЕРИ КИДАЛИ ДРАГОЦЕННОСТИ в него, когда стояли НА СТЕНЕ.
Когда Йосеф стал наместником Египта, его провезли на колеснице через всю страну. Египтяне, включая самых знатных дам, стояли на крышах и бросали в него драгоценности, только чтобы удостоиться взгляда. Однако он не смотрел в их сторону.
И сказал Ашем: "Клянусь, что за это одна из глав Торы (посвященная законам о наследовании) будет разъяснена благодаря дочерям из твоего колена — дочерям Целафхада".
И ОГОРЧАЛИ ЕГО (его жизнь наполнили горечью братья, а позже — жена Потифара), СТАНОВИЛИСЬ ЕГО ЗАКЛЯТЫМИ ВРАГАМИ И НЕНАВИДЕЛИ ЕГО. Но не только братья обижали его, не только Зулеха причинила ему горе:
БЫЛИ ЛУЧНИКИ, ПУСКАВШИЕ СТРЕЛЫ (стрелы — это сплетни, в которых он ложно обвинялся в том, что пытался соблазнить не только Зулеху, но и ее подруг), НО КРЕПОК ОСТАЛСЯ ЕГО ЛУК.
Йосеф собрал всю свою волю, чтобы устоять перед женой Потифара. Умея владеть собой, он устоял перед соблазном.
И за это он заслужил, чтобы ФАРАОН ВОЗЛОЖИЛ золотые УКРАШЕНИЯ НА ЕГО РУКИ.
Йосеф не совершил греха, ибо представил перед собой МОГУЩЕСТВЕННЫЙ образ — СВОЕГО ОТЦА, ЯАКОВА. И еще встал перед ним образ его матери Рахели, которая была КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ДОМА ЯАКОВА.
ЭТО Б-Г ТВОЕГО ОТЦА ПРИШЕЛ ТЕБЕ НА ПОМОЩЬ и послал все эти видения, чтобы ты смог устоять перед соблазном и не совершить греха.
ЭТО ВСЕМОГУЩИЙ БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ и даст тебе благословенный удел земли, расположенный в самом лучшем месте (местность Азкарот Шебабааль, которая находится ВЫСОКО), И БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ ГОРОДОМ БЕЙТ ШЕАН (который расположен в твоем уделе земли, в НИЗИНАХ, и весьма плодороден) БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ГРУДИ И ЧРЕВА.
1. Да будет благословенна мать, родившая и вскормившая такого великого сына! (Любовь Яакова к Рахели была настолько велика, что, даже благословляя Йосефа, Яаков прежде всего вспомнил о ее качествах, приписав достоинства сына заслугам матери.)
2. Да будут женщины твоего колена благословенны тем, что у них не будет преждевременных родов и у каждой будет достаточно молока для вскармливания детей.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ, дарованные Ашемом ТВОЕМУ ОТЦУ, МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ТЕХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ, какие Он дал МОИМ ПРАРОДИТЕЛЯМ.
ИБО ОН ДАЛ МНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, которого жаждали мои праотцы. Благословение, не имеющее предела и ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЕ ВЕСЬ МИР.
Яаков сказал: "Ашем обещал мне: "И распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг" ("Берешит" 28:14). А моим отцам, Аврааму и Ицхаку, Он дал в наследие только ограниченные пределы".
ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА И НА ЕГО ТЕМЕНИ, НАЗИРА СРЕДИ БРАТЬЕВ.
Почему Яаков назвал Йосефа назиром? С того времени как братья продали его в рабство, он вел себя подобно назиру — воздерживался от вина и не стриг волос.

* * *
БИНЬЯМИН, как волк, РАЗРЫВАЮЩИЙ добычу: УТРОМ ЕСТ СВОЮ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТ ЕЕ.
Яаков пророчествовал: "Храм будет построен в уделе Биньямина. Утром и вечером Небесный огонь будет сходить на жертвенник и поглощать жертву, подобно набрасывающемуся на добычу волку".
Когда царь Шломо собирался возводить Храм, все двенадцать колен вступили в спор: каждое из них требовало, чтобы Храм стоял в его уделе. Ашем объяснил им: "Все вы праведники, но, тем не менее, все вы принимали участие в продаже Йосефа. Только один из вас — Биньямин — не участвовал в этом. И поэтому Я хочу обитать в его уделе".
Ашем назвал родоначальников всех колен праведниками, зная, что они совершили эту продажу "лешем шамаим", ради Неба. Тем не менее, они совершили грех и должны быть за это наказаны.
Слова Яакова означали также: на заре еврейской истории один из потомков Биньямина, царь Шауль, захватит ненадолго трон. А когда затмится сияние еврейского государства, потомки Биньямина, Мордехай и Эстер, "разделят добро" Амана. Кроме того, сравнив Биньямина с волком, хватающим свою добычу, Яаков дал нам пророческий намек на судью Эуда, который в будущем обманом захватит свою добычу.

* * *
Почему, благословляя сыновей, Яаков сравнивал их с разными зверями?
Здесь содержится намек на то, что в будущем, когда язычники будут вынуждать евреев оставить Тору и соблюдение мицвот, те вдруг станут неподатливы и упрямы, как дикие звери. С другой стороны, Ашем называл Свой народ голубкой, и это было знаком того, что евреи Ему верны и преданны.
Хотя Яаков благословил каждого из своих сыновей особым качеством, сравнив Йеуду с сильным львом, Нафтали с быстрой ланью, а Биньямина с волком, каждый из них также получил все эти качества вместе взятые. То есть все они будут обладать силой льва, быстротой лани и так далее, но каждое колено будет одним из этих качеств выделяться.
Таким образом, хотя Яаков и дал каждому из колен свое особое благословение, тем не менее, это благословение в какой-то степени распространялось и на остальные колена. Когда Яаков закончил благословлять сыновей, он обратился к Ашему и попросил Его, чтобы все благословения исполнились. Ашем внял просьбе Яакова.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.