На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДЕТСКИЕ СТРАНИЧКИ

О банках, деньгах и важности хорошей репутации


Есть несколько простых, на первый взгляд, вопросов, которые порой задают родителям маленькие дети.
Откуда берутся деньги?
Куда они деваются?
Кто продает деньги?
Честно говоря, нас, взрослых, эти вопросы (особенно - второй) тоже интересуют. Конечно, если отвечать шуткой, то деньги берутся в тумбочке, деваются они в Бермудский треугольник, а продает деньги сумасшедший миллионер. Но если говорить о деньгах серьезно, то попадают они к нам в руки из банка. Банк - это такое учреждение, существующее специально для того, чтобы хранить и продавать деньги. Для банков деньги - такой же товар или продукт, как семечки для бабушки на рынке, как пиломатериалы для мебельной фирмы.
Представим себе, что Вы поедете через год учиться, к примеру, в Великобританию. Ваши родители собирают деньги на обучение. Если они положат их на Ваше имя в банк, то через год на эту сумму нарастет процент. Процент - это как бы плата банка Вам за то, что он некоторое время попользуется Вашими деньгами. И через год Вы снимете со своего счета уже не просто сумму денег, а сумму денег плюс проценты. Целый год банк распоряжается этими деньгами. Это значит, что они не лежат мертвым грузом, как они лежали бы дома в тумбочке, а работают.
Как они работают? Да очень просто. Таких же, как Вы, вкладчиков, у которых банк как бы одалживает деньги, много. Банк собирает вклады, дает их в виде кредита (то есть временно передает денежные средства с условием возврата, оплаты процента за пользование и под залог) бизнесменам или предприятиям. Кредит через обусловленное время возвращают с выплатой процента, который и является заработком банка. Не правда ли, просто и красиво?
Приведем такой пример. Один французский кондитер изобрел мятные леденцы для освежения дыхания. Вскоре его продукция начала пользоваться спросом, леденцов для продажи стало не хватать. Все, понятное дело, хотели освежить свое дыхание! До той поры он вместе с женой делал леденцы в кухне своего дома, но теперь увидел, что необходимо расширять дело. Где для этого взять денег? Кондитер отправился в банк за кредитом. В банке в обмен на кредит потребовали закладную на дом, так как ничего более ценного, чем эта недвижимость, у кондитера не было. Получив закладную, банк выдал кредит и назначил процентную ставку - 7 процентов. Кондитер вложил деньги в производство леденцов, старался успешно развивать свое дело и вскоре смог отдать банку полученные деньги вместе с процентом. Теперь кондитер уже сам превратился в одного из крупных вкладчиков этого банка, и банк предоставлял ему кредиты на самых выгодных условиях...
Для тех, кто имеет дело с банком, очень важен документ, где рассказывается о деятельности этого финансового учреждения. Называется он "Годовой отчет". Для банка он - все равно что дневник для школьника: на страницах этого отчета рассказывается о том, как работал и развивался банк в течение года, как менялись показатели его работы. Если выросла прибыль, увеличился собственный капитал, стало много клиентов - значит, мы имеем дело с надежным, устойчивым банком. Для банка самое важное - это его репутация. Если вкладчики считают данный банк надежным хранителем своих средств и продолжают из года в год держать вклады именно в нем, то директор банка может быть спокоен. Но если вдруг банк... Впрочем, давайте рассмотрим такой случай.
Когда-то давно, в один непрекрасный день, пронесся слух, что на территории Украины перестанут иметь хождение доллары. Естественно, вкладчики банков решили забрать свои валютные вклады, беспокоясь, чтобы они не пропали, ведь неизвестно, как будут менять доллары на гривни и будут ли менять вообще. А печальный опыт, когда во время финансовых кризисов граждане теряли свои вклады, уже был. В одном из банков (назовем его "банк "А"), решили вернуть деньги вкладчикам, чтобы клиенты успокоились и убедились, что их вклады не пропали. Банку "А" пришлось нелегко: деньги же не лежали в банке в мешках, а работали, то есть были выданы под закладные в виде кредитов и ссуд или вложены в развитие чьих-то производств. И потому банк был вынужден использовать свои резервные средства, которых, кстати, могло и не хватить. Однако спустя некоторое время, когда первые вкладчики сполна получили свои деньги, остальные поуспокоились, а тут и слухи развеялись, оказались ложными. Успокоенные клиенты, убедившись в том, что их вклады - в целости и сохранности, а главное - удостоверившись в надежной репутации банка, положили в банк "А" даже больше денег, чем вначале.
В банке "Г" поступили по-другому. Когда началась паника и клиенты стали приходить за своими вкладами, руководство банка "Г" приказало денег никому не выдавать. Возмущенные вкладчики обратились в газеты, на телевидение и, наконец, в суд. В банке "Г" опомнились и начали уверять вкладчиков, что это временное недоразумение и деньги вот-вот будут всем возвращены. Но люди уже не верили ненадежному банку. И хотя банк "Г" вернул людям вклады, он "прогорел", поскольку все свои деньги вынужден был раздать и своими неправильными действиями создал себе репутацию ненадежного банка. А репутация для банка - помните, что? Правильно - самое главное.
Что же делать банкам для укрепления своей репутации? Прежде всего - безоговорочно и сразу выдавать деньги своим клиентам. И - главное: банки должны постоянно информировать своих вкладчиков о состоянии своих финансовых дел. Тогда люди будут уверены в том, что их банк надежен, и слегка измененная поговорка о доме станет девизом: "Мой банк - моя крепость".
Возможно, то, что вы сегодня узнали про банки, показалось вам слишком сложным, а может, даже рискованным делом, и в будущем вы не захотите связать свою карьеру с этими учреждениями. Ну и необязательно! Не всем же быть банкирами - для этой деятельности нужно иметь способности, такие же, как слух для музыканта и чувство цвета для художника. Но биржи и банки существуют для того, чтобы мы могли пользоваться их услугами. И нам совсем не помешает знать, как они работают.

Анна и Петр ВЛАДИМИРСКИЕ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.