На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДАЙДЖЕСТ

ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В СТЕПНОМ КРЫМУ

Крым издавна притягивал внимание народов. Здесь всегда сосуществовали различные религии и вероисповедания. Нередко этот чудесный кусочек суши становился местом проведения социальных, политических и экономических экспериментов. Один из них — создание в конце 1920-х — начале 1930-х годов еврейских сельскохозяйственных поселений, коммун, товариществ и колхозов в степной зоне полуострова.
Переселение евреев и создание земледельческих колоний началось в 1923 — 1924 годах и первоначально носило стихийный характер. Первые 34 колонии, созданные в это время, заняли около 15 тысяч десятин земли в степной части Крыма. Евреи покидали насиженные места в России, Украине и Беларуси, где погромы в годы первой мировой и гражданской войн, ревизии времен военного коммунизма и разруха привели практически к полному их разорению.
Они стали людьми, "не имеющими определенных занятий", так называемыми "нетрудовыми элементами". Спастись от голодной смерти можно было только при условии работы на земле. Найти неосвоенные земли удалось в Северном Крыму. В 1925 году советское правительство приступило уже к плановому переселению евреев. Согласно постановлению ВЦИКа, им выделили тысячу с лишним десятин земли, на которых были организованы 11 колоний из 305 семей, создан национальный сельсовет — Ротендорфский (Ротендорф — Красное село).
Такого рода мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, требовали огромных инвестиций. Наличие договора между СНК СССР и Американским еврейским объединением агрономических корпораций ("Агро-Джойнт"), подписанного в декабре 1924 года, помогло решить проблему финансирования переселения евреев в Крым.
Немного раньше, в августе 1924-го, при Президиуме Совета национальностей ВЦИКа был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ). А в январе 1925 года образуется Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Основной задачей и целью этих структур было привлечение еврейского населения к общественно полезному труду, в основном сельскохозяйственному.
Как же распределялись роли между правительством СССР, КомЗЕТом, ОЗЕТом, "Агро-Джойнтом" и другими зарубежными благотворительными еврейскими организациями? Планирование, контроль, регулирование взяли на себя государственные и общественные организации СССР, а на иностранных партнеров, в основном — на "Агро-Джойнт", было возложено финансовое обеспечение функционирования хозяйств и создание всей инфраструктуры, в том числе — учреждений образования и культуры.
Газета "Красный Крым" 29 октября 1926 года писала: "Еврейские колонисты проявляют много энергии и выдержки. Никакие трудности, никакие препятствия их не удерживают, а агрономы, соприкасающиеся с новыми еврейскими колониями, отзываются о них очень хорошо". Об успехах еврейских колхозов говорилось на Всекрымском слете колхозников, который состоялся 8 октября 1930 года. Только осенью 1928 года, например, было поднято 68 тысяч га целины в степной части Крыма. В еврейских поселках работали паровые молотилки, сортировки и веялки, 5 заводов по переработке молочных продуктов, маслобойные, кожевенные, черепичные заводы, развивалось промышленное птицеводство. Благодаря колодцерубильной машине, привезенной из Америки, удалось быстро устроить артезианские и шахтные колодцы глубиной 80 — 120 метров, что решало сложную задачу обеспечения этих районов водой. При помощи французских плантажных плугов закладывались виноградники. Газета "Красный Крым" писала, что с виноградников колхоза "Соц вег" ("Социалистическая дорога") ежедневно отправляют в санатории Евпатории по 1000 — 1200 кг винограда.
И еще одно немаловажное свидетельство успехов еврейских переселенцев: в 1939 году 256 колхозников Крыма были занесены в Почетную книгу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в их числе — 64 еврея.
Огромное внимание в это время уделялось строительству жилья для переселенцев. В 1928 году был построен 441 жилой дом, в 1931 году — 3828. Все дети школьного возраста посещали учебные заведения. Действовало 79 школ
I ступени, 7 школ II ступени (так называемых школ колхозной молодежи), 15 вечерних школ по подготовке в вузы и техникумы для взрослых. В 1932 году во Фрайдорфе был открыт педагогический техникум с преподаванием на еврейском языке, а неподалеку от Сак (Чеботарки) — сельскохозяйственный техникум, преподавание в котором также велось на идиш. Все еврейские поселения были радиофицированы, почти все — электрифицированы, кинопередвижки имелись в каждом районе; активно работали избы-читальни, каждый год открывались библиотеки (только "красных уголков" насчитывалось 50). С октября 1930 года выходила радиогазета "Эмес" ("Правда"). Работал передвижной еврейский театр. Выходила газета "Ленин вег" ("Ленинский путь"). Центром средоточия культурной и общественной жизни еврейских поселков становились клубы, где переселенцы вместе встречали праздники и горевали, решали насущные вопросы и обсуждали задачи на будущее.
Одновременно с преобразованиями в области сельского хозяйства жители еврейских колхозов умудрялись бережно сохранять атмосферу, традиционно присущую еврейским местечкам. В колхозах были и свои стахановцы, и победители соцсоревнований, но дух еврейской общины — "идишкайт" — главенствовал над всем. Дух этот — в готовности помочь ближнему, милосердии и сострадании, поддержке и взаимовыручке. Только чувство единения спасало народ Израиля от исчезновения, оно же помогало и в период освоения земель степного Крыма.
Информация о том, что в Крыму создаются еврейские сельскохозяйственные поселения, облетела весь земной шар. Встречали эту новость с энтузиазмом, верой и надеждой на то, что появилось, наконец, место на планете, где евреи могут жить и трудиться, ощущая себя полноценными людьми, полноправными гражданами.
В 1925 году 25 семей из Палестины, воодушевленные идеей еврейских поселений, прибыли в Крым. Ими в Евпаторийском районе была основана коммуна "Виа-Нова" ("Новый путь"). Участь этих людей ужасна: в 1939 году все они были осуждены и расстреляны по обвинению в сионизме. "Врагами народа" были объявлены приехавшие строить первое в мире государство рабочих и крестьян — "Город Солнца" равных возможностей для всех.
Венцом эксперимента по переселению евреев в Крым стали поиск "агентов вражеских разведок", шпиономания. Так, в 1938 году началось преследование сотрудников "Агро-Джойнта", против которых выдвигалось стандартное обвинение: шпионаж в пользу США. Доставалось и рядовым колхозникам.
Финальную точку в развитии событий поставило нашествие гитлеровцев...
И все-таки, почему именно сегодня мы возвращаемся к этому скромному эпизоду истории?
Во-первых, потому, что картину событий пока еще можно воссоздать практически полностью. Завтра это будет не просто сложно, но, пожалуй, невозможно, учитывая масштабы эмиграции из Украины еврейского населения. А ведь история не прощает незнания и невежества.
Во-вторых, симферопольское еврейское общество "Яд эзра" — "Рука помощи" — помимо решения разнообразных общественных и благотворительных задач считает необходимым и создание музея евреев Крыма. А это значит, что появилась организация, заинтересованная в том, чтобы история полуострова рассматривалась полнокровно, ибо евреи жили здесь, по крайней мере, с начала нашей эры. В настоящее время, как и в далекие 1920 — 1930-е, финансовую, организационную и методическую помощь в разработке программы оказывает Американский еврейский распределительный комитет "Джойнт".
В-третьих, мы становимся свидетелями очередной волны антисемитизма. История еврейских сельскохозяйственных поселений в северной части Крыма — сама по себе доказательство, причем неопровержимое, состоятельности евреев не только в области искусства и науки. Это подтверждение трудоспособности, дееспособности народа, которому не чужд никакой, даже самый тяжелый физический труд. Государство Израиль — воплощение всего этого, воплощение яркое и красноречивое.
В-четвертых, социологические исследования, проведенные сотрудниками "Яд эзра", показали, что около 60 процентов современного еврейского населения Крыма — это "агроджойнтовцы", участники описанных событий или же их потомки. А это, в свою очередь, означает: идея, положенная в основу создания еврейских сельхозпоселений, близка и понятна тем, кто живет сейчас. И несмотря на разобщенность, разрыв между поколениями, осталась нить, связующая и объединяющая евреев разного возраста: раз есть общее прошлое — следовательно, возможно и общее будущее.
Еврейский народ смог не просто выжить физически, но пронести сквозь века гонений свои традиции, культуру, язык благодаря многим факторам. В том числе и благодаря бережному отношению к институту семьи, включающему самый широкий круг родственников. Для крымских евреев исторический факт сельхозпоселений в степном Крыму — объединительная идея, облегчающая поиск выхода из современного кризиса.
В-пятых, проанализировав события семидесятилетней давности, мы можем сделать выводы о том, что такое национальная политика государства, межнациональные отношения и каково участие во всех этих "проблемах" простых тружеников, людей любой национальности. Жить в мире и добрососедстве — таково стремление подавляющего большинства. А вот государственные акции, направленные против конкретного народа или нации, навсегда останутся на совести недальновидных и недобросовестных политиков. Переселение евреев в Крым, освоение незаселенных (подчеркиваем еще раз — незаселенных) районов полуострова устраивало власти всех уровней в конце 1920-х. Однако в начале 1930-х годов ситуация изменилась, и в результате была создана Еврейская автономная область в Приамурье. Это больше похоже на издевательство или трагикомический фарс, стоивший тысяч жизней. Каждый человек волен жить там, где он хочет. И никакие религиозные или политические препятствия не должны воздвигаться на этом пути. А создают эти препоны либо ради славы, либо ради власти, либо ради денег, но никогда — ради людей, ради народа.
И еще одно, последнее, замечание. Изучать историю еврейских сельхозпоселений в Крыму необходимо серьезно и глубоко. Потенциал этого явления велик, потенциал еврейского народа огромен. Когда евреев обвиняют в отсутствии чувства Родины, эти обвинения беспочвенны. Потерять украинскую диаспору евреев полностью — значит, утратить большой пласт культуры — созидающей, творческой и производительной.

Александр ГЛУБОЧАНСКИЙ,
Елена РИВКИНА,
"Мы здесь", США.

(По публикации
в "Еврейском обозревателе".)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.