На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ЯАКОВ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ

Наконец Яаков собрал всех сыновей, чтобы дать им благословение перед смертью. Он попросил Ашема прислушиваться к молитвам его сыновей в дни, когда им будет особенно трудно. Затем он дал два пророчества.
— В дни избавления из египетского рабства вы соберетесь со всех концов Египта в город Рамсес, чтобы оттуда покинуть страну. Во времена Машиаха к Йеуде и Биньямину присоединятся десять пропавших колен. Только об одном я прошу вас — уважайте Йеуду и Биньямина, ибо Йеуда — царь, а Биньямин возлюблен Ашемом. Очищайте себя, чтобы мои благословения осуществились! Держитесь вместе, будьте всегда в согласии друг с другом, и тогда вы будете достойны того, чтобы Машиах принес вам окончательное избавление.
Яаков хотел открыть своим сыновьям срок конечного избавления, но в этот момент Шехина покинула его, и он не смог больше ничего сказать.
Почему Яаков хотел открыть сыновьям срок прихода Машиаха? Мы уже раньше говорили, что этот срок — тайна, скрытая Ашемом от людей. Однако Яаков знал, что даже если его сыновьям станет известен день избавления, это не поколеблет их веры в Ашема. Тогда почему Ашем все-таки помешал Яакову исполнить свое намерение? Ашем решил, что срок избавления должен оставаться тайной и для сыновей Яакова, ибо грядущие поколения, не будучи такими великими, как они, могут впасть в отчаяние при мысли, что избавление еще так далеко.
Когда Яаков почувствовал, что Шехина покинула его, он испугался, что кто-то из его сыновей не достоин б-жественного благословения. Поэтому он спросил их: "Как я могу узнать, что сердца ваши целиком с Ашемом?"
В ответ они в один голос сказали: "Шма, Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад!" ("Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем один!")
С благодарностью поклонился Яаков Ашему и тихо ответил: "Барух Шем квод малхуто леолам ваэд" ("Да будет благословенно Имя Того, Чье царство продлится вовеки!")
Затем Яаков благословил каждого из своих двенадцати сыновей.

* * *
РЕУВЕН, ТЫ МОЙ ПЕРВЕНЕЦ. Ты необычный первенец, достойный хвалы! Ты не похож на других первенцев, которые воровали и разбойничали. Например, первенец Эсав был готов принести своему отцу мясо украденной скотины. Ты же не мог даже притронуться к тому, что не принадлежит тебе. Когда ты выходил в поле во время жатвы, то приносил своей матери только дикие, никому не принадлежащие растения, дудаим.
Первенцы часто ненавидят своих братьев. Каин ненавидел Эвеля; Ишмаэль ненавидел Ицхака; Эсав ненавидел Яакова. Ты не умеешь ненавидеть — и в свое время просил братьев не проливать кровь Йосефа.
ТЫ — МОЯ МОЩЬ И НАЧАТОК МОЕЙ СИЛЫ!
Эти слова означают:
1) ты — сын, родившийся от первой силы моего мужества;
2) твои потомки будут доблестными, сильными мужами и смогут завоевать Эрец Исраэль.
ТЫ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ВЫШЕ СВОИХ БРАТЬЕВ — ПО ПРАВУ ПЕРВОРОДСТВА, СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ И ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ.
Что Яаков имел в виду?
— Тебе, как первенцу, причиталась двойная доля наследства;
— ты должен был стать коэном;
— тебе полагалось стать прародителем царской династии.
НО ТЫ ПОТЕРЯЛ ЭТИ ПРАВА.
— Двойной долей первенца награжден Йосеф;
— священнослужение даровано Леви;
— царская власть дарована Йеуде.
Порывистый, КАК ВОДА, стремительно несущаяся по своему руслу, ТЫ НЕ БУ-ДЕШЬ ПРЕВОСХОДИТЬ других братьев.
Ибо ты отстаивал права своей матери — но в ревности своей расстроил оба ЛОЖА (ложе своего отца и ложе Шехины).
ТЕМ САМЫМ ТЫ ОСКВЕРНИЛ ШЕХИНУ, ПОКОИВШУЮСЯ НАД МОИМ ЛОЖЕМ.
Так завершилось благословение Реувена.

* * *
ШИМОН И ЛЕВИ — БРАТЬЯ. Они действительно проявили себя как настоящие, преданные братья, но только по отношению к Дине, а не к Йосефу.
ОРУЖИЕ ИХ УКРАДЕНО. Украдено у Эсава, ибо они занялись не своим делом, когда убивали жителей Шхема. Вести войну и пускать в ход меч подобает Эсаву, но не нашему роду.
ДА НЕ БУДЕТ ПРОИЗНЕСЕНО МОЕ ИМЯ НА ИХ ТАЙНОМ СОВЕТЕ. Да не будет упомянуто мое имя в будущей истории с Зимри, когда колено Шимона поднимется на Моше и их руководитель Зимри захочет взять в жены женщину из Мидиана.
ДА НЕ ЕДИНИТСЯ С НИМИ МОЯ ЧЕСТЬ. Чтобы не было моего имени в перечислении предков Кораха, сторонники которого восстанут против Моше и Аарона!
Почему Яакову так важно было уберечь свое имя и не допустить, чтобы оно стояло рядом с именами его будущих потомков — Зимри и Кораха? Будущие поколения должны знать: бунты возникли из-за зависти и злобы их предводителей и не имеют ничего общего с чертами характера нашего праотца.
Желание Яакова сбылось. Тора не называет его имени в связи с мятежом Кораха. "Корах, сын Йецара, сына Кеата, сына Леви" ("Бемидбар" 16:1) — так перечисляет Тора, не возводя Кораха к Яакову.
ИБО В СВОЕМ ГНЕВЕ за Дину ОНИ УБИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ ИСКАЛЕЧИЛИ ВОЛА.
Шимон и Леви отомстили за Дину, уничтожив жителей Шхема. Тем самым они нанесли громадный ущерб авторитету нашей веры. Как теперь нам будут доверять геры, если Шимон и Леви не сдержали своего слова по отношению к жителям Шхема, принявшим наши условия и сделавшим обрезание?
Еще известно, что они замышляли убить Йосефа, которого Тора называет "волом".
Яаков хотел продолжить свою речь и проклясть Шимона и Леви за уничтожение Шхема, но уста не послушались его, и он проклял только их гнев, воскликнув: ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТА ИХ ЯРОСТЬ, ИБО ОНА МОГУЧА, И ИХ ГНЕВ, ИБО ОН СВИРЕП!
Яаков пророчески предвидел в характерах колен Шимона и Леви вспыльчивость и гнев, которые станут причиной их восстания против Моше. Поэтому он проклял их гнев, первопричиной которого был змей — йецер ара, склонивший в свое время к греху Хаву.
РАЗЪЕДИНЮ Я ИХ СРЕДИ ЯАКОВА. Ибо опасно для всех окружающих, когда эти два колена выступают вместе. Стоит им объединиться — и никто не может им противостоять.
Слова Яакова сбылись. В Эрец Исраэль колено Шимона не имело единого надела. Вместо этого участки их земли были разбросаны внутри колена Йеуды. А колено Леви вообще не получило удела в Святой Земле. Левиты проживали в сорока восьми городах, рассеянных по всей территории Страны.
И РАССЕЛЮ ИХ В ИЗРАИЛЕ.
Большинство бедняков и переписчиков Торы будут из колена Шимона. Они будут рассеяны, т. е. должны переходить с места на место в поисках заработка и сбора цдаки. Колено Леви тоже будет рассеяно, но ему предназначено обходить людей и собирать деньги, предназначенные им по закону. То есть пророчество Яакова сбудется и для этого колена, но более почетным образом: люди из колена Леви будут переходить с места на место для того, чтобы собирать труму и маасер (десятую часть урожаев), причитающиеся им по праву.
Шимон и Леви вышли от отца, пристыженные. Услышав резкие слова Яакова, все остальные колена стали с опаской ожидать своей очереди, боясь получить от отца подобный выговор.

* * *
Тем временем настала очередь Йеуды. Отец сказал ему:
— Ты поступил правильно, признав свою вину в истории с Тамар. Поэтому, ЙЕУДА, ТВОИ БРАТЬЯ ПРИЗНАЮТ ТВОЕ ВЕЛИЧИЕ.
Я тоже признаю его, ибо несправедливо заподозрил тебя в убийстве Йосефа. За это ты избран стать царем.
— царь Давид и все последующие монархи будут твоими потомками;
— Нахшон, главный среди князей, будет из твоего потомства;
— в пустыне именно твой флаг будет первым в колонне евреев;
— Отниэль, первый из Судей, будет вести от тебя свой род.
Все три Храма будут построены потомками из твоего колена:
— Первый Храм построит царь Шломо;
— Второй Храм построит Зерубавель;
— Будущий Третий Храм построит Машиах.
Твое имя распространится на весь народ: евреев будут называть не реувеним, шимоним и т. д., а йеудим!
ТВОЯ РУКА — НА ЗАТЫЛКЕ ТВОИХ ВРАГОВ. Твой потомок Давид будет преследовать своих врагов, обращая их в бегство, так что будут видны только затылки убегающих. Твои потомки будут искусными лучниками, разящими своими стрелами врагов прямо в затылки.
Почему потомки Йеуды заслужили это особое благословение — умение метко стрелять? Таково вознаграждение за то, что Йеуда опустил со стыдом свою голову, признавая свою вину в происшествии с Тамар.
Но эти слова относятся и к самому Йеуде. Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что именно Йеуда убил Эсава, сразив его своим метким ударом. Как это случилось?
Когда умер Ицхак, хоронить его пришла семья — Яаков, Эсав и представители колен. Захоронение происходило в пещере Махпела. Сыновья и внуки сели оплакивать Ицхака, а когда колена покинули пещеру, там остался один Яаков. Вот тут-то и пришло к Эсаву решение расправиться с братом. Он подумал: "Теперь мне ничто и никто не мешает расправиться с ним, ведь отец уже мертв". И он, крадучись, вошел в пещеру. Однако в этот момент его увидел Йеуда, который тут же понял, что замыслил Эсав. Он немедля последовал за дядей — и оказался прав, ибо еще мгновение — и Эсав мог нанести Яакову смертельный удар. Не растерявшись, Йеуда выхватил свой меч и поразил Эсава. Заметим, что Йеуда не стал убивать Эсава ударом спереди, ибо тот был похож на отца. Поэтому он убил Эсава сзади, со спины, осуществив пророчество Яакова: "Твоя рука — на затылке твоих врагов".
(С другой стороны, в Гемаре ("Coтa" 13a) утверждается, что не Йеуда убил Эсава во время похорон Яакова, а Хушим, сын Дана. Комментатор (Тосафот в "Гитин" 556) объединяет две эти версии, объясняя, что удар Эсаву нанес Хушим, но смертельно ранил именно Йеуда.)
ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ТВОЕГО ОТЦА.
Все колена поклонятся тебе. Даже когда Израильское царство разделится надвое после смерти царя Шломо, подданные царства Десяти Колен будут кланяться твоим потомкам, приходя в Иерусалим.
ТЫ, ЙЕУДА, КАК МОЛОДОЙ ЛЕВ.
Сначала твое владычество не будет прочным. Подобно детенышу льва, ты еще не достиг своей полной силы. Но в будущем ты упрочишь свою царскую власть и будешь сравним с могущественным львом.
И это предсказание Яакова сбылось. Давид стал вождем народа задолго до восхождения на трон, который принадлежал не ему, а Шаулю. Однако впоследствии Давид стал законным царем.
СКЛОНИЛСЯ ОН, ПРИПАЛ К ЗЕМЛЕ, КАК ЛЕВ. КАК ЛЬВИЦУ — КТО ЕГО ВСПУГНЕТ?
Колено Йеуды будет склоняться и припадать к земле со времен Переца, сына Йеуды, и до царя Давида (который до определенного времени будет вождем колен, но не законным царем). Как только его владычество упрочится, он приобретет безопасность — и вот тогда можно будет сравнить его со львицей, которую никто не в силах спугнуть. То же пророчество относится к временам правления царя Шломо, о котором сказано: "И пребывал Израиль в безопа-сности — каждый под своей лозой" ("Млахим" I 5:5).
НИКОГДА СКИПЕТР НЕ ОТОЙДЕТ ОТ ЙЕУДЫ, И не переведутся МУДРЕЦЫ В ТВОЕМ ПОТОМСТВЕ
Яаков пророчествовал о Йеуде: "Со времен царя Давида и дальше царское правление будет принадлежать только тебе. Даже после разрушения Храма ты удержишь свою власть с помощью Санхедрина. Станешь ты вождем и в изгнании, ибо даже в Вавилоне евреи будут уважать авторитет главы галута, происходящего из твоего рода".
Власть будет принадлежать Йеуде и во времена изгнания, до тех пор ПОКА НЕ ПРИДЕТ МАШИАХ (Машиах тоже будет из потомков Йеуды). ПРИТУПИВ ЗУБЫ НАРОДАМ (т. е. подчинив их своей власти), АШЕМ СОБЕРЕТ ОБЩИНУ ИЗРАИЛЯ (уподобленную вину) В ГОРОДЕ (Иерусалиме). И ОБЩИНА ИЗРАИЛЯ (называемая "сорек" — "благородное вино") ПОСТРОИТ ЕМУ БЕЙТ АМИКДАШ. ОМОЕТ ОН В ВИНЕ СВОЮ ОДЕЖ-ДУ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ — СВОЕ ОДЕЯНИЕ.
Здесь имеется в виду кровь корбанот (жертв), которые евреи будут приносить во времена Третьего Храма. Поскольку принесение корбана искупает сынов Израиля, о них говорится — "омывают свою одежду" в крови ягод. Кровь гроздьев символизирует отмщение, которое получит в будущем Эдом за то, что он угнетал евреев. Этот стих Торы восхваляет землю, которая будет принадлежать колену Йеуды, — из нее будет струиться вино, как вода из горного ключа. Даже маленькая лоза в его уделе будет настолько плодоносна, что житель этой земли сможет нагрузить осла ее плодами. А урожай большой лозы надо будет вывозить на двух ослах.
ЕГО ГЛАЗА БУДУТ КРАСНЫ ОТ ИЗОБИЛИЯ ВИНА, А ЗУБЫ БЕЛЫ ОТ изобилия МОЛОКА в его земле.
В словах Яакова кроме благословения удела Йеуды есть намек на великих мудрецов Торы, которые произойдут из его колена. Яаков пророчествовал, что потомки Йеуды будут членами Санхедрина (который называют "глазами", ибо его члены — руководители общины), а их познания в Торе, уподобляемой вину, будут весьма обширны. Они будут настолько упорны в изучении алахот (законов), что алахот станут совершенно понятными — льющимися из их уст, как чистое молоко.
Кстати говоря, наши мудрецы учат, что доброжелательность и улыбка по отношению к ближнему значат очень много. Причем учат они это из слов Яакова, который утверждал, что "улеван шинаим (тот, кто показывает свои зубы, т. е. улыбается) мехалав (лучше того, кто дает другому молоко)".

* * *
ЗЕВУЛУН БУДЕТ ОБИТАТЬ У МОРСКОГО БЕРЕГА, И БУДЕТ ОН КОРАБЕЛЬНОЙ ГАВАНЬЮ.
Яаков предсказал: "Зевулун будет обитать на морском побережье..." — поэтому он станет заниматься торговлей, а на доходы от своего ремесла будет содержать своего брата Иссахара, который посвятит свою жизнь изучению Торы. Поскольку Зевулун поддержит брата в этом мире, его ждет вознаграждение в будущем мире вместе с Иссахаром.
Но Зевулун не был доволен своей долей и пожаловался Ашему:
— Как же так, все мои братья получили поля и виноградники, которые обеспечат их пропитанием, мне же Ты дал моря и реки! Какой в них толк?
— В тебе будут нуждаться, — ответил ему Ашем, — все остальные колена, ибо в принадлежащих тебе водах будет обитать моллюск хилазон, из которого добывается тхелет — синяя краска для окрашивания кистей цицит.
— Но море принадлежит всем! Все могут заняться ловлей моллюска, не я один.
— Не волнуйся, — ответил ему Ашем. — Обещаю тебе, что у того, кто будет заниматься этим промыслом без твоего разрешения, не будет благословения в торговых делах, и он не преуспеет.
И ПРЕДЕЛ ЕГО ЗЕМЛИ БУДЕТ У ЦИДОНА.
Эти слова Яакова как бы определяют северную границу удела Зевулуна и содержат намек на то, что пророк Иона выйдет из его колена (мать Ионы была родом из Цидона, принадлежавшего колену Ашера, а отец — из колена Зевулуна).

* * *
ИССАХАР — КРЕПКИЙ ОСЕЛ. Он понесет на себе бремя Торы, как крепкий осел, который носит на себе тяжелую ношу.
Почему Иссахар сравнивается именно с ослом? Может быть, ему более соответствовало сравнение с каким-нибудь животным поблагороднее, например, с могучим медведем? Дело в том, что осел не сопротивляется, когда на него навьючивают тяжелую ношу, и терпеливо тащит свою поклажу. В этом суть сравнения покорного, но крепкого осла с народом Израиля, который, охотно принимая ярмо Торы от своего Властелина, способен нести его на себе. Осел, как известно, менее других тщеславен, честно работает на своего хозяина. То же самое и Иссахар, изучающий Тору: он пренебрегает своим личным престижем и живет ради прославления Имени Ашема.
НАКЛОНЯЮЩИЙСЯ К ЗЕМЛЕ при прохождении МЕЖДУ ГРАНИЦАМИ…
Осел, находясь в пути и днем, и ночью, не имеет постоянного ночлега. Когда он хочет отдохнуть, то ложится прямо на землю у границ любого города, куда несет свою поклажу. Иссахар ведет себя так же: ради изучения Торы он готов к любым лишениям.
И УВИДЕЛ ОН, ЧТО ХОРОШ ПОКОЙ…
Понял, что настоящее спокойствие сознания, свободу от йецер ара можно обрести только тогда, когда посвящаешь свою жизнь занятиям Торой.
…И ЧТО ПРИЯТНА ЗЕМЛЯ.
Иссахар получил благословенный и плодородный удел Святой Земли, который позволил ему получать урожай ценой минимальных усилий. И все это только для того, чтобы можно было уделять максимум времени изучению Торы.
В уделе Иссахара вызревали плоды, которые всех поражали своими размерами. Когда кто-то из приезжих видел их, то удивлению не было предела. И тогда местные евреи говорили: "Вы удивляетесь, глядя на эти плоды? Здесь нет ничего удивительного. Если бы вы знали, сколько сил в изучение Торы вкладывают их хозяева, то перестали бы удивляться. Ашем даровал им гигантские плоды, ибо они затрачивают гигантские усилия на изучение Торы!"
Это объяснение звучало настолько убедительно, что многие язычники обращались в иудаизм.
И НАКЛОНИЛ ОН СВОЕ ПЛЕЧО, ДАБЫ НЕСТИ НОШУ (то есть взвалил на себя бремя Торы), И СТАЛ СЛУГОЙ, РАБОТАЮЩИМ В УПЛАТУ ДАНИ (Иссахар стал истинным слугой Ашема, все силы отдающим служению Ему).
Двести членов Санхедрина, определявшего алаху для всего еврейского народа, являлись выходцами из этого колена.

* * *
ДАН БУДЕТ СУДИТЬ СВОЙ НАРОД — ПОДОБНО ОДНОМУ СРЕДИ КОЛЕН (подобно Йеуде).
Яаков пророчествовал: "Из колена Дана выйдет судья столь же великий, как вождь (колена) Йеуды!" Яаков имел в виду судью Шимшона.
ДАН СТАНЕТ ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ.
Описывая жизнь Шимшона, Яаков пророчествовал: "Я пред-вижу деяния судьи Шимшона, которого можно уподобить змею".
— Как мстительный змей, отомстит Шимшон филистимлянам;
— змеи — в отличие от других животных — мстят своим врагам только поодиночке, никогда не собираясь вместе. Так и Шимшон — он будет истреблять филистимлян один, без посторонней помощи;
— оружие змея находится в его голове (ядовитые зубы); и оружие Шимшона коренится в его голове. Он будет разить врагов мощью назорейства (назиру запрещено стричь волосы);
— яд змея опасен даже после его смерти. И здесь есть нечто общее с Шимшоном: уже погибая, он смог нанести удар по филистимлянам.
Произошло это так. Жена Шимшона, филистимлянка Далила, предала его, открыв соплеменникам секрет его сверхъестественной силы. Секрет заключался в волосах, которые он никогда не стриг. Усыпив Шимшона, Далила позвала на помощь людей, чтобы те остригли ему волосы. В тот же миг Шимшон лишился своей силы. И тогда враги выкололи ему глаза и, заковав в цепи, привезли в Газу, где заставили работать на мельнице. Но его волосы тем временем стали отрастать. И вот как-то раз собрались все филистимлянские начальники, чтобы принести жертвы своему богу Дагону — в благодарность за то, что тот помог им справиться с Шимшоном. Они пили вино и веселились, и их радости не было предела. В пьяном угаре они решили позвать на свой пир Шимшона, чтобы поиздеваться над ним. "Позовите сюда этого силача, — приказали они слугам. — Пусть он позабавит нас". Привели Шимшона и поставили между столбами, на которых держался дом. Тогда он обратился к мальчику, который был у него поводырем: "Подведи меня к столбам, которые держат этот дом. Я устал и хочу прислониться к ним, чтобы не упасть от слабости". Когда он почувствовал опору, то взмолился Ашему: "Властелин Вселенной! Вспомни о том, что за двадцать два года, на протяжении которых я судил еврейский народ, я ни разу не просил ничьей помощи. Если в будущем мире меня ждет награда, то я готов отказаться от ее половины лишь за то, чтобы сейчас совершить кидуш Ашем и отомстить филистимлянам". Ашем услышал просьбу Шимшона и вернул ему былую силу. Почувствовав это, Шимшон ухватился за два главных столба, на которых держалось здание, и со всей мощью надавил на них. Здание накренилось и рухнуло, похоронив под собой десятки тысяч филистимлян. Погиб и Шимшон, отомстив за всех, кто погиб от руки врага. В последнюю минуту своей жизни он убил столько иноверцев, что они на протяжении двадцати лет боялись причинять зло сынам Израиля.
…СТАНЕТ АСПИДОМ НА ПУТИ…
Эта фраза означает: "Шимшон будет хромать на обе ноги". (Наши мудрецы слово "шфифон", "аспид", толкуют как дважды хромой.) Но и тогда он сможет одолеть врагов силой своей святости.
…КОТОРЫЙ ЖАЛИТ КОНЯ В НОГУ, ТАК ЧТО ЕГО ВСАДНИК ПАДАЕТ НАВЗНИЧЬ. Тем самым Яаков предсказал, что Шимшон убьет тысячу филистимлян одной ослиной челюстью ("Шофтим" 15:15).
СПАСЕНИЯ ОТ ТЕБЯ ОЖИДАЮ, О АШЕМ!
Что означают эти слова, сказанные Яаковом в конце благословения Дана?
Когда Яаков получил пророчество о Шимшоне, он решил, что Шимшону уготовано стать предтечей Машиаха. Но позже ему стало ясно, что Шимшона ожидает гибель, и тогда он воскликнул: "Нам еще придется ждать, пока последний избавитель принесет нам окончательное спасение!"

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.