На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕЦАВИМ — ВАЕЛЕХ


Перед нами сдвоенная глава, вернее, две недельные главы, которые на этот раз в годовом цикле чтения Торы читаются вместе, одна за другой. Первая, "Нецавим", начинается стихом: "Вот вы стоите сегодня все перед Всевышним". Вторая, "Ваелех", открывается словами: "И пошел Моше, и сказал эти слова всему Израилю (всему еврейскому народу)...".
Можно спросить, как понимаются эти два зачина. Что значит — "вот вы стоите"? Кто — вы? Почему сегодня? Где стоите? И почему все? Ко второй главе вопросы попроще: куда пошел Моше, почему нельзя начать сразу — "сказал эти слова"? Попробуйте сами ответить на эти вопросы. Тогда сразу многое прояснится. "Вот вы стоите сегодня". Если Тора обращается к тем, кто ее получал ТОГДА, то это одно. Но совсем другое — если Тора обращена к тому, кто ее читает в данный момент. В таком случае это МЫ с вами стоим перед Всевышним СЕЙЧАС, непосредственно сегодня.
Поверьте, когда евреи получили Тору на Синае через Моше, они сразу же обратили внимание на эти странные слова. И сказали: смелое пророчество! Оказывается, Тора не боится сказать, что она вечна! Что отсюда следует? Отсюда следует, что Тора не боится поведать евреям большую тайну: евреи тоже вечны!
Из простого анализа текста мы видим, что нашему народу уготовано вечное существование; по крайней мере, пока длится история человеческого рода. А что значит "перед Всевышним"? Это не что иное, как условие нашей вечной жизни. Покуда мы стоим перед Творцом, пока исполняем Его заповеди, не изменяя союзу, что установили с Ним более трех тысяч лет назад, — Он поддерживает нашу жизнь. Но как только изменим союзу (не дай Б-г!) — сразу уйдем в небытие...
Второй вопрос — куда пошел Моше? — и проще, и сложнее. Чтобы ответить на него, надо хорошо знать весь остальной текст или знать настолько хорошо, чтобы заметить: до сих пор, когда Моше хотел говорить с народом, он никуда не ходил — к нему приходили, он же оставался при своем шатре. И еще: для ответа хорошо бы ознакомиться с агадой; она рассказывает обо всем, на что в тексте есть намек.
Пошел — значит, что-то случилось. Авраам Ибн-Эзра со ссылкой на агаду указывает: в день, когда Моше исполнилось 120 лет, пошел он по ВСЕМ коленам проститься с ними и предупредить, чтобы не пугались — он идет умирать. Вы помните, Моше уже однажды уходил от евреев — на гору Синай, получать Тору. Тогда евреи, испуганные его задержкой, решили, что их лидер погиб, и принялись сооружать себе золотого тельца, чтобы было на кого возложить ответственность за судьбы народа, брошенного среди пустыни. И вот Моше говорит им: на этот раз я и впрямь не вернусь, но не пугайтесь напрасно, руководство народом
я передал в надежные руки, да и Всевышний вас не оставит; главное, чтобы вы не оставили Всевышнего... Так он обходил колено за коленом и говорил эти слова лично каждому. Ибо опасался, что они повторят грех золотого тельца...
Так Тору учить удобнее всего: задавать критические вопросы и искать на них ответы, исходя из того, что уже знаете. Чем больше будете узнавать, тем интереснее будут получаться вопросы, а значит, еще интереснее будет найти на них ответы.
...Моше призывал соплеменников не оставлять Тору. В нынешние времена приходится призывать ВЕРНУТЬСЯ к Торе. Какая польза в этом призыве? Разве из того, что еврей отпал от Торы, не следует, что его надо считать "отрезанным ломтем"? Не следует! Сама Тора пишет об этом: "И будет, когда сбудутся на тебе все эти слова — благословение и проклятие, которые я изложил тебе (так говорит Моше), то прими это к своему сердцу В СРЕДЕ ВСЕХ НАРОДОВ, куда забросил тебя Всевышний. (Скажите, как поняли это место евреи, когда получали Тору? Ведь они еще не были заброшены в среду чужих народов!) И обратишься ты к Всевышнему, и послушаешь Его голоса во всем (...) ты и твои сыновья (...) Тогда возвратит Всевышний твоих изгнанников, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых Он тебя рассеял (...) Даже если окажутся твои изгнанники на краю неба — и оттуда соберет тебя Всевышний, и оттуда возьмет тебя".
Конечно, это очень длинная цитата, но она очень важна. Выходит, что даже наше возвращение к заповедям Торы, некогда оставленным нашими отцами, предусмотрено в этой великой Книге! "И обратишься к Всевышнему". Да это же о нас с вами! Каждый возвращается к Нему своим путем. Один — через серьезные раздумья. Другой — через страдания. Третий — по наитию сердца.
Вот история, которую рассказывали в давние времена. В одном из польских городков практиковал врач, доктор Бернард, родом из эмансипированной еврейской семьи, большой специалист. Однажды, обследуя очередного больного, он определил, что болезнь того неизлечима. Тут же сыновья больного запрягли коня в повозку и поспешили к известному цадику Двидлу из Лелова (рабби Давид Бидерман, 1746 — 1814. Его звали Святым евреем). Цадик дал им бутылку сладкого вина и кусок медового пирога, сказав, что, когда больной скажет над ними благословение, сразу поправится. Так и произошло: больной сказал благословения — и поправился. Услышал об этом доктор Бернард и не поверил, ибо прекрасно знал, что при болезни, которую он определил у больного, ничто не может так ускорить смерть, как вино и пирог. Но чудо свершилось. И принялся доктор раздумывать... над теми же вопросами, которые одолевают нас с вами. Короче говоря, вернулся доктор к Торе и стал одним из приближенных рабби.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.