На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РЕЦЕНЗИЯ

ЗВЕЗДА ОБРЕТАЕТ ИМЯ


…Легкомысленная красавица случайно оказалась в провинциальном городишке. Увлеклась учителем астрономии. Чуть не вышла за него замуж. Но приехал за ней богатый приятель и раскрыл ей глаза на жизнь, которая может ожидать красивую женщину в таком захолустье. Таким образом пиршество духа оставляется ради благополучия тела, материального процветания. Ибо соловья не кормят баснями, а женщину — мудростью. Женщине нужны платья, духи, безделушки, светская жизнь, множество возможностей интересно проводить досуг. А учитель может обниматься со своим телескопом…

История мюзикла изобилует примерами, когда спектакли создавались по мотивам популярных кинофильмов. Так, одна из американских трупп создала мюзикл "Волшебник" по мотивам популярного музыкального кинофильма 1939 года "Волшебник страны Оз" на сюжет сказки Ф. Баума. Фильм "Все о Еве" послужил основой спектакля "Аплодисменты" (1970) с музыкой Ч. Страуза; фильм "Некоторые любят погорячее" (в советском прокате — "В джазе только девушки") — основой мюзикла "Сахар" (1972) с музыкой Дж. Стайна. Камерный мюзикл "Маленькая ночная музыка" (1973) был написан по мотивам фильма И. Бергмана "Улыбки одной ночи", и в том же году Ф. Лоу и А. Дж. Лернер создают сценический вариант своего музыкального фильма "Жижи".
Увидев на афишах Одесского театра музыкальной комедии название "Безымянная звезда", многие театралы сделали вывод: мюзикл поставлен по мотивам одноименного фильма Михаила Козакова, снятого в 1979 году. Однако это не так. И фильм, и мюзикл обладают одной и той же драматургической основой. Это пьеса румынского драматурга М. Себастьяна, по мотивам которой М. Ромашин и Ф. Гройсман написали либретто. Музыку композитор Марк Самойлов написал несколько лет назад во время пребывания в Атланте. Режиссер-постановщик спектакля — Заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, по его собственному признанию, фильм смотрел очень давно, даже не помышляя о сценическом варианте интерпретации сюжета о несостоявшейся любви астронома Морина Мирою и светской красотки Моны. Спектакль, кстати, это подтверждает: совершенно иные акценты, ходы. А вот как раз зрительскому сердцу все вспоминаются ставшие уже дорогими характеры, созданные когда-то Игорем Костолевским (Морин), Анастасией Вертинской (Мона), Светланой Крючковой (мадемуазель Куку), да и самим блистательным Михаилом Козаковым (Григ).
Только перед нами совершенно иная история. Вернее, две истории, так как два исполнительских состава играют различные спектакли. Поэтому на "Безымянную звезду" стоит сходить дважды (а вот на "Одессу-маму" ходить вообще не следует) — хотя бы для того, чтобы оценить уровень партнерства исполнителей главных ролей. Неожиданно раскрылся недавно возвратившийся в труппу Владимир Кондратьев — окрепший голос, убедительность существования на сцене, неподдельное обаяние… Его Морин — трогательный очкарик, слишком юный для того, чтобы удержать искушенную Мону в своем убогом жилище. Ведь это ночью ярко светят звезды, к которым обращены взоры влюбленных. Днем жизнь идет по совершенно иным законам, на приземленном уровне. И вот уже почти вообразившая себя небожительницей Мона (Заслуженная артистка Украины Ольга Оганезова) с ужасом озирается по сторонам: бедная обстановка, обшарпанная мебель, жутковатое платье из местного магазинчика… Мона Оганезовой пленяет зрелой красотой и осознанной привлекательностью; демонстрирует умение носить великолепные наряды (художник по костюмам Елена Лесникова создала для героини умопомрачительное "звездное" платье, переливающееся всеми красками ночного неба). Аплодисменты зрителей награждают актрису в сцене, когда она, застенчиво маскируя свои намерения стремлением перевязать Морину галстук, целует его. И когда на сцене появляется встревоженный ее бегством постоянный партнер Григ (подлинный шик присущ в этой роли Народному артисту Украины Владимиру Фролову), Мона долго и отчаянно борется с ним, с собой, со своей надеждой удержать счастье взаимной любви. Но здравый рассудок и холодный расчет диктуют ей любить бедного мечтателя на приличном расстоянии… И все же такая женщина достойна того, чтобы открытая Морином звезда получила ее имя — Мона.
Другая пара, Заслуженный артист Украины Сергей Лукашенко и лауреат конкурса артистов оперетты Инна Ковельская, представляют свою историю. Здесь Морин — довольно-таки зрелый субъект, засиделся в бобылях, а юная стрекоза Мона смогла увлечься им только в опьяняющем мерцании звезд… Красавица с видимым облегчением позволяет увезти себя столь же молодому повесе Григу (Тимофей Криницкий).
Окружение героев, как и они сами, привлекает мягкой манерой игры, тонкостью проработки характеров (читки пьесы проводились, как в драматическом театре, с полноценным "застольным" периодом). Чуть-чуть напоминают самого Марка Самойлова Заслуженные артисты Николай Завгородний и Юрий Осипов, исполняющие в очередь роль провинциального композитора Удри. Для этого персонажа автор музыки не пожалел трогательных интонаций, красивых арий и ансамблей (неслучайно практически после каждого музыкального номера зал разражается аплодисментами!). Режиссер волновался, насколько благосклонно отнесется композитор к "приджазованной" музыкальной редакции его творения и аранжировкам, выполненным Евгением Ульяновским, но Марк Самойлов был доволен. Впрочем, как и слушатели. Давно уже не появлялось в репертуаре Одесской оперетты столь ласкающего слух мюзикла.
А вот персонажи, связанные со школьной деятельностью нашего любителя астрономии… Нарочито откровенные наряды учениц не вяжутся с общей обстановкой жизни в городишке, даже идут вразрез с текстом либретто, когда Мона поет Земфереску, что променяла бы свои лучшие года на ее передник (а передника-то нет и в помине, и было бы совсем не лишним надеть этот передник хотя бы поверх обычной одежды Земфереску хотя бы в этой сцене, ведь девочка боится исключения из школы и стремится выглядеть прилично…). Хотелось бы большей глубины в образе мадемуазель Куку (эта роль поручена Заслуженной артистке Украины Виктории Фроловой и Людмиле Борисенко), ведь эта нелепая старая дева когда-то была хороша собой и еще способна измениться из-за поздней любви к Морину, но актрисы все тянут в гротеск да в гротеск… Впрочем, не исключено, что мне слишком помнится Светлана Крючкова и плохо скрываемая страсть ее героини…
В "Безымянной звезде" хороши сценография и балет, образы танцующих звезд, танец Морина и Моны, когда последняя порхает над ним на легких туфельках по траектории: буфет, табурет, стол…
Оправдали возложенные на них надежды балетмейстер-постановщик — Заслуженный деятель искусств России Сергей Грицай, приехавший с Подгородинским из Петербурга, и Заслуженный художник Украины Станислав Зайцев. Центром сценической конструкции стало окно, в котором Морин видит свои звезды, через которое к нему является Мона. И закономерная финальная мизансцена: разочаровавшийся в любви Морин вспрыгивает на подоконник, но совсем не для того, чтобы от отчаяния свести счеты с жизнью, а в попытке приблизиться к звездному небу. Отныне наука о звездах станет его единственной страстью. "Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви…" Чувствуется, что и публике, и артистам уже поднадоели подловатые, эпатажные спектакли, захотелось чего-то чистого, нежного, заставляющего душу трудиться. Можно без преувеличения сказать, что "Безымянной звезде" уготована долгая сценическая жизнь и судьба жемчужины репертуара нашего театра музкомедии.

Мария ГУДЫМА.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.