На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕЙСКИЕ АСЫ ГЕРМАНСКИХ LUFTWAFFE


Германский орден "Железный Крест" я увидел на одном из стендов музея израильских ВВС, что раскинулся на необъятной территории авиабазы "Хацерим" в пустыне Негев. Над стендом висела пожелтевшая фотография немецкого офицера в форме времен I мировой войны (1914— 1918 годов). Подпись гласила, что это награда лейтенанта Фридриха Рюденбурга, еврейского летчика Luftwaffe, впоследствии репатриировавшегося в Эрец Исраэль.
Лейтенант Фридрих Рюденбург не был одиночкой — всего в годы I мировой войны в составе Luftwaffe сражались более 200 еврейских летчиков, более 50 из них погибли в воздушных боях.
Многие стали гордостью германской военной авиации. Им посвящена книга "Еврейские летчики в мировой войне", вышедшая в Германии в 1924 году. Автор ее, Феликс Тейльхабер, еврей и сионист, во время I мировой войны был офицером медслужбы германских ВВС, одним из пионеров авиационной медицины. Тейльхабер написал свою книгу как дань памяти боевым товарищам — еврейским асам.
Среди еврейских пилотов можно выделить асов, вошедших в число самых выдающихся германских летчиков начала прошлого века. Речь идет о Вильгельме Франкле и Вилли Розенштейне.
Еврейский ас капитан Вильгельм Франкль стал одним из первых германских пилотов в 1913 году. В начале мировой войны добровольно вступил в ряды Luftwaffe и сбил 19 вражеских самолетов.
В историю военной авиации Вильгельм Франкль вошел как первый в мире летчик, сбивший вражеский самолет в ночном бою. Этот исторический бой произошел 2 апреля 1917 г. В годы войны Вильгельм Франкль был весьма популярен в Германии. В его честь была выпущена почтовая открытка с портретом и надписью "Наш самый успешный летчик", он вошел в число девяти самых выдающихся летчиков-истребителей, награжденных высшей наградой кайзеровской Германии — орденом Pour-le-merite, стал командиром эскадрильи (Jasta 4). Капитан Вильгельм Франкль погиб в воздушном бою 7 апреля 1917 года.
Лейтенант Вилли Розенштейн стал пилотом в 1912 году. Свои первые воздушные победы одержал в составе 17-й эскадрильи, командиром которой был... будущий рейхсмаршал нацистской Германии Герман Геринг. У Розенштейна произошла стычка с Герингом на почве антисемитизма, после чего Розенштейн потребовал перевода в другую эскадрилью. Несмотря на негативное отношение к евреям, Геринг при переводе Розенштейна дал ему отличную характеристику, назвав его "прекрасным и мужественным летчиком". Розенштейн продолжал воевать в 40-й эскадрилье, где довел список воздушных побед до 9 сбитых самолетов. За свои подвиги Розенштейн был награжден четырьмя орденами. "Железный Крест" 1-го класса получил за то, что, тяжело раненный в воздушном бою, смог дотянуть подбитый самолет до своего аэродрома.
Летчики Luftwaffe были овеяны легендарной славой и всенародным поклонением. В среде пилотов царил рыцарский кодекс чести, создателем которого был барон Манфред фон Рихтгофен, самый выдающийся германский ас, сбивший в воздушных боях 80 вражеских самолетов. Рихтгофен, в родословной которого прослеживаются и еврейские корни, в своем кодексе чести провозгласил братство боевых летчиков; только личное мужество и летное мастерство были единственными критериями пилота.
"Братство" немецких и еврейских летчиков безвозвратно исчезло, когда к власти в Германии пришли нацисты. Сразу же начались преследования немецких евреев. Ограничения вводились постепенно, однако, итогом их стала Катастрофа...
Еврейские летчики Luftwaffe, еще недавно бывшие примером германской воинской доблести, стали объектом антисемитской пропаганды, нацисты стерли память о подвигах 120 тысяч еврейских солдат и офицеров германской армии во время I мировой войны, еврейские солдаты Германии подверглись глумлению и издевательствам.
Нацисты переписали германскую военную историю, чтобы полностью исключить из нее еврейское участие. Методы, которыми они пользовались, традиционны для антисемитов.
Так, была уничтожена могила еврейского аса, героя войны — капитана Вильгельма Франкля. Его имя было вычеркнуто из истории германской авиации, из списков кавалеров ордена Pour-le-merite, всякое упоминание о нем было запрещено.
Еврейские летчики разделили судьбу всех немецких евреев — их ждала либо смерть в нацистских концлагерях, либо изгнание.
Еврейский ас Вилли Розенштейн после войны стал хозяином авиаклуба. Нацисты запретили евреям летать и пользоваться аэродромами.
В 1936 году Розенштейн решил покинуть нацистскую Германию, однако, нацисты всячески усложняли отъезд евреев, облагая огромными налогами еврейское имущество. О проблемах Розенштейна стало известно Герингу, поддержавшему его дружеским письмом. Благодаря вмешательству Геринга Розенштейну удалось вывезти три своих самолета. Он обосновался в Южной Африке, где продолжил подготовку пилотов на своем частном аэродроме. Сын Розенштейна, Стюарт, пошел по стопам отца. Он стал пилотом британских королевских ВВС. 2 апреля 1945 г. военный летчик лейтенант Стюарт Розенштейн погиб в воздушном бою над Италией. Сам Вилли Розенштейн погиб смертью пилота — в 1949-м разбился на своем самолете.
Еврейский летчик лейтенант Фриц Беркхардт был героем войны: среди его боевых наград — "Железный Крест" 1-го класса. После капитуляции Германии в 1918-м лейтенант Фриц Беркхардт отказался сложить оружие и на своем самолете перелетел в нейтральную Швейцарию. Однако в 1935-м Фриц Беркхардт был арестован гестапо "за связь с арийской женщиной" и заключен в концлагерь. Его однополчанин Бертольд Гутман, глава еврейской общины Франкфурта, обратился к Герингу с просьбой ходатайствовать об освобождении Беркхардта. Реакция рейхсмаршала была мгновенной — Фриц Беркхардт был освобожден из концлагеря и получил возможность бежать из Германии.
Куда трагичнее сложилась судьба самого Бертольда Гутмана, религиозного еврея, в годы войны — военного пилота, награжденного "Железным Крестом". Он возглавлял еврейскую общину Франкфурта до 1943-го, когда вместе с семьей и последними франкфуртскими евреями был депортирован в Освенцим, где и принял мученическую смерть в газовой камере.
Кавалер "Железного Креста" лейтенант Фридрих Рюденбург воевал в эскадрилье Рихтгофена. После войны Рюденбург стал инженером-электриком и сделал блестящую карьеру в электрической промышленности. Однако разгул антисемитизма в Германии вынудил его бежать из нацистского государства. Рюденбург обосновался в Эрец Исраэль.
Разгром нацистской Германии стал поворотным пунктом в еврейско-немецких отношениях, включая авиацию. В ФРГ были предприняты огромные усилия для того, чтобы восстановить эти отношения. Свидетельством этого стало возрождение запрещенных при нацизме имен еврейских асов.
22 ноября 1973 г. прошла торжественная церемония присвоения имени еврейского аса Вильгельма Франкля 74-й эскадре истребительной авиации Германии с участием председателя Совета немецких евреев и генерального инспектора германских ВВС генерал-лейтенанта Гюнтера Раля.
Надо сказать, что ныне израильская авиация — Хейль Авир — одна из крупнейших в мире, значительно превосходит самолеты Luftwaffe и количественно (парк боевых самолетов израильских ВВС составляет более 800 самолетов, тогда как в германских ВВС всего лишь 559), и качественно. По уровню боевой подготовки и боевому опыту летчики Хейль Авир считаются лучшими в мире.
Поэтому Германия заинтересована в сотрудничестве с израильтянами в военной авиации. Об этом свидетельствуют совместные учения израильских и германских ВВС, прошедшие в 2003 г. на авиабазе НАТО на итальянском острове Сардиния. Летчики германской 71-й эскадры "Рихтгофен" были вдребезги "разбиты" израильскими асами в учебных боях, однако, немцы были благодарны своим израильским учителям.

Александр ШУЛЬМАН,
"Алеф".

По публикации в "Еврейском обозревателе".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.